Феерия на воде в Московском цирке - В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ
В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Феерия на воде в Московском цирке

 

 

Теплыми летними вечерами у здания цирка на Цветном буль­варе многолюдно. У чугунной решетки выстроилась длинная вереница   щеголеватых  автомобилей;   около  подъезда   пле­щется нарядная толпа; на фасаде, хотя еще не успело стем­неть,   загораются   неоновые   огни   рекламы.   В   Московском   цирке премьера нового сезона!

Зрители проходят сквозь светлое фойе, рассаживаются по местам, в предвкушении удовольствия разглядывают яркий наряд обнов­ленного, помолодевшего цирка.

Каждое зрелище прекрасно по-своему. Помимо демонстрации ловкости, бесстрашия, силы и красоты, помимо постановки обществен­но значительных проблем цирк прельщает нас веселым и пестрым калейдоскопом сюрпризов. Стремительно развертывается перед зри­телем лента циркового представления, и каждый ее новый кадр, каждый следующий номер обещает что-то интересное, новое, не похожее на предыдущее. В этой игре контрастов, стремительном чередовании несхожих жанров и номеров, заключается особая пре­лесть цирка. Инспектор манежа готовится объявить очередной но­мер — кто может сказать: какой? Что станут делать эти акробаты? Какими оригинальными пассажами блеснут жонглеры? Чем посме­шит нас вышедший на арену клоун?..

Зритель приходит в цирк восхищаться ловкостью и смелостью, по­смеяться веселой шутке, но удивить его не просто: ведь он уже не­однократно видел хороших жонглеров, акробатов и клоунов. Восхи­щение зрителя приходится завоевывать каждый раз заново и каж­дый раз чем-то новым.

Новое в цирке... Создать его трудно, да и не всякий зритель иной раз его может заметить, оценить. Мужественному языку арены чужда сюжетная броскость — цирковое творчество строже, проще и на первый взгляд однообразнее: в каждой программе выходят акробаты, жонглеры, дрессировщики и показывают свои трюки. Новое на манеже, как нигде более, задрапировано в традиционное одеяние существующих жанров. Нужно огромное мастерство артис­тов, большой опыт режиссера-постановщика, чтобы зритель воспри­нял цирковую программу как произведение коллективного творче­ского труда, оценил его свежесть и новаторство, испытал то удо­вольствие, ради которого он занял свое место в амфитеатре цирка. Забегая вперед, скажем, что ожидания зрителей, пришедших на премьеру, не обманываются. Подавляющее большинство номеров новый программы демонстрируется впервые на манеже Московско­го цирка и впервые в Москве. В представлении много находок, мно­го яркого, интересного, подлинно нового. Отдельные номера остав­ляют незабываемое впечатление.

Во всем этом немалая заслуга постановщика главного режиссера цирка М. Местечкина и главного художника цирка Л. Окуня, сумев­ших создать красивое и динамичное, подлинно феерическое зре­лище.

Успех представления — заслуженное признание высокого мастер­ства наших цирковых артистов. Оно тем отраднее, что программа в основном состоит из совсем юных и молодых артистов, олицетво­ряющих прекрасное завтра нашего советского цирка.

 

II

 

Итак, звучит увертюра, вспыхивают софиты, и на праздничный ко­вер манежа выходят артисты. Традиционный парад оформлен в ви­де увитой разноцветными гирляндами каравеллы. Нос, палуба и корма «корабля» заполнены участниками программы. Артисты чи­тают приветственные стихи и, отправляясь в «счастливое плава­ние», поют цирковой марш. Представление началось!..

Первым номером программы выступают акробаты-вольтижеры За­пашные. Наш зритель помнит замечательный квартет братьев За­пашных, отмеченный на VI Всемирном фестивале молодежи и сту­дентов в Москве золотой медалью.

На сей раз состав квартета новый. Основатель и руководитель но­мера Вальтер Запашный выбыл из его состава и готовится создать совершенно новый номер — с дрессированными хищниками. Вольти­жер Мстислав Запашный стал нижним, а его место заняла 12-летняя Нонна Запашная. Прежним у номера остался только старый успех.

Работа Запашных отмечена печатью хорошего вкуса и таланта. В их исполнении одинаково поражают и трудные и легкие трюки — не так-то просто догадаться, что именно в номере нравится зрителям больше всего. На сей раз зрителям, вероятно, больше всего понра­вилась юная акробатка.

Появившись из центрального прохода, Запашные в хорошем темпе проводят номер и так же быстро, как работали, исчезают, не дав аудитории вдоволь насладиться криками «браво» и аплодисмен­тами. 

Жонглеры Аберт, выступающие следующим номером, не известны московским зрителям, но знакомы читателям нашего журнала*. Всего год назад они работали в небольших передвижных цирках, а ныне после успешных гастролей в Тбилиси, Ереване, Харькове и Дне­пропетровске выступают в Москве. Их номер отличается вихревым темпом, новизной комбинаций.

Высокого мастерства добились сыновья Бориса Аберта — Генна­дий и Эдуард. Солируя с тремя булавами, Эдуард Аберт демонстри­рует красивый каскад оригинальных комбинаций, а в финале, не снижая темпа, подбрасывает булавы ногами, кидая их по­очередно то с правой, то с левой стороны. Замечательно, что если некоторые артисты при исполнении этого трюка сразу зажимают бу­лаву двумя ногами, то Эдуард Аберт бросает булаву на одну ногу. Этот трюк молодой артист освоил первым в стране, еще в 1954 году.

Дзера Туганова и Валерий Денисов демонстрируют высшую школу верховой езды в элегантных белых костюмах на ослепительно бе­лы, лошадях. Очень красивое зрелище, особенно учитывая заме­чательную синхронность дуэта! И хотя в Москве молодые артисты выступают впервые, их зрелое мастерство уже нашло заслуженное признание зрителя  и  в  нашей стране   и  на зарубежных  манежах.

Оригинален номер акробатов на шарах Газарян. Артисты, лауреа­ты VI Всемирного фестиваля молодежи и студентов а Москве, уве­ренно и чисто исполняют акробатические комбинации, усложненные элементами эквилибристики.

Традиционный репертуар канатоходцев Магомет Магомедов зна­чительно оживляет своим темпераментным исполнением. Зрители по достоинству оценивают искусство дагестанского артиста — сальто с лестницы на канет, рундат и заднее сальто, исполняемое на каната без балансного шеста, и другие трюки.

Как всегда четко, в быстром темпе проходит номер «Икарийские игры» под руководством Виктора Плинера, одного из немногих в этой программе московских «старожилов».

___________________________________

*  См. «Советский  цирк»     11,   1958 г.

 

Первое отделение заканчивается номером, в котором представле­на чуть ли не целая цирковая программа: выступает Иван Кудряв­цев со своим знаменитым медведем Гошей. Трудно сказать, на чью долю выпадает больший успех — на долю молодого дрессировщика, который в течение всего номера стоит у форганга, держа в руке вместо традиционной палки шелковую ленточку, или на долю Гоши, который неутомимо трудится в нескольких цирковых жанрах. Он делает пируэты, исполняет в манеже и на брусьях передние и зад­ние кульбиты, ходит по брусьям на задних и передних лапах, в тем­ноте крутит задними лапами штангу с горящими факелами, катается на самокате, велосипеде и мотоцикле и играет с Кудрявцевым а чехарду! Добавьте к этому, что это холеное, с красивой блестящей шерстью животное ходит по манежу (как и подобает заправскому артисту) только на задних лапах, учтиво кланяется и делает зрите­лям «ручкой»; добавьте к этому, что сойдя с велосипеда, Гоша не кидает казенное имущество посреди манежа, а ведет велосипед за руль к форгангу, чтобы сдать на руки униформистам; добавьте, что эта огромная туша весам до трехсот килограммов ездит на двухко­лесных машинах не по деревянному полу, а по мягкому кокосовому ковру, покрывающему манеж; что на мотоцикле наперегонки с Куд­рявцевым он катается при свете фар и полностью выключенных про­жекторах и так уезжает с арены за кулисы, — добавьте все это, и вы поймете, какой успех выпал на долю Ивана Кудрявцева, скромно, пока  Гоша  работал,   стоявшего в стороне!

 

III

 

Второе отделение начинается феерической картиной.

В цирке гаснет свет. На огромном куполе, покрытом люминесцирующими красками, зажигаются ночные звезды. С просцениума над выходом на арену обрушивается гигантский поток воды, образующий «цирковое море». Боковые прожекторы окружают его цветным сер­пантином, и в течение пяти минут зрители, как зачарованные, на­слаждаются редким зрелищем сверкающего всеми цветами радуги водопада.

На спокойной глади водоема появляются сказочные светящиеся кувшинки. Кордебалет пловчих демонстрирует фигурное плавание — своеобразный медленный хоровод в  воде.

Из огромной лилии на небольшой деревянный островок посреди бассейна выходит девушка. Это выпускница циркового училища Га­лина Тарбеева. В хорошем стиле она исполняет пластический этюд, и зрители охотно награждают молодую артистку аплодисментами.

На небольшой лодчонке выплывает забавный медвежонок — еще один питомец Ивана Кудрявцева по кличке Шмелька. В отличие от Гоши это еще новичок в цирке: бестолково озираясь по сторонам, он никак не может вспомнить, что от него требуется. Затем, когда Кудрявцев, поднеся к его морде пузырек с медом, отплывает впе­ред, Шмелька с неожиданной для него энергией начинает орудо­вать веслами, обдавая партер фонтанами брызг и вызывая взрывы веселого смеха.

Затем на белом островке появляются... гигантские лягушки. Да, да, огромные, с человеческий рост, лягушки, отливающие натуральным зеленоватым глянцем. Вероятно, вот так выглядела в лунном свете героиня русских сказок Василиса Прекрасная «в бытность» свою Царевной-Лягушкой. И хотя зрителям известно, что исполняется акро­батический номер артистов Волжанских, некоторым, наверное, все-таки кажется, что на манеже фантастически большие дрессирован­ные лягушки, — так натурален  их внешний  облик и  повадки.

Красивым контрастом «лягушечьему номеру» звучит пластический этюд в исполнении Марины и Владимира Волжанских — лирический и поэтичный, как балетное адажио. Их дуэт покоряет хореографи­ческим изяществом, артистизмом и — следовало бы добавить! — юношеской молодостью партнеров. А ведь перед нами выступают отец и дочь!..

 

…НОМЕР НАЧАЛСЯ

Фотоэтюд В. Богдасарова

 

Акробаты-вольтижеры Запашные

 

Канатоходец М. Магомедов

 

М. Магомедов исполняет заднее сальто на канате

 

Деревянный островок уходит под воду, и в манеж выплывают ус­сурийские тигры Маргариты Назаровой. В этой программе их три: на плавучем щите лежит Хасан, в бассейне плавают резвая Лойда и степенный Пурш. Тигры в воде — зрелище необычное. Думается, что при усилении трюковой работы номер станет еще более интерес­ным.

Начинается  финальный  номер  программы...

Гаснет свет. Лучи прожекторов высвечивают фигуры двух воздуш­ных  гимнастов,      парящих   под  звездным     куполом   цирка.   Анна и Мстислав Запашные демонстрируют свой новый номер, подготовлен­ный артистами к смотру новых номеров. Зрители как раз присутст­вуют на его премьере.

 

М. и В. Волжанские, В. Денисов, Г. Тарбеева, Акробаты на шарах п/р Газарян

Лягушки, Икарийские игры п/р В. Плинер

 

Круговой полет — эффектное, впечатляющее зрелище, проникну­тое духом высокой современной романтики. Номер Запашных со­стоит из сильных трюков, некоторые из них на вращающихся аппа­ратах никем в настоящее время не исполняются. Это — двойные обрывы (передние и задние), флажки — ножной, на одной руке; зад­ний бланш с копфштейном и другие.

Очень украшает работу то, что трюки в номере исполняются не порознь, а сериями комбинаций и одновременно обоими партнерами!

Номер Запашных — заявка на серьезное достижение в жанре воз­душной гимнастики, и зрители заслуженно награждают работу та­лантливых артистов  горячей овацией.

 

IV

 

Успеху программы способствуют наши одаренные цирковые ко­мики, участвующие в представлении: Олег Попов, Ю. Никулин и М. Шуйдин, В.  Костеренко и группа молодых клоунов.

Олег Попов вновь демонстрирует свои знакомые всему миру об­разцы цирковой эксцентрики, и московские зрители щедро аплоди­руют самому популярному клоуну современного  цирка.

В то же время следует отметить, что в нынешнем репертуаре О. Попова есть репризы, которым недостает отточенности и завер­шенности, свойственных лучшим работам молодого мастера. Такова, в   частности,   интермедия   «Абстрактное  искусство».

Ю. Никулин и М. Шуйдин с присущим им мастерством разыгры­вают пантомимическую сценку «В старом цирке». Клоунада «Рыбо­ловы» в их же исполнении вызывает несколько меньший интерес зрителей. И не удивительно: многие уже видели ее в «Празднике юности», показанном Московским цирком в 1957 году, в дни VI Все­мирного фестиваля молодежи.

Следует отметать, что второе отделение — феерия на воде — оставляет менее сильное впечатление, чем можно было ожидать. Са­ми по себе интересные номера выглядят разрозненно. Во втором отделении нет почти новых клоунад и реприз, отвечающих теме «Счастливого плавания» и связывающих отдельные номера. Режис­серский замысел этой части представления не отличается единст­вом. Композиция и художественное оформление феерии на воде в какой-то степени повторяют представление на воде 1957 года. К тому же ритм и темп во втором отделении значительно сни­жается.

Над устранением этих недочетов трудятся режиссеры, артисты, музыканты, униформисты — весь большой коллектив Московского цирка. Творческие поиски продолжаются...

Счастливого плавания и вам, товарищи!

фото С. Мишина

Клоунада «В старом цирке»: М. Шуйдин, Ю. Никулин.

 

М. Назарова с тигром

 

Народный артист РСФСР О. Попов

 

Клоунада «В старом цирке»: В. Бартенев, М. Шуйдин, Ю. Никулин

 

 

Б. БАИШЕВ

Журнал «Советский цирк» август 1959

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования