Татарский цирковой коллектив «Юность» - В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ
В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Татарский цирковой коллектив «Юность»

В этом году Татарскому цирковому коллективу «Юность» исполнилось десять лет. Напомню, что он был создан в городе Казани.

Первый спектакль, называвшийся «Сабантуй», показан 23 июня 1970 года. С того дня коллектив успешно гастролирует по стране. Бывал и за рубежом. Творческая деятельность этого ансамбля постоянно находится под добрым и пристальным вниманием партийного руководства республики. Министерства культуры Татарии и, само собой разумеется, Союзгосцирка.

Приятно отметить, что за прошедшее десятилетие ведущие исполнители коллектива выросли в подлинных мастеров цирка. Это дрессировщики заслуженная артистка Татарской АССР Р. Ибрагимова и Г. Ибрагимов, демонстрирующие «Танцующих медведей», исполнители номера «Акробаты с бочками» заслуженный артист Татарской АССР И. Рахматулин и А. Рахматулииа, коверные клоуны заслуженные артисты Татарской АССР Р. Абдикеев и 3. Мустафин, номер «Групповые жонглеры» под руководством заслуженного артиста Татарской АССР Д. Гибадуллина и другие. Их имена хорошо известны поклонникам циркового искусства.

Отмечая сегодня свой юбилей, который совпал с 60-летием Татарской республики, коллектив подготовил новую программу. Ее премьера по традиции состоялась в Казани. Над спектаклем «Праздник дружбы» работала большая творческая группа, которую возглавил режиссер-постановщик М. Злотников. Музыку для представления писали композиторы заслуженный деятель искусств Татарской АССР А. Монасыпов, Б. Трубин, Р. Губайдуллин, а эскизы оформления рисовал художник заслуженный деятель искусств Татарской АССР А. Кноблок. Постановка всей программы велась по сценарию, разработанному М. Злотниковым совместно с поэтом Г. Харисовым и драматургом А. Братовым.

Еще надо сказать о том, что специально к юбилейному спектаклю в Татарском коллективе готовилось несколько новых номеров: «Художник-моменталист» в исполнении И. Зарипова, «Ренские колеса» в качестве второго номера группы жонглеров, возглавляемых Д. Гибадуллиным, «Забавные кошки» дрессировщика В. Анисимова и буффонадный иллюзионный номер для Т. Абдикеевой с участием коверных Р. Абдикеева и 3. Мустафина. К созданию этих произведений были привлечены режиссеры И. Байков, заслуженный работник культуры РСФСР Б. Гизатуллин, балетмейстер Г. Гвоздев, осуществивший также танцевальные заставки в программе.

Как видите, постановочная группа была представительной. Добавлю еще, что работу с коверными над новым репертуаром и выпуск комического иллюзионного номера доверили мне. Таким образом, я оказался, как говорится, в самой гуще событий. Подготовка юбилейного спектакля проходила напряженно. Вскрылось много проблем как организационных, творческих, так и кадровых. Например, жизненно важным вопросом для дальнейшего существования Татарского коллектива является приток новых артистических сил. Однако, как это ни странно, в течение своего первого десятилетия национальный ансамбль почти не пополнялся выпускниками из циркового училища- Приятное исключение составляют, пожалуй, лишь Р. Хусайнова, Р. Абдикеов и 3. Мустафин. Они в разное время вышли из стен ГУЦЭИ. Остальные же артисты пришли на манеж или из художественной самодеятельности, либо из спортивных секций.

В предпремьерные дни наряду с творческими и организационными вопросами решались кадровые проблемы. В беседах с заведующим отделом культуры Татарского обкома КПСС М. Мусиным и заместителем министра культуры Татарской АССР Р. Харисовым были намечены необходимые меры, которые должны способствовать систематической подготовке в ГУЦЭИ исполнителей для коллектива.

К слову сказать, вопрос пополнения ансамбля молодыми артистами актуален не только для Татарии. Он остро стоит перед большинством национальных цирковых коллективов. В силу этого, как мне кажется, его решение следует согласовать с руководством каждой республики, имеющей свой самобытный цирк. Ибо, как показывает практика, без постоянного пополнения национальные ансамбли распадаются.

Работая над юбилейным спектаклем «Праздник дружбы», постановочная группа стремилась к раскрытию национальных особенностей Татарского цирка. В результате представление получилось впечатляющим. В спектакле органично переплелись элементы народного праздника, мотивы старинных легенд и современность. Программу открывает звонкий парад-пролог, рассказывающий о выдающихся достижениях тружеников Татарии, о дружбе народов Советского Союза. Осуществляя режиссерское решение значительных том, М. Злотников развернул динамичное действие, выплеснувшееся с арены на сценическую площадку и три экрана, расположенные по кругу купола. Красочное оформление, яркие национальные костюмы, заразительная музыка и вихревой темп номеров, их разнообразие захватили зрителей. Артисты выступали перед земляками с полной отдачей сил.

Местная пресса писала, что за последние годы это, пожалуй, одно из лучших представлений, показанных на манеже Казанского цирка. Выделить кого-либо из программы сложно, да и не хотелось бы. Старались все, поэтому спектакль получился на редкость удачный. Скажу лишь о том, что новые номера также внесли свою лепту в общий успех программы. Конечно, еще рано говорить о завершенности их. Как известно, цирковые произведения окончательную огранку получают на манеже, оттачиваясь и шлифуясь годами. Однако уже сейчас видно, что у новых номеров есть хороший запас творческого потенциала. Это дает основание верить в их перспективность.

После показа представления в столице Татарии коллектив вновь отправляется на гастроли по стране. Новый спектакль «Праздник дружбы», включенный в творческую программу, подготовленную Союзгосцирком навстречу XXVI съезда КПСС, увидят труженики многих городов нашей Родины.

СЕРГЕЙ МАКАРОВ, директор ГУЦЭИ, кандидат искусствоведения

оставить комментарий

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Рейтинг.ru