Нужен академический цирк
Современный уровень развития циркового искусства требует создания новых форм представлений — массовых тематических спектаклей.
Их постановка в настоящее время часто бывает затруднена из-за устарелости конструкции цирковых зданий, имеющих с незапамятных времен только одну сценическую площадку — тринадцатиметровый манеж. Возникает жизненная потребность в реконструкции цирка. От разговоров о поисках новых форм пора перейти к делу и создать новый цирк, достойный нашего времени.
Важным конструктивным элементом нового цирка помимо манежа должна явиться сцена — настоящая большая сцена с поворотным кругом, кулисами, колосниками, декорациями и другими атрибутами современной театральной техники.
Иные скептики станут утверждать, что наличие сцены приведет к утрате специфики цирка и превратит его в эстрадное зрелище. Но такого рода доводы совершенно безосновательны. Одно дело, когда цирковые номера частично работают на сцене, другое дело — сцена в самом цирке.
Исполняя функции второго манежа, сцена поможет объединить отдельные номера в единое художественное действие, отличающееся цельностью, красотой и стройностью. А какие неисчерпаемые возможности таит сцена для художественного оформления номеров!
Блестящие возможности откроются в новых условиях для постановки пантомим, феерий и тематических спектаклей. При монументальных постановках действие может развиваться на манеже и сцене одновременно, сохраняя при этом единство и целостность.
В репертуар нового цирка можно будет включить лучшие творения мировой классики, ставя пантомимы о Спартаке, Дон-Кихоте, Тарасе Бульбе. А сколько может дать сцена в цирке детям! Сколько увлекательных рассказов и сказочных сюжетов способен оживить цирк, располагающий сценой: тут и «Красная Шапочка», и «Конек-Горбунок», и «Доктор Айболит», и многое-многое другое.
Реконструкция цирка поможет артистам и режиссерам создать новые волнующие формы представлений, без чего немыслимо настоящее большое искусство.
Кстати говоря, в новом цирке не будет «обиженных» зрителей, которым в течение всего представления приходится смотреть в спину артистам: места в зрительном зале расположены так, что с любого места все хорошо видно.
В новых условиях станет возможным осуществить заветную мечту цирковых артистов — поднять советский цирк до уровня академического цирка, который по своему художественному оформлению, идейному содержанию и профессиональному мастерству встанет в один ряд с ведущими театрами нашей страны.
В. ВЛАДИМИРОВ,
артист цирка
Журнал «Советский цирк» январь.1959