Акробатика
Одно из самых значительных мест в репертуаре цирка занимает акробатика. Композиция акробатических номеров на сцене мало отличается от номеров на манеже.
Одна из задач, возникающих при показе акробатических композиций на сцене, это подготовка пола для прыжков. Правда, хорошо тренированные прыгуны не ощущают особой разницы между манежем и сценой. И тем не менее прыгать на твердом деревянном полу не только вредно, но и опасно. Мягкие приходы в прыжках — признак квалификации прыгуна. Специалисты говорят, что чем менее «слышен» прыгун, тем выше его мастерство. Прыгун не должен «бить» пол при приходах. Свойство прыгучести во многом зависит от природных данных, которые можно развивать и совершенствовать с помощью последовательных и упорных тренировок. Цирковой прыжок по мягкости должен быть таким же, как в балете.
Сольные акробатические номера вошли в историю цирка под названием «пирамид». Это произошло, вероятно, потому, что почти все артисты исполняли их на пьедесталах, напоминавших пирамиду — площадку в виде стола с лесенками с двух сторон.
Исполнители обычно поднимались на руках по одной из лесенок, затем демонстрировали свои трюки на площадке-столе, используя в качестве реквизита велосипедный руль (для стоек на руках), приспособление для копфштейна*, кубики, тросточки, бутылки и т. п. В финале исполнители снова на руках спускались по второй лесенке. Номера, в которых преобладают трюки чистого баланса, конечно, нужно отнести к эквилибристике. Но когда выступление строится на сложнейших трюках силовой акробатики, номер считается акробатическим.
* Копфштейн — баланс на голове без помощи рук. Так называют стойку — голова в голову.
Прыгуны в цирке редко выступают как солисты. И это естественно: артисту-одиночке трудно исполнить нужное для номера количество прыжков. Но зато в таких номерах демонстрируются прыжки, которых не увидишь в групповых выступлениях. Репертуар прыгуна-солиста, как правило, состоит из оригинальных трюков. В финале номера исполнитель обычно прыгает с трамплина через высокие препятствия, в обручи и «бочки» («бочка» — несколько обручей, обтянутых материей, ее можно как гармошку растягивать до нужных размеров).
В 1941 году в трамплине, сконструированном мной для номера под руководством В. Довейко, был применен резиновый амортизатор. По своим качествам этот трамплин превзошел другие конструкции и стал популярен не только в цирке, но и в спорте. Он позволяет исполнять самые сложные прыжки с меньшей затратой энергии, чем на обычных трамплинах (рис. 1). Демонстрация оригинальных прыжков для зрителя представляет большой интерес. Как правило, номера прыгунов-солистов включают в программы «Цирка на сцене».
Групповые акробатические номера. Мы предлагаем вам познакомиться с тремя номерами групповой акробатики — акробатическими пирамидами «трио», «четверка» и «пятерка», которые относятся к разделу силовой акробатики. Основные элементы ее — стойки на руках и баланс на голове (копфштейн).
«Трио» — самый популярный состав.
Исполнители — нижний, средний и верхний — должны быть правильно подобраны по росту и весу. Нельзя включать в группу верхнего небольшого роста, если нижний и средний хорошо развиты и мускулисты. Идеальная разница в росте — четыре-пять сантиметров. Номер можно исполнять на пьедестале и на полу. Если композиция будет демонстрироваться на пьедестале, участники могут занять места до открытия занавеса, став друг за другом — нижний, средний, верхний — в профиль к зрителям.
Перечень трюков дается в той последовательности, в которой они исполняются. Средний становится на плечи нижнего. Лучше, если он сделает сначала стойку на руках у нижнего, а затем перейдет на его плечи и встанет на них ногами. Верхний подает руки среднему — передним хватом — и переходит в переднюю стойку* (рис. 2, 3), затем садится на плечо среднего верхом, отпускает руки, повертывается на пол-оборота и переходит в обычную стойку — опускание на «свечку» (рис. 4), далее, как профессионалы говорят, темпом, то есть толчком (с помощью нижнего) переходит обратно в стойку на руках «свечка» (рис. 5), затем — копфштейн на колонне (рис. 6) и снова в стойку на руках, после чего верхний садится на плечи среднего, средний садится на плечи нижнего — переход на полуколонну** (рис. 7). На полуколонне верхний выполняет стойку на одной руке на голове среднего (рис. 8), потом переход руки в руки (то есть опять в полуколонну) и — на «мосты». Это выполняется так: верхний со стойки переходит на бедра среднего, встает на ноги и оттягивается вперед. Нижний выполняет «мост» с упором одной рукой и подхватывает среднего за шею. Средний делает «мост». Верхний переходит в стойку на руках.
После «мостов» акробаты снова выполняют полуколонну: верхний со стойки садится на плечи среднему, средний на плечи нижнему, а из этого положения уже переход на колонну. Построение выполняется так: средний ставит ногу на согнутую в локте руку нижнего и, опираясь рукой о голову нижнего, встает ногами на его плечи. То же делает и верхний. Затем исполняется трюк, который можно назвать «кульбит втроем», (рис. 9, а, б, в).
* Передняя стойка начинается из положения, когда исполнители стоят лицом друг к другу. Обычная стойка — партнеры стоят в затылок друг к другу.
** Полуколонна — акробатическая пирамида, в которой нижний — в полу-приседе, у него на коленях стоит средний и держит руки в руки верхнего.
Верхний приседает на плечах среднего и опускается, как при выполнении трюка «свечка». За ним опускается средний. Он держит верхнего за ноги, как при выполнении трюка «трактор». Верхний делает на полу передний кульбит*, за ним делают кульбит средний и нижний. Потом движение выполняется в обратной последовательности и снова строится колонна. Правда, обратный вход на колонну довольно сложен: нижний должен присесть очень низко, беря среднего за плечи.
*Кульбит (кувырок, перекат) — переворот вперед, назад или в сторону с опорой на пол спиной.
Закончить номер можно «падающей» колонной. Исходное положение — колонна из трех. Исполнение: колонна падает вперед, сохраняя прямое положение до образования острого угла с полом сцены. Потом средний и верхний спрыгивают на пол и делают кульбит. Можно уйти со сцены и в колонне из трех (верхний — в стойке на руках). Верхний и средний демонстрируют трюки, не сходя с плеч нижнего. По такому же принципу могут быть построены и другие композиции.
На рис. 10—16 показаны пирамиды, исполняемые четырьмя участниками. Это тоже весьма популярный состав. Акробатические пирамиды для четверки, конечно, известны артистам самодеятельности. Номер для пяти участников. На рис. 17 показана пирамида, в которой два нижних держат трех верхних в стойке на руках. Исходное положение: исполнители стоят рядом — два верхних по краям и один — в центре. Верхние переходят на плечи нижних (сначала — стоящие по краям, потом тот, что в центре) и выжимают стойки на руках.
Сходят с пирамиды одновременно: средний — на пол, а боковые — на плечи нижних. На рис. 18 — продолжение пирамиды: средние подают руки верхнему, и он выполняет стойку на руках. Затем верхний переходит на плечи к одному из средних, далее идет перестроение в новую пирамиду (рис. 19). Выполнив ее, все трое верхних приходят на пол.
В пирамиде, показанной на рис. 20, сначала встают в позы боковые исполнители, затем выжимают стойки на руках верхние, после чего — приход на пол. Следующая пирамида (рис. 21) — нижний крепко держит двух средних за головы, те упираются руками в бедра нижнего. Свободный партнер (нижний) подает верхнего с плеч на ноги средних. Для выполнения новой пирамиды на двух средних должны быть надеты крепкие пояса. Нижний берет средних за пояса и поднимает на прямых руках (рис. 22). Чтобы выполнить это движение, нижний приседает, а средние ставят ему носки ног на верхнюю часть бедер, благодаря чему создается устойчивое положение. Верхние выжимают стойки на руках средних. Пирамида, показанная на рис. 23, — средний становится на колени нижнего и берет на плечи одного из верхних, который затем переходит в стойку на руках на голове среднего. Второй средний ложится на руки нижнего и среднего, а второй верхний на ногах у среднего выжимает стойку на руках.
Построение следующих пирамид понятно из рис. 24, 25, 26.
Пирамида, которую мы видим на рис. 27, вначале строится как колонна из трех. Затем исполнители переходят на полуколонну. Одного верхнего подает партнер, второй верхний взбирается сам.
Пирамида, показанная на рис. 28, достаточно популярна, ее построение не требует особых объяснений. Рис. 29 запечатлел старинный трюк — «мост». Для выполнения его необходим точный подбор акробатов по весу и росту. Строится колонна из трех, где верхний находится в положении копфштейна, и колонна из двух. Затем обе колонны сходятся, верхний из правой колонны ставит ноги на голову среднего левой колонны. Теперь нижние постепенно начинают расходиться, наклоняются все ниже и ложатся на пол, а затем встают. Получается «мост».
На рис. 30 показана пирамида с лесенками. Это хотя и несложный, но красивый трюк.
Пирамида для пяти исполнителей можно придумать очень много. Делают четыре «моста» — один на другом, полуколонну из пяти и т. п. Акробатические пирамиды на сцене можно оформить особенно эффектно. Сцена позволяет дать любой фон и цветные подсветы. На занавес (задник) можно дать световую проекцию с любыми рисунками и менять их с каждым следующим трюком.
Наибольшей популярностью в цирке, в самодеятельности и на спортивной площадке пользуются художественно-акробатические группы, которые не требуют аппаратуры. В основе их — мастерство исполнителей, а это всегда интересно.
Акробатический вольтиж* требует исполнителей высокой квалификации и в силовой акробатике, и в прыжковой, и в так называемой «плечевой».
Трюковой репертуар вольтижа известен и профессионалам и любителям. Мы предлагаем вариант с оригинальным трамплином, особенность которого состоит в том, что оба его конца бросают и не требуется специальный отбивающий, как в номере с подкидной доской.
На рис. 31 дана схема такого «самобросающего» трамплина. Это укороченная подкидная доска, концы которой соединены амортизаторами с нижней, основной, рамой. Высота трамплина регулируется. Трюковые возможности исполнителей, работающих на этом аппарате, огромны. Приведем несколько простейших комбинаций (для удобства конец доски, расположенный ближе к исполнителям, условимся называть первым, расположенный дальше — вторым).
Первая комбинация: исходное положение — нижний стоит спиной к первому концу трамплина. Верхний в двух метрах перед нижним. Нижний перебрасывает верхнего (с фуса***) через себя на первый конец трамплина. Дальше — прямой прыжок на второй конец, затем — заднее сальто на первый конец, потом полфлик-фляка**** в руки нижнего, сход на первый конец и заднее сальто на плечи нижнего. Затем нижний поворачивается спиной к трамплину, верхний выполняет заднее сальто с плеч нижнего на первый конец трамплина, потом заднее сальто на второй конец трамплина и прямой пассаж руки в руки к нижнему (в переднюю стойку). Со стойки верхний переходит на первый конец трамплина и выполняет заднее сальто (или пируэт-сальто) через трамплин на пол.
*Вольтиж — разновидность акробатики, в которой один из исполнителей — вольтижер — перелетает от партнера к партнеру в разных положениях. В воздушных номерах — это артисты, перелетающие с трапеции на трапецию или в руки ловитора. Один из видов конной акробатической езды также называется вольтижем. В партерной акробатике артиста, перелетающего от партнера к партнеру, называют вольтижером. Отсюда н ганд-вольтиж или ручной вольтиж.
**Отбивающий — один из участников номера с подкидной доской, обязанность которого прыгать на один из концов доски (отбивать), чтобы подбросить вверх партнера, стоящего на втором конце.
***Фус — акробатический прием, когда один партнер подбрасывает другого с помощью соединенных вместе рук, на которые второй акробат ставит ногу.
****Флик-фляк — акробатический прыжок. Переворот назад, прямым корпусом, с опорой обеими или одной рукой о пол.
Вторая комбинация: верхний с фуса выполняет прямой прыжок на второй конец трамплина, затем обратно в стойку на руках (стрекосат), после чего курбетом* сходит на передний конец трамплина и делает заднее сальто на плечи нижнего (или пируэт-сальто), затем прямой прыжок с плеч на первый конец, потом твист** на второй конец и заднее сальто на пол (или двойное сальто на пол).
*Курбет — переход (прыжок) в стойку на рунах и обратно.
**Твист — переворот в воздухе (сальто) с пол поворотом.
Трамплин может быть использован в сюжетном эксцентрическом номере «На вокзале». Исполнители — носильщики. Усталые, они несут тяжелый ящик (рис. 32). Решили отдохнуть. Опускают ящик на землю. Устраиваются поудобнее. Отдыхают. Взглянув на часы, один, вскочив, предлагает продолжить работу. Второй протестует. Первый действует решительно, заставляя товарища взяться за ящик. Все это решается приемами пантомимы. Самым сложным в таких сценках является переход к цирковым трюкам, развивающим сюжет.
Носильщики пытаются поднять ящик, но роняют его и переворачивают. Выясняется, что крышка ящика мягкая, как матрац! Носильщики прыгают на крышку, но отскакивают от нее, как мячики! Начинается своеобразная игра — переход к все более усложняющимся трюкам (рис. 33, 34, 35). При разработке этой части сценки нужно помнить о паузах для отдыха. Каждая пауза — новое комическое положение, в которое попадают исполнители. В финале нужно унести ящик. Предлагаем такой вариант финала: подняв ящик, носильщики ставят его на головы, поддерживая руками. Маршируя в ногу, они исполняют передний кульбит, не роняя ящика (рис, 36). Необходима синхронность движений и умение «жонглировать» ящиком. Его нужно поддерживать то руками, то головой, то спиной, то ногами. Номер длится шесть-семь минут. Он должен идти в сопровождении веселой музыки.
Популярны также эксцентрические номера, в которых исполнители играют акробатов-неудачников. Исполнители ведут себя при этом уверенно, они весьма довольны собой, хотя у них ничего не получается. Артисты демонстрируют оригинальные трюки, но выполняют их так, чтобы зрителям казалось, будто они ничего не умеют. Следует обыграть каждое положение и каждый трюк. Фрагменты такого комического номера сейчас чаще всего можно видеть в репертуаре коверных.
Оригинально пародирование немого фильма. Исполняется фрагмент захватывающего сюжета, с выстрелами, дракой, погоней и т. д. Лента «рвется». Персонажи на время застывают... темнота и... опять продолжение. Луч освещает сценическую площадку. Перед прожектором вращается диск с отверстиями, возникает впечатление мелькающих кинокадров.
Есть эксцентрические номера, целиком построенные на прыжках, на каскадах, то есть на прыжках-падениях. Исполнителей таких номеров называют акробатами-каскадерами. Исполнение каскадов — искусство трудное. Мастера каскада демонстрируют самые разные падения, в том числе и на жестком полу, без болезненных последствий для себя. Это — чистая техника. В старом цирке технику каскада обязательно изучали и акробаты и клоуны. Большинство клоунад было построено на потасовках, ударах, падениях. Умение получить апач* было обязательным.
*Апач — фальшивая пощечина.
По эксцентрической акробатике почти нет пособий, и мы считаем полезным рассказать о ней. Существует огромное количество ярких, оригинальных трюков, у которых даже нет точного названия. Основные из них нужно знать исполнителю любого эксцентрического номера.
Итак, главное в мастерстве акробата-эксцентрика — умение выполнять разнообразные каскады: падения, решенные как цирковой трюк. Такое умение подразумевает мастерское координирование движений, идеальную ориентацию в воздухе. С разучивания каскадов должен начать каждый, кто репетирует эксцентрический номер. Среди множества различных каскадов есть два основных: передний —падение вперед и задний — падение на спину. Выполняются каскады высоко, низко, быстро, медленно. Все зависит от сюжета номера.
Акробат идет или бежит. Неожиданно он «спотыкается» и падает лицом вниз, на живот — передний каскад. Его нужно выполнить так, чтобы зрителю падение казалось естественным и чтобы артист не ушибся. Этот трюк труднее сделать на бегу и с высокой фазой полета.Техника переднего каскада заключается в следующем: исполнитель идет обычным шагом. Там, где ему предстоит падение, он делает одной ногой маленький скользящий прыжок, а другой — как бы сам себе подставляет ножку. При этом исполнитель взмахивает руками, делает курбет почти в стойку на руках. Руки служат амортизатором. Их сразу же нужно согнуть, чтобы коснуться пола сначала грудью, потом прогнутое тело перекатом перевести на живот и на бедра. Выпрямлять ноги в этот момент нельзя, чтобы не удариться коленями и носками об пол; чтобы добиться видимости естественного падения, ноги надо держать согнутыми. Репетировать передний каскад следует на ручной лонже, не снимая ее до тех пор, пока все детали прыжка не будут выполняться безукоризненно. Каскад сначала отрабатывают на мягком мате, а потом постепенно переходят на более жесткий. Только хорошо освоив каскад на месте, можно начать тренировки его на бегу. Исполнителю необходимо уметь делать высокий каскад, высокий и длинный, а также низкий и короткий.
Задний каскад — трюк более трудный не только технически, но и психологически. Предположим, исполнитель пятится от кого-то, наступающего на него, и, зацепившись ногами за препятствие, падает. Для этого нужно согнуть ноги и, подпрыгнув, опрокинуться на спину. Руки в этот момент следует отвести возможно дальше назад, чтобы падение пришлось на них. Самортизировав руками, исполнитель перекатывается на лопатки, потом на всю спину и принимает положение упавшего человека. Трюк закончен.
Начальные тренировки заднего каскада проводят на ручной лонже. Не следует увлекаться при этом высотой прыжка. На первом этапе тренировок не нужно делать прыжок с обеих ног. Исполнитель начинает приседать на одной ноге, а вторую ногу выбрасывает вперед вверх, как при ударе по футбольному мячу. Переход с одной ноги на спину безопаснее. Задний каскад выполняется таким же образом и в тех случаях, когда руки артиста заняты и он не может ими самортизировать. Чаще всего задний каскад исполняется после толчка в грудь. Нужно добиться синхронности движения партнеров, что требует особого терпения на репетициях. Получив толчок от партнера, исполнитель каскада не должен задерживаться ни на мгновение!
Существует более сложный вариант заднего каскада — каскад с полпируэтом (с поворотом в воздухе). Начало трюка такое же, как и при обычном каскаде, но когда тело исполнителя находится уже в воздухе, он делает полпируэта и на пол приходит плашмя лицом вниз.В эксцентрической акробатике нужно буквально виртуозно освоить такие на первый взгляд простые движения, как все способы входа на плечи партнера, умение стоять ногами на плечах нижнего так, чтобы нижний не держал руками ноги верхнего, умение стоять ногами на голове партнера. Существует несколько способов входа па плечи партнера. Самый простой первый — стать друг против друга, взявшись руками накрест. Верхний ставит ногу на бедро нижнего, вторую — на плечо. Нижний слегка приседает, помогая верхнему занять нужное положение. Как только обе ноги верхнего коснутся плеч партнера, нижний накладывает кисти рук на икры ног верхнего.
Правильное положение верхнего на плечах нижнего: пятки ног соединены вместе и оттянуты вниз. Ноги чуть согнуты и касаются головы нижнего. Ни в коем случае не следует переступать с ноги на ногу («танцевать») и переходить с носков на пятки. Корпус выпрямлен без всякого напряжения. Но верхний все время должен чувствовать упор о голову нижнего. Это очень важно в положении, когда нижний не держит партнера за ноги. Во время репетиций нижний должен двигаться и даже бегать с верхним, стоящим на плечах. Так партнеры привыкают друг к другу.
Второй способ. Нижний становится в затылок верхнему, и партнеры берутся за руки, как для исполнения стойки на руках. Верхний, опираясь на руки нижнего, чуть подпрыгивает, а нижний поднимает его и ставит себе на плечи.
Третий способ. Верхний становится позади нижнего, подает ему руки, а правой ногой опирается на отставленную назад ногу нижнего. Опираясь на руки и помогая толчком ноги, верхний встает на плечи нижнего, после чего сразу же отпускает руки.
Четвертый способ. Партнеры становятся лицом друг к другу н берутся руками накрест. Из этого положения верхний темпом, с прыжка, сразу встает на плечи нижнего. Это — красивый и быстрый способ входа верхнего на плечи нижнего.
Пятый способ. Вход верхнего на плечи нижнего без помощи рук. Нижний становится спиной к верхнему и приседает. Правую руку он кладет себе на верх бедра сбоку, у пояса, ладонью вверх. Ладонь становится своеобразной ступенькой. Верхний ставит правую ногу на подставленную ладонь нижнего, выпрямляется на ней (в этот момент он должен немного навалиться на нижнего, чтобы не упасть назад), затем ставит левую ногу на плечо нижнего и, отжавшись на вей, ставит правую. Нужно добиться такой согласованности движений партнеров, чтобы верхний мог выполнять этот вход на плечи нижнего быстро.
Шестой способ. Вход верхнего на плечи нижнего с фуса. Нижний подбрасывает верхнего, как при выполнении сальто с фуса, н, сделав полпируэта, ловит его на плечи. Верхний должен держать корпус выпрямленным, пятки вместе и, приходя на плечи нижнего, самортизировать, чуть согнув ноги в коленях.
Седьмой способ представляет довольно сложный трюк, требующий прыгучести верхнего. Нижний приседает, а верхний сзади с небольшого разбега прыгает ему на плечи без помощи рук.
Есть трюки, для исполнения которых верхний должен становиться на плечи нижнего спереди. В таких случаях стоять следует не на самых плечах, а на верхней части груди нижнего.
Много внимания требует умение балансировать на голове нижнего. Эксцентрики должны хорошо не только стоять ногами на голове партнера, но и выполнять стойку голова в голову. Тщательно отработав этот трюк, партнеры во время исполнения его могут снимать пиджаки, читать газету, играть на каких-либо музыкальных инструментах и т. п.
Эксцентрик должен быть разносторонне подготовленным акробатом: хорошо стоять на руках, на голове. Чем выше его мастерство в прыжковой акробатике, тем лучше. Но все-таки некоторые трюки эксцентриков отличаются от подобных трюков в акробатике. Как, например, исполняет эксцентрик обыкновенное заднее сальто?
Предположим, артист изображает человека неуклюжего, боязливого, ничего не умеющего. Он должен, делая заднее сальто, прийти на пол не на ноги, а на живот! Зрителям кажется, что артист просто шлепнулся, но в действительности это не так. Комик-эксцентрик, выполнив заднее сальто, конечно, тоже приходит на ноги, но затем мгновенно делает каскад на живот. Великолепное владение техникой прыжка дает ему возможность разгруппироваться чуть раньше, чем при исполнении обычного сальто, и сделать вид, будто ноги его поехали назад н он упал. Такие трюки требуют идеальной координации движений.
Усложняется в эксцентрике и переднее сальто. Артист должен прийти не на ноги, а в сидячее положение на полу. Сделать это очень трудно, а неумелое владение трюком может привести даже к травме. В данном случае техника исполнения должна быть доведена до виртуозности. Акробат, сделав переднее сальто, тоже приходит на ноги, затем ноги его «скользят», он падает на подставленные руки, а потом садится. Все движения проделываются столь быстро и слитно, что зрителям кажется, будто сальто выполнено неумело и неудачно. Такой простой, можно сказать, вспомогательный элемент прыжков, как рондат*, эксцентрики превратили в забавный трюк (жаргонное название — «обезьяний прыжок»).
* Рондат — акробатический прыжок, помогающий прыгуну, не теряя инерции во время разбега, сделать поворот спиной в направлении движения. Связующий элемент в прыжковых комбинациях. В спортивной терминологии называется «переворот с поворотом».
Артист очень сильно разбегается, делает обычный рондат, но после прихода ног на пол корпус не разгибает и в таком положении, то есть на четвереньках, производит несколько прыжков в темп, используя инерцию разбега, В номерах акробатов-эксцентриков применяют самый разнообразный реквизит: столы, стулья, трамплины, лестницы-стремянки, шесты, обыкновенные деревянные лопаты и т. п. Предлагаем примерное либретто эксцентрического номера — сценки «В ателье добрых услуг». Действующих лиц двое — работница ателье добрых услуг и посетитель.
В центре сцены — прилавок-стол, стулья и журнальный столик. Графин с водой, стакан, утюг. Мужской манекен. После объявления номера появляется девушка в рабочем халате. В руках — пиджак. Девушка раскладывает его на столе и включает утюг. Входит посетитель в легком плаще. Просит почистить плащ. Девушка осматривает плащ, предлагает посетителю присесть, дает ему журнал. Посетитель надевает шляпу на голову манекена, садится, листает журнал.
Девушка расстилает плащ, начинает выводить пятна. Посетитель захотел покурить вынул из кармана коробку сигарет — она пуста. Спрашивает девушку, успеет ли сходить за сигаретами. Девушка разрешает, посетитель уходит. Сняв плащ со стола, девушка надевает его на манекен, старательно чистит. Манекен зашатался, его голова упала. Девушка поднимает голову манекена, насаживает ее на место, продолжает чистку. Голова снова падает.
Девушка начинает сердиться, нервно устанавливает голову на место, ищет, чем бы укрепить ее на манекене. Отходит. Возвращается посетитель. Девушка его не видит. Посетитель решил пошутить. Когда девушка повернулась спиной к манекену, он быстро снял плащ, надел на себя, манекен отставил, а сам встал в позу манекена. Девушка решила, что лучше всего закрепить голову манекена утюгом. Она подходит к посетителю, встает на стул и, думая, что перед ней манекен, ударяет по голове!
Начинается трюковая часть. Посетитель оглушен. Падает. (Падение нужно комически обыграть. Сначала артист делает несколько неуверенных шагов, потом, странно закручиваясь на подгибающихся ногах, оседает и... валится на спину.)
Увидев, что ударила утюгом не по манекену, а по живому человеку, девушка, естественно, растерялась. Она в ужасе! Бросается к лежащему, с трудом поднимает его. Поставив посетителя на ноги, девушка стремительно бежит к столу, быстро убирает графин и стакан — решила положить посетителя на стол. А посетитель медленно оседает. Опять «завинчиваясь», садится на пол, скрестив ноги.
Девушка бросается к посетителю, снова с трудом поднимает его, подтаскивает к столу и усаживает поперек стола. Но как только она пытается отпустить его — посетитель валится вперед. Девушка старается усадить его ровно. Вот, кажется, усадила. Взяв графин, наливает в стакан воду. Но посетитель падает назад, через стол (задний кульбит). Девушка ставит стакан, подбегает к посетителю, пытается поднять его на свое плечо. Делается это так: исполнительница подходит к лежащему, берет его за брючину на сгибе колена н тянет вверх — нога его сгибается (исполнитель делает это сам). Точно так же сгибается и вторая нога. Потом исполнительница берет правой рукой правую руку партнера и тянет к себе. Посетитель встает и начинает валиться вперед. Девушка подставляет плечо, посетитель «повисает» на ее плече.
Девушка с трудом несет пострадавшего к стулу, собираясь посадить его. Но посетитель задевает ногой за стул и стул опрокидывается. Девушка осторожно ставит посетителя на ноги и, придерживая его одной рукой, старается поднять стул. Но она не может дотянуться до стула, отпускает ношу, и посетитель снова падает на спину. Девушка ставит стул и... сама садится на него — устала.
Посетитель сделал какое-то судорожное движение. Девушка бросается к стакану с водой, мочит платок и кладет его посетителю на лоб. Пострадавший приходит в себя, садится... и как бы невольно обнимает девушку. Она освобождается. А посетитель снова начинает падать. Девушка подхватывает его, но посетитель вновь делает попытку обнять девушку. Она догадывается, что посетитель притворяется: он давно уже пришел в себя. Чтобы наказать его, девушка берет графин, собираясь вылить воду на голову притворщика. Посетитель сразу вскакивает, отводит руку девушки с графином, извиняется.
Девушка рассердилась. Посетитель просит прощения. Девушка показывает на плащ — на нем пятна от воды. Посетитель снимает плащ, отдает девушке. Затем, передавая ей утюг, нечаянно обжигает девушке руку. Инстинктивно оттолкнув утюг, девушка выбивает его из рук посетителя. Утюг падает ему на ногу! Он прыгает на одной ноге... Садится, потом встает на стол, наступает на плащ. Девушка, схватив плащ за полу, тянет его к себе. Выдернула плащ, и посетитель летит спиной за стол (задний каскад). Далее начинаются акробатические трюки.
Напомним, что стол должен быть разборным, идеально гладким и скользким. Длина его равна росту исполнителя с вытянутыми руками. Ширина стола должна быть такой, чтобы рядом могли поместиться два исполнителя (для встречного скольжения). Углы и края стола закруглены и отполированы. Под верхней крышкой, между ножками, не следует делать никаких перекладин, так как трюковая работа часто происходит и под столом. Основные трюки на столе — скольжения. Плашмя, головой вперед, на спине, ногами вперед и скольжение сидя. На первый взгляд эти трюки просты, но в действительности выполнить их не так легко (особенно скольжение на спине).
Для этого надо сделать небольшой энергичный разбег, очень точно оттолкнуться ногами и выбрать верное направление. Исполнитель должен именно скользнуть по крышке стола, а не упасть на него сверху (рис. 37). Если исполнитель неправильно придет на стол, он может удариться и скольжение затормозится. И, тем не менее, обычное скольжение — задача для тренированного акробата несложная. Труднее — скольжение в комбинациях.
Крышка стола как небольшая площадка используется и для самых разнообразных акробатических трюков. Традиционная концовка в номерах со столом — так называемый «трактор». Исполняя его, артисты перекатываются через стол, потом катятся под столом и «укатываются» за кулисы (рис. 38, 39). Эксцентрические (акробатические) номера могут быть сольными и групповыми. Их участники — и мужчины и женщины. Независимо от сюжета основой номера всегда остаются трюки, соединенные в определенные комбинации, между которыми должны быть паузы для отдыха. Конечно, чем меньше пауз, тем лучше, но опытный режиссер должен и паузы превратить в веселые эпизоды постановки.
Мы помещаем ряд рисунков эксцентрических трюков для одного, двух и трех участников, которые помогут постановщику при составлении композиции номера (рис. 40—55). Трюки эксцентрики своеобразны и непохожи на трюки других разделов акробатики. Вот почему возникают большие трудности при составлении режиссерского рабочего сценария эксцентрических номеров. Эти трудности усугубляются еще и тем, что отсутствует единая терминология: исполняемые в номерах падения, скольжения, «заплеты», «обмотки», «вертушки» и многое другое у разных артистов называются по-разному.
Отработав трюки, очень важно суметь логически объединить их в сюжетную композицию, чтобы номер не стал простым набором трюков, исполняемых в порядке очереди. Эффектность трюков должна идти по возрастающей, чтобы зрители не потеряли интереса к происходящему. Большое значение имеют костюмы. Обычно у эксцентриков они комические, но они должны быть удобными для работы. Кроме того, на костюмах не следует делать никаких жестких деталей — например, больших пуговиц, крючков, пряжек на поясах, которыми можно поранить друг друга. Обувь должна быть с мягкой тонкой подошвой, так как партнерам приходится много раз стоять (ногами) на голове, плечах, спине друг друга.
Если сюжет требует широкого, мешковатого пиджака или куртки, неудобной для исполнения трюков, то нужно его снять, придумав для этого причину по ходу сюжета. Обдумать нужно и грим. Он не должен быть сложным. Лучше отказаться от комических носов из гуммоза, париков, очков и т. п., чтобы не вымазать гримом друг друга или чтобы не потерять эти детали во время работы, Иногда применяются трансформационные костюмы. Например, по сюжету нужно, чтобы лопнул пиджак на спине, оторвался рукав и т. п. Делается это просто: в нужных местах костюм сшивается специальной ниткой, например, капроновой или рыболовной леской, покрашенной в нужный цвет. В определенный момент нитку незаметно выдергивают.
Очень хорошо, если акробаты-эксцентрики умеют жонглировать. Как бы между прочим они могут демонстрировать трюки жонгляжа с тросточкой, шляпой, портфелем и т. п.
Из книги "Цирк на сцене" Александра Ширай
оставить комментарий