Московскому большому государственному цирку на проспекте Вернадского 35 лет. Корреспонденту "Труда-7" удалось побывать там, куда посторонних никогда не пускают, - в цирковом подземелье, где расположен пульт управления всеми чудесами.
ГЛАВНАЯ КНОПКА
Даже самые преданные зрители, изучившие здание Большого цирка вдоль и поперек, вряд ли догадываются, что рассмотрели только верхушку айсберга. Мировую славу сказочный дворец, построенный по проекту творческой группы под руководством архитектора Белопольского, заслужил за его уникальные возможности.
Только в этом цирке - сразу пять сменяющихся манежей: конный (тот самый, на котором обычно идут представления), иллюзионный (напичканный тайниками), световой, ледовый и водный. Но увидеть их одновременно возможно, лишь спустившись в святая святых - цирковое подземелье. Снизу цирк больше похож на огромный завод, где немудрено заблудиться. За каждой из дверей - особый цех, там трудятся инженеры, механики, слесари, электрики, обеспечивающие бесперебойную работу самой разной сухопутной и водной машинерии. Мой проводник - механик Сергей Хазов. Он дежурит сегодня на пульте управления подъемника манежей, который располагается в так называемом сценическом подвале. Вот это, по-моему, самое интересное место в подземном царстве. Если мысленно прочертить его границы по верху, то начинать нужно от городка аттракционов и двигаться дальше - через фойе, зрительный зал вплоть до решеток вокруг цирка.
Сейчас, когда до третьего звонка еще с полчаса, в сценическом подвале царит тишина. По бокам на возвышении "отдыхают" четыре манежа, а пятый, центральный, покоится на площадке, лежащей на массивном "стакане".
- Подъем и опускание площадки производятся по принципу винтового домкрата, - объясняет Сергей, пока мы спускаемся по узкой лестнице еще на 7 метров ниже, в трюм. Там стоят два мощных двигателя, которые по очереди приводят в действие могучие винты. А чтобы винты могли опуститься до упора, под ними сделана шахта для кессонов. В общем, продырявили землю-матушку метров на 20.
- А почему работает только один двигатель? Второй, что, в резерве - на случай поломки?
- Не только. Двигателям нужно давать отдых, ведь они трудятся в жестком режиме: поднимают до 240 тонн за одну "ходку". Самый тяжелый манеж - ледовый. Чтобы он не гнулся под 15-сантиметровым слоем льда, его основание значительно усилено. Ну и плюс вес самой площадки... Да-а, что-то мне резко разонравилось торчать в шахте, когда над головой такая вот махина... И мы переходим в сценический подвал, поближе к пульту, где уже загорелись разноцветные кнопки. Слева - главная кнопка - красная, размером с блюдце. Она для мгновенной остановки в случае аварии.
КОМАНДА "ПОДЪЕМ"
А в зале тем временем начинается праздник жизни. Из пушки прямо на Луну улетает несравненная Мэри, публика хохочет над проделками клоунов... Тем временем в подвале становится все многолюдней: на ледовый манеж, стоящий справа от нас, выходят на разминку фигуристы.
Но вот свет в подвале вырубают - и на пульте появляется команда: "Подъем". Хазов нажимает на кнопку, раздается гул механизмов (но в зрительном зале ничего не слышно). Вверху появляется полоска света - это опускается основной манеж. Артисты, принимая красивые позы, укладываются на ковер: арена вместе с ними уходит вбок под низко нависающий потолок.
А в подвале по проложенным на полу специальным рельсам проплывает ледовый манеж вместе с фигуристами, чтобы занять освободившееся место по центру. От катка заметно тянет холодом (оказывается, лед на катке замерзает при минус 17).
НЫРЯЮТ ВСЕ!
Помните арифметическую задачу про бассейн, в который из одной трубы вода вливается, а из другой совсем наоборот? Дарю школярам ответ: цирковой бассейн наполняется за 8 минут и 45 секунд, при этом из второй трубы, похожей на толстую кишку, хлещет совсем не вода, а... воздух. Историки расходятся во мнении, когда впервые в цирке применили водный манеж. По одним сведениям, в 1886 году в Париже, по другим - это произошло в лондонском цирке Астлея на 15 лет раньше. Демонстрировали водяные пантомимы и в России - в петербургском цирке Чинизелли (1892 г.), позже в цирках Саламонского, братьев Никитиных, Труцци, Годфруа. Старые москвичи, возможно, еще помнят постановки 1920 - 1930 годов: "Черный пират", "Махновщина", "Москва горит"... А "Карнавал на Кубе", показанный в старом цирке на Цветном в 1962 году, не успели забыть и зрители среднего возраста. Но для спектаклей тех лет использовали бассейны, которые устанавливались стационарно. Даже при сдаче нового цирка на проспекте Вернадского сделать трансформационный манеж не удалось. Дело сдвинулось, когда у циркового руля встал Евгений Милаев. В то время он был женат на Галине Брежневой, и всемогущий генсек всячески поддерживал зятя.
Теперь во время представления огромную чашу бассейна глубиной 3 метра поднимают пустой, а воду в нее запускают на глазах у публики. Через иллюминаторы видно, как бурлит поток: за 10 минут в "бадейку" вливается 350 кубов.
- Если вытянуть все наши трубы и электропроводку, до Луны достанем, - улыбается ветеран бригады Роберт Энглин, которого все зовут Палычем. - Впервые мы запустили воду на Олимпиаду-80, совершенно фантастическими получились Фестиваль-85 и спектакль "Сойки". А чаще бассейн применяется разово.
- Почему?
- Вода, электричество - все это очень дорогое удовольствие. Для начала мы набираем в специальную емкость (так называемый бак чистой воды) 500 кубов и греем их до температуры 28 - 30 градусов, чтобы не замерзли пловчихи. Во время спектакля по сигналу режиссера тремя насосами вода перекачивается в бассейн. Часть ее остается в запасе: на тот случай, если не получится запустить фонтаны из бассейна. А вообще вода идет по замкнутому кругу, хотя потери все равно неизбежны. Раз в неделю воду меняем полностью.
- Сколько всего фонтанов?
- Самый главный - центральный, он бьет с поплавка на 28 метров вверх, его мощность 4 атмосферы. Вокруг него 80 струй по 2,5 метра. Еще 235 фонтанчиков расположены по барьерам.
- Роберт Павлович, бассейновое хозяйство монтировали при вас?
- Да, я потому и пришел в цирк. Чертежи разрабатывали в Моспроекте, а саму конструкцию изготовили на машиностроительном заводе в Электростали. Это очень серьезное инженерное сооружение. Ничего подобного в мире нет.