Повышать мастерство и культуру исполнения
Общий высокий уровень исполнительского мастерства артистов советского цирка хорошо известен и у нас в стране и за ее рубежами. Однако добившись определенных успехов, некоторые артисты останавливаются на одном месте, делают лишь то, что делали раньше. Они, как видно, забывают о том, что мы живем в такое время, когда остановиться — значит сильно отстать. К сожалению, у нас имеются и такие артисты, которые не только остановились в своем творческом росте, но и просто потеряли артистическую и спортивную форму, совсем не репетируют, совершенно недопустимо относятся к своим обязанностям, к работе, не уважают зрителя.
В Сталинградском цирке работали артисты Золототрубовы, которые, вместо того чтобы выступать с номером «переходная лестница», выступали с номером «перши в партере». Причем этот номер оказался на столь низком художественном уровне, что получил отрицательную оценку зрителя. Больше того, в этом номере артисты были обязаны исполнять трюки «перш на лбу» и «перш в зубах», за что артист И. Золототрубов был тарифицирован как артист первой категории, однако он исполняет только такие трюки: «перш на плече с рукой» и «перш за поясом». Артистки В. и Т. Золототрубовы вышли из спортивной и художественной формы настолько, что лонжа у них из приспособления техники безопасности превратилась в основное приспособление для исполнения трюков. Так, когда Золототрубова делает «флажок» на верхнем конце перша, то ее корпус держится в нужном положении только благодаря тому, что подтягивается лонжей. Неспроста авторитетная комиссия вынуждена была записать в специальном акте, что «работа этих артистов находится на низком художественном уровне. Золототрубовы вышли из спортивной формы, трюковая часть номера слабая, отсутствует артистичность и пластичность в работе, трюки исполняются с большим напряжением, зачастую верхнюю Т. Золототрубову подтягивают лонжей, помогая ей влезть на перш, сходы с перша непрофессиональны, верхнюю берут при сходе на лонжу. Номер смотрится без интереса и успеха у зрителя не имеет».
Все это результат прекращения репетиций, недобросовестного отношения к делу. Дошло до того, что дирекция Сталинградского цирка вынуждена, была поставить Союзгосцирк в известность о том, что «самовольное изменение номера в целях облегчения своей работы с сохранением окладов, установленных за более сложную работу, является нарушением юридического права и трудовой дисциплины». К сожалению, подобные факты не единичны. К стыду нашему, следует отметить, что за последнее время широкое распространение получило, по ироническим словам самих мастеров арены, «творческое освоение» тросов: отдельные артисты используют предохранительную лонжу как приспособление для исполнения трюков. Артист Сирицкий едва ли удержит в зубнике двух партнерш, а «подвесившись на лонже», он удерживает трех и свободно может удержать стольких, скольких выдержит... трос.
Лонжа не может заменить мастерства или компенсировать его недостаточность. Надо повести решительную борьбу с существующим еще «творческим освоением» тросов.
Нельзя не обратить внимания и на то, как у нас иногда «создаются» новые номера. Бывает, что те же самые трюки артисты исполняют на немного видоизмененном по форме аппарате. Аппарат действительно новый — трюки же и по существу и по форме остаются теми же самыми. Однако зто не мешает исполнителям заявлять, что ими создан новый номер. Печально, что в художественном отделе Союзгосцирка такие «новые» номера принимают всерьез, за чистую монету, в то время как это явный обман. И не случайно проведенный в конце прошлого года Всесоюзный смотр новых номеров дал незначительные результаты.
Недаром говорится: цирк — искусство молодых. Считаться с временем, учитывать свой возраст, физические данные, форму нужно каждому артисту цирка. Очень плохо получается, когда об этом забывают.
Возьмем артиста Хурсанова, выступавшего в Сталинградском цирке с дрессированными лошадьми. Ему семидесятый год, и время не только сказалось на его внешности, но и беспощадно отразилось на работе в манеже. Здесь не может быть и речи о повышении художественного качества номера и о его росте. «Не на ярмарку, а с ярмарки», и притом уже давно едет этот артист. Он много лет хорошо потрудился в системе Союзгосцирка, пора и на заслуженный отдых, а конюшню надо передать кому-либо из молодых артистов, чувствующих призвание к этому делу.
Время требует, чтобы артисты цирка умели избирать для себя жанры, соответствующие возрасту и артистичной форме. Ведь сумели же это сделать эквилибристы с шестами артисты Кузнецов и Семенов, создавшие более подходящий для себя в настоящее время номер «комические акробаты на першах», который оказался не только удачным для них, но и оригинальным в нашем цирке и который пользуется большим успехом у зрителей.
А у нас еще есть и такие артистки, которые, находясь уже в преклонных годах, пытаются изображать на арене юных девушек (Островская, Котомцева).
Артистка Шебес — воздушная гимнастка на кордеволане — не только не посчиталась со своим возрастом и внешним видом, но перестала совершенно быть требовательной к себе, потеряла артистическую форму, довела до ужасного состояния реквизит. Пора Союзгосцирку решительно поставить вопрос перед престарелыми и потерявшими спортивную и артистическую форму артистами об уходе их с манежа. Но, говоря об этих отрицательных явлениях, хочется привести прекрасный пример артистического долголетия.
Воздушная гимнастка заслуженная артистка РСФСР Раиса Немчинская сумела не только в блестящей форме сохранить артистичность, но и смогла удержать на высоком профессиональном уровне свой номер. А сравнительно недавно, во время праздника цирка в Москве, она выступала на трапеции, подвешенной к вертолету.
Как видно, дело не только в возрасте, но, прежде всего в отношении к своей работе.
Артист советского цирка обязан владеть высоким мастерством, отработать номер» — это не значит ограничиться выполнением серии в той или иной степени освоенных трюков.
У нас еще есть артисты (скажем. Монастырские), которые хорошо выполняют трудные трюки, но при этом имеют крайне невпечатляющий, какой-то, если можно так сказать, «провинциальный» вид. Держатся они напряженно, скованно, некрасиво. Это говорит о том, что одного выполнения трудных трюков мало. Необходима артистическая подача всего номера.
Некоторые считают, что все это — мелочи. Но в искусстве нет мелочей, не имеющих значения. Вот почему следует возможно шире распространять опыт Саратовского цирка, в котором многие артистки и несколько артистов прошли специальный курс занятий по классическому балету, рассчитанный на шестидесятичасовую программу. Пришла пора поставить вопрос о необходимости иметь в крупных цирках страны постоянных преподавателей балета. Помимо занятий классической хореографией можно проводить специальные занятия по ритмике, которые тоже крайне необходимы.
Манера поведения, стиль исполнения имеют огромное значение. Но дело не только в этом. Многие номера могут и должны быть усовершенствованы путем обогащения номера новыми трюками или сочетаниями трюков в комбинациях, новым композиционным решением всего номера. Нельзя подменять это внешним видоизменением номера: переделкой костюмов, заменой реквизита, изменением аппарата. Главное — настойчивое повышение мастерства исполнения каждого трюка, каждой комбинации и всего номера в целом.
Трюки надо выполнять не только правдоподобно, но по-настоящему правдиво и честно. И право же, как бы ни была крепка лонжа, мастерство на ней не подвесишь.
Малейшее проявление недобросовестности, нечестного отношения к делу кладет пятно на наше цирковое искусство, тормозит его рост. Это нужно постоянно помнить, этим надо руководствоваться в нашей практической деятельности.
Нам всем надо не только на словах, но и на деле энергично бороться за повышение уровня профессионального мастерства, за дальнейший неуклонный подъем культуры исполнения.
А. ГАЛИЦКИЙ,
главный режиссер Саратовского цирка
Журнал "Советский цирк" Апрель.1960 г.