«Выход на манеж» Георг Вайс
Автор книги «Выход на манеж» Георг Вайс — популярный немецкий укротитель хищных зверей. Его книга, изданная в ГДР, представляет собой занимательно написанный рассказ дрессировщика о работе со смешанной группой хищников. В книге Вайса немало интересных эпизодов, любопытных подробностей, знакомящих с искусством укрощения хищных зверей.
Георг Вайс выступает решительно против насилия, побоев, запугивания: метод работы, роднящий его с лучшими советскими дрессировщиками, основанный на изучении психологии животных, их характеров, привычек, возрастных факторов, влияния среды и обстановки.
Все 160 страниц книги убеждают, что именно процесс дрессировки животных, общение с ними, интерес и любовь к ним, а не результаты, демонстрируемые в праздничном окружении манежа, — главные стимулы работы Вайса.
Вайс относится к своим подопечным с трогательной заботливостью. Когда тяжело заболела пума, Вайс проводил долгие часы у ее клетки, пытаясь разгадать болезнь. Вызванный профессор-ветеринар не смог установить диагноз. После очередной бессонной ночи Вайс сделал открытие: пума погибала от желтухи! Как только забрезжил день, дрессировщик обошел лавки города и скупил всю имевшуюся печень. Терпеливо, точно ребенка, он кормил зверя маленькими кусочками сырой печени. Животное поправлялось медленно, но дрессировщику все же удалось вернуть животное к жизни. Десятки раз делал он перевязки пантере Парде, а это было не просто и не безопасно. Вот еще эпизод. Новая пантера Кастор металась как одержимая по клетке, набрасываясь на каждого, кто осмеливался к ней приблизиться. Лишь на тринадцатый день она стала принимать пищу. Нелегко далась Вайсу эта победа.
Вайс скромно оценивает свои успехи, говоря, что его номер не включает ничего выдающегося. Артист постоянно вводит новые трюки, видоизменяет и совершенствует старые, предъявляя все более сложные требования к дрессируемым животным. Больше того он мечтает: «Может быть, мне когда-нибудь представится возможность сформировать группу из хорошего материала и показать программу, построенную на совсем другой основе, сделать действительно что-то новое».
Но, мечтая о больших возможностях, Георг Вайс с поразительным воодушевлением работает и над не очень подходящим «материалом».
Работа со смешанной группой хищников трудна. Задача Вайса усложнялась тем, что ему пришлось создавать номер в очень сжатый срок, беря к тому же первых попавшихся животных; некоторые из них уже при знакомстве обнаруживали неукротимый нрав. Например, присутствие в группе пантеры по кличке Сатана стоило не только неисчислимых тревог, но и крови многих людей. Так, на одном из представлений через два с половиной года после первых выступлений Сатана бросился на дрессировщика, и артиста спасло от гибели только самообладание, Вайс нашел в себе силы выпроводить хищника и покинул сцену (это было в театре-варьете) с залитым кровью лицом.
Правда, хотел этого Вайс или не хотел (мы верим, что это не входило в планы дрессировщика), интерес к выступлениям его группы нередко вызывался не столько демонстрацией содружества хищников с укротителем, сколько, наоборот, очевидной опасностью его общения с ними. Автор книги признает: «Большинству цирковых зрителей хочется пережить сенсацию. В представлениях, которые я давал, я констатировал, что аплодисменты после кровавых происшествий нарастали подобно шквалу. Конечно, выдержка дрессировщика, хладнокровие, которое ему удается сохранить, вызывает также одобрение».
Все первое выступление Вайс проводил в незнакомом городке без репетиций, так как шапито было установлено перед самым началом представления. Эта премьера была вообще первым выступлением Вайса в цирке. Директор умолял Вайса «выручить», чтобы публика не считала себя обманутой. Вайс не устоял. Выступление прошло, конечно, не очень гладко. Звери плохо слушались. Сатана не вышел на манеж, но директор остался доволен. Он похлопывал по плечу мокрого от пота дрессировщика: «...волнующее, захватывающее зрелище. Именно этого хотят люди». Вайс не был с ним согласен, но эта первая уступка не была последней.
К чести автора книги — артиста цирка надо сказать, что он отнюдь не стремится играть на низменных чувствах зрителей. Но дрессировщику приходится скрепя сердце считаться со вкусами публики, воспитанной цирками, владельцы которых были заинтересованы главным образом в доходности своих предприятий. Такие цирки эксплуатировали нездоровый интерес к атмосфере риска, чреватой кровавыми происшествиями, — нравы, давно изжитые у нас. Дрессировщику приходится в этих условиях не только поступаться своими принципами, но и подвергать свою жизнь излишнему риску.
Автор приводит в своей книге примеры преступной халатности обслуживающего персонала цирка, в результате которой опасные хищники оказывались на свободе. Так, однажды агрессивный белый медведь проник во время представления в переполненный цирк и оказался перед самым партером. Обомлевший дрессировщик, находившийся с другими хищниками в клетке, деланно-спокойным тоном урезонил повскакавших с мест зрителей, и непрошеного гостя удалось увести. В другой раз пантера напала на обнаженного по пояс молодого электрика, который во время репетиции вздумал менять лампы освещения. В бессознательном состоянии его пришлось отправить в больницу. Были случаи, когда пострадавшими оказывались зрители, в том числе дети. Когти и клыки хищников испытали на себе также жена и малолетняя дочь Вайса. Это результаты непростительной беспечности.
Возникает вопрос: правильно ли поступает автор, рассказывая читателю об этих происшествиях! Нужно ли цирковому зрителю, наблюдающему в цирке безупречную работу послушных зверей, знать о критических случаях и возможности кровавого исхода!
Думаем, читатель должен знать правду о превратностях труда дрессировщика. Если нарочитая игра на нервах, подчеркивание опасных положений являются признаком дурного тона, то столь же чужды искусству деланная улыбка и наигранная беспечность: дескать, тут все просто!
Книга Вайса не свободна от недостатков. Но автор не ставил перед собой задачи создать исчерпывающее исследование по дрессировке. Он написал свою книгу в связи с возрастающим интересом к его опыту работы со смешанной группой хищников в ответ на письма читателей и радиослушателей после его неоднократных выступлений в печати и по радио.
Предназначая свою книгу прежде всего рядовому читателю, Вайс так определяет свою задачу: «Если мне удастся этой книгой расширить круг друзей животных и цирка, то цель ее будет достигнута».
Этой цели автор бесспорно достигает.
А. МИРОНОВ
Журнал «Советский цирк» октябрь 1959