Наша газета. Июль 1959 год.
ЗА ПРОПАГАНДУ И ПРЕТВОРЕНИЕ В ЖИЗНЬ РЕШЕНИЙ XXI СЪЕЗДА КПСС
За последнее время для работников Ленинградского цирка и артистов были прочитаны лекции «XXI съезд КПСС о закономерности перерастания социализма в коммунизм», «Новый период развернутого строительства коммунистического общества и его основные черты», «КПСС — руководящая и организующая сила советского общества в борьбе за победу коммунизма».
На семинарских занятиях, в кружке текущей политики, на семинарах по основам марксизма-ленинизма и по марксистско-ленинской эстетике изучаются решения XXI съезда КПСС.
Агитколлектив цирка систематически, раз в неделю, проводит во всех цехах беседы и политинформации, увязывая общие вопросы политической жизни с задачами цирка. Так, например, коммунистка А. И. Волкова, проводя занятия в цехе униформы и говоря о месте работников искусства в решении огромных задач коммунистического строительства, подняла вопрос об использовании рационализаторских предложений в работе униформы.
За последнее время дисциплина среди работников цехов значительно улучшилась.
Подготовлены теоретические конференции по решениям XXI съезда КПСС, в которых примут участие все занимающиеся в сети партийного просвещения и артисты конвейера. Темы этих конференций: «Семилетний план развития народного хозяйства — решающий этап в создании материально-технической базы коммунизма в СССР», «Экономическое соревнование социализма с капитализмом».
Большое воспитательное значение имела встреча работников цирка с участниками бригад коммунистического труда завода «Красный треугольник», организованная по инициативе работников цирка. Важное значение в пропаганде советского циркового искусства и в эстетическом воспитании трудящихся имеют специальные цирковые представления для тружеников сельского хозяйства.
Такие представления цирк организует один-два раза в месяц.
В целях дальнейшего улучшения идейно-художественного уровня цирковых представлений, повышения их воспитательного значения и наиболее полного удовлетворения запросов нашего зрителя нами проводится заочная зрительская конференция. Для этого составлен и размножен вопросник. Критические замечания и предложения наших зрителей, любящих и ценящих цирк, помогут нам устранить недостатки и сделать цирковые представления более интересными, красочными и злободневными. Мы просим зрителей высказать свое мнение о достоинствах программ, прологов, отдельных номеров и аттракционов, а также критические замечания.
Пожелания зрителей мы обсудим на художественном совете и постараемся осуществить их,
Воспитательная работа в цирке и укрепление связей со зрителем помогут нам поднять идейно-художественный уровень работы Ленинградского цирка и будут содействовать выполнению величественных задач, поставленных XX! съездом КПСС в деле коммунистического воспитания советского народа.
Т. ПОПОВА
НАВСТРЕЧУ СОРОКАЛЕТИЮ СОВЕТСКОГО ЦИРКА
Приближается славное сорокалетие советского цирка. Многие артисты коллектива, которым руководит М. С. Марчес, к этой знаменательной дате готовят новые номера и трюки. Клоунская группа приступила к репетициям новой массовой клоунады «Волшебница». Старейшие мастера иллюзионного искусства С. М. Мар и М. А. Марчес готовят новые оригинальные иллюзионные трюки. Недалек уже день, когда зрители увидят на представлении появление из одной шляпы двенадцати настольных ламп, интересный фокус с летающей настольной лампой, полет человека на ракете под купол цирка и много других забавных трюков.
Новые номера и трюки помимо участников коллектива Марчеса готовят и другие артисты. Так, дрессировщик Д. Кострюков вместе с сыном Валерием репетирует новый конный номер «Маскарад», в котором будут участвовать одновременно десять лошадей и шесть шотландских пони.
Много работают над собой и заслуженные артисты Удмуртской АССР комики-пародисты В. Орлов и И. Тряпицын. Они разучивают новые сатирические репризы, интермедии в сценки, написанные на местные темы, в которых бичуются бюрократизм, бесхозяйственность, бракоделы и нарушители норм общественного поведения.
Эквилибристы на шестах К. и Б. Хмыровы подготовили новый, никем не исполняемый в настоящее время трюк «одна рука на лобовом шесте (перше), с пируэтом в партере».
Подготовка новых номеров и трюков проходила, бы намного успешнее, если бы Союзгосцирк оказывал артистам более действенную помощь. Так, например, подготовка новой программы коллектива Марчеса задерживается из-за того, что художественный отдел до сих пор не передал артистам сценарий программы, написанный еще в октябре 1958 года поэтом Ю. Благовым.
Необходимо в оставшееся до августа время завершить всю подготовительную работу, чтобы с честью встретить юбилей советского цирка.
Я. ОСТРИН
МИНИСТРУ КУЛЬТУРЫ ТОВАРИЩУ МИХАЙЛОВУ, УПРАВЛЯЮЩЕМУ СОЮЗГОСЦИРКОМ ТОВАРИЩУ БАРДИАНУ, РЕДАКЦИИ ЖУРНАЛА „СОВЕТСКИЙ ЦИРК"*
Артисты советского цирка, работающие в Саратове, и работники Саратовского государственного цирка, прочитав очерк о Герое Советского Союза И. А. Щепеткове («Советский цирк», 1958, № 11), единодушно просят Министерство культуры СССР и Союзгосцирк войти в Совет Министров СССР с ходатайством об установке в городе Алма-Ате памятника артисту цирка Герою Советского Союза Ивану Алексеевичу Щепеткову (1909— 1941).
Средства на сооружение памятника будут собраны в добровольном порядке артистами советского цирка.
Просим вас рассмотреть этот вопрос до осени 1959 года в связи с исполняющимся (26 августа) сорокалетием со дня ленинского декрета, от которого ведет свою историю советский цирк, и восемнадцатой годовщины (16 ноября) со дня бессмертного подвига двадцати восьми гвардейцев-панфиловцев, одним из которых был И. А. Щепетков.
По поручению коллектива подписали: В. Марченко, директор Саратовского цирка, М. Спелова, секретарь парторганизации, В. Мамлеев, председатель месткома, А. Кантемиров, заслуженный артист РСФСР и заслуженный деятель искусств Северо-Осетинской АССР, М. Назарова, заслуженная артистка РСФСР, В. Оскал-Оол, заслуженный артист РСФСР, X. Кантемиров, заслуженный артист Северо-Осетинской АССР, И. Кантемиров, заслуженный артист Северо-Осетинской АССР, А. Ширман, артист цирка, Р. Ширман; артист цирка, М. Ширман, артист цирка, Л. Прокопенко, журналист.
__________________________________________________
* От редакции. Письмо публикуется в порядке предложения
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ ЭТО?
«Зная, что вас интересует история цирка в нашей стране, не могу не сообщить о своей любопытной находке. Купив в букинистическом магазине старинную книгу, я обнаружил в ней обрывок какой-то карты с несколькими полустершимися от времени словами. Посылаю его вам, хотя едва ли можно восстановить текст надписи, а тем более карту по этому крохотному клочку.
Делаю это лишь потому, что карта, как полагаю, связана чем-то с цирком...».
В конверте с этим письмом от старого приятеля лежал кусочек карты, на котором с трудом можно было разобрать лишь части слов:
«...щения цирко...»
«...чета о сбор...»
«...елищ и увес...»
Связь с цирком явная, но что здесь было написано?
Последняя строка, наверное, должна читаться: «зрелищ и увеселений». Вторая, можно предположить, «...учета о сборах» или, возможно, «...отчета о сборах». А вот в первой восстанавливается лишь слово «цирков». Что значит «... щения» — пока непонятно. «Помещения»! И все же захотелось разгадать эту загадку до конца и прочесть, восстановить весь текст полностью.
Слово «увеселения» заставило обратить внимание на литературу, изданную в прошлом веке.
Прошло немало времени; просмотрены были многие сотни каталожных карточек в нескольких крупных библиотеках. И вот наконец во Всесоюзной библиотеке имени В. И. Ленина попалась карточка, на которой было написано: «Отчет о сборе с публичных зрелищ и увеселений с 1 октября 1892 г. по 1 января 1894 г. С.-Петербург, 1894».
Через час в небольшом тихом зале Музея книги дежурная подала богато переплетенную книгу с золотым обрезом. Круглая печать на титульном листе говорила о том, что эта редкая книга когда-то находилась в библиотеке Аничкова дворца.
В главе пятой «Статистические сведения об увеселениях и степени их посещаемости» сообщалось, что тогда в России было всего лишь 22 цирка, из которых подавляющее большинство на деле являлось обшарпанными старыми ярмарочными балаганами.
А приложение: «Ведомость о количестве проданных марок Ведомства учреждений, о суммах благотворительного сбора и о постоянных зрелищах и увеселениях, по губерниям, областям, городам и селениям Российской империи за время с 1 октября 1892 г. по 1 января 1894 г.» — рассказало о том, в каких городах тогда были цирки.
Теперь нетрудно было восстановить весь текст на обрывке старой карты: «Карта-схема размещения цирков по данным «Отчета о сборе публичных зрелищ и увеселений с 1 октября 1892 г. по 1 января 1894 г.».
По данным «ведомости» удалось восстановить и всю карту.
Вот она:
1. Астрахань, 2. Новочеркасск, 3. Ростов-на-Дону, 4. Казань, 5. Киев, 6. Рига, 7. Москва, 8—9. Нижний Новгород (2 балагана), 10. Кронштадт, 11. Петербург, 12. Елисаветград, 13. Одесса, 14. Ревель, 15. Баку, 16. Батум, 17. Енисейск, 18. Красноярск, 19. Самарканд, 20. Ташкент, 21. Полтава, 22. Самара.
Маленькие частные цирковые балаганы редко, одинокими кочками сиротливо торчали кое-где в европейской части страны, являлись огромной редкостью в Закавказье и Средней Азии, почти полностью отсутствовали в Сибири.
Невольно захотелось окинуть взглядом сеть цирков нашей страны теперь.
Появилась другая, совсем иная карта, на которой вы видите одних только стационарных зимних цирков 23: 1. Баку, 2. Батуми, 3. Ереван, 4. Иваново, 5. Ижевск, 6. Казань, 7. Кемерово, 8. Кострома, 9. Ленинград, 10. Магнитогорск, 11. Минск, 12. Москва, 13. Омск, 14. Одесса, 15. Рига, 16. Ростов-на-Дону, 17. Саратов, 18. Сталинабад, 19.Ташкент, 20. Тбилиси, 21. Фрунзе, 22. Харьков, 23. Челябинск. Летних стационарных цирков — 24:
24. Астрахань, 25. Владивосток, 26. Воронеж, 27. Горький, 28. Днепропетровск, 29. Запорожье, 30. Зла тоуст, 31. Калинин, 32. Киев, 33. Киров, 34. Красноярск, 35. Куйбышев, 36. Львов, 37. Новосибирск, 38. Оренбург, 39. Пенза, 40. Свердловск, 41. Симферополь, 42. Сочи, 43. Сталинград, 44. Таллин, 45. Тюмень, 46. Уссурийск, 47. Хабаровск.
Кроме этих 47 стационарных цирков в нашей стране работает 14 передвижных цирков.
Только за один 1958 год они побывали в 82 городах.
А. Первый передвижной цирк — в городах: Майкоп, Туапсе, Горловка, Калуга, Смоленск, Краснодар.
Б. Второй передвижной: Ашхабад, Бухара, Джамбул, Алма-Ата, Караганда, Томск, Ленинабад, Наманган.
В. Третий: Николаев, Рыбинск, Ярославль, Кировоград, Ставрополь, Луганск, Мариуполь, Витебск.
Г. Пятый: Евпатория, Феодосия, Ялта, Липецк, Мичуринск, Рязань.
Д. Шестой: Каунас, Калининград, Тарту, Даугавпилс, Житомир, Винница, Черновцы.
Е. Седьмой: Кутаиси, Рустави, Махачкала, Ульяновск, Владимир, Чебоксары.
Ж. Восьмой: Мары, Термез, Орск, Уфа, Курган, Петропавловск, Чимкент, Карши.
3. Девятый: Белгород, Курск, Орел, Брянск, Чернигов.
И. Десятый: Вильнюс, Петрозаводск, Мурманск, Вологда, Шауляй, Каунас.
К. Одиннадцатый: Коканд, Наманган, Андижан, Благовещенск, Чита, Иркутск, Ангарск, Черемхово, Алма-Ата, Ашхабад.
Л. Двенадцатый: Таганрог, Макеевка, Краматорск, Вороши-ловск, Нальчик, Грозный, Кировабад.
М. Тринадцатый: Сухуми, Орджоникидзе, Кисловодск, Стали-но, Макеевка, Кишинев.
Н. Четырнадцатый: Москва, Херсон.
Пять веселых ярких цирковых кавалькад прошли по многим городам нашей великой Родины. Состоялись цирковые представления на стадионах.
Огромную работу проделали коллективы «цирк на сцене».
Различные цирковые аттракционы успешно работали и работают в парках культуры и отдыха, в садах, в колхозах.
Возросло число шефских цирковых представлений и концертов на промышленных предприятиях, в РТС, совхозах и колхозах, где все лучше обслуживаются ударники и бригады коммунистического труда.
Строится 6 новых цирков.
Сделано много, предстоит сделать еще больше.
Хороший подарок сделал приятель, прислав обрывок старой карты. Она дает возможность сопоставить нашу сегодняшнюю советскую действительность с
прошлым и еще лучше, глубже, полнее понять, что сделано и делается Коммунистической партией и Советским государством для нашего народа в одной только области искусства, какой является цирк.
Л. АЛИН
За более высокую культуру производства
Московские предприятия Союзгосцирка включились в общественный смотр за высокую культуру производства, проводимый Министерством культуры СССР.
За период смотра предполагается значительно улучшить условия труда, устранить недостатки в охране труда и технике безопасности, заменить устаревшую технологию более прогрессивной.
В октябре будут подводиться итоги смотра.
Стационарные и передвижные цирки и зооцирки других городов, принимавшие участие в общественном смотре 1958 года, в период летнего сезона устранят выявленные недостатки и перейдут к более высокому уровню культуры производства.
А. ИРХИН,
инженер по технике безопасности Союзгосцирка
ПРИЕЗЖАЙТЕ К НАМ ПОЧАЩЕ
Начало этой дружбе положили артисты китайского цирка. Гастролируя осенью 1957 года в Баку, они на одном из представлений познакомились со зрителями - нефтяниками Сталинского района. Завязалась теплая беседа, производственники пригласили артистов на промыслы. Через несколько дней они побывали в гостях у нефтяников.
С тех пор цирковые коллективы, приезжающие в столицу Азербайджана, непременно бывают на промыслах «Сталин-нефти». От души аплодировали производственники искусству артистов армянского, украинского, цыганского коллективов. С творческим отчетом выступали здесь и польские гости — актеры цирка «Варшава».
Недавно нефтяники принимали у себя еще один цирковой коллектив, гастролировавший в Баку. Как старых друзей, встретили хозяева тружеников арены. Они показали актерам буровые. Артисты побывали в «Бухте Ильича» — на промысле, отвоеванном самоотверженным трудом банинцев у Каспия, проехали на пароходе к морским буровым.
О многом рассказали в тот день производственники — участники бригад коммунистического труда. Артисты интересовались трудовыми успехами нефтяников и в свою очередь рассказали о недавних зарубежных гастролях.
А вечером в переполненном зале Дворца культуры Сталинского района состоялся большой Концерт. Хорошими, благодарными зрителями оказались нефтяники. Подолгу не отпускали они со сцены эксчемпиона мира Г. Новака, акробаток Демкиных, жонглера Л. Усачева, акробатов Джунтини и Малеева, гимнасток Сирицких. Много аплодисментов выпало на долю Б. Вяткина.
— Приезжайте почаще к нам, — просили рабочие, прощаясь с артистами.
Л. ГОЛЬДШТЕЙН
Журнал «Советский цирк» июнь 1959
АРТИСТЫ ЦИРКА ПОВЫШАЮТ КВАЛИФИКАЦИЮ
Артистов московской группы «Цирк на сцене» видели зрители Крайнего Севера и Дальнего Востока, пограничники южных рубежей нашей Родины и труженики целинных полей. Их редко можно застать в Москве. Но в середине апреля все они съехались в свою «штаб-квартиру». Для них был организован двухнедельный семинар по художественно-творческим вопросам. Семинар открылся общим собранием всех коллективов, на котором с докладом о задачах группы в свете решений XXI съезда КПСС выступил директор группы заслуженный деятель искусств Латвийской ССР С. Эльдаров.
Участникам семинара были прочитаны лекции о решениях XXI съезда КПСС по вопросам литературы и искусства, о международном положении, лекции о развитии советского циркового искусства, об этике советского артиста, о гастролях советского цирка на Всемирной выставке в Брюсселе.
Во время семинара с целью оказания конкретной творческой помощи артистам были устроены смотры номеров по жанрам, В просмотровые комиссии были приглашены известные мастера арены, режиссеры, педагоги циркового училища, работники репертуарно-художественного отдела Союзгосцирка.
Эти смотры принесли несомненную пользу артистам и явились своеобразным экзаменом на творческую зрелость и мастерство.
* * *
В мае проводился семинар для артистов цирка киевской группы «Цирк на сцене». Для чтения лекций по искусству были привлечены работники Киевского театрального института, специалисты-режиссеры Союзгосцирка. Наряду с чтением лекций по вопросам эстетики проводились секционные занятия по физкультурно-спортивному, разговорному, оригинальному жанрам, музыкальному оформлению номеров.
В работе десятидневного семинара приняло участие более шестидесяти артистов киевской группы «Цирк на сцене».
ПЕРВЫЙ ЮБИЛЕЙ В МОНГОЛЬСКОМ ЦИРКЕ
В феврале этого года в Монгольском государственном цирке в Улан-Баторе в торжественной обстановке отмечалось пятидесятилетие со дня рождения популярного монгольского циркового артиста клоуна Данзана.
Это первый юбилей, празднуемый в цирке, и эта честь выпала заслуженному артисту МНР Данзану, отдавшему цирку двадцать лет своей жизни.
Правительство МНР наградило Данзана орденом Трудового Красного Знамени. От организаций города артист получил много подарков и грамот.
Юбилей прошел в теплой дружеской атмосфере, свидетельствующей о большой любви жителей Улан-Батора к цирку и артисту.
Коллектив цирка только что возвратился из поездки по Корее и Китаю. В настоящий момент группа артистов цирка направлена на работу на целинные земли.
А. ШИРАЙ
НАДО ОЗДОРОВИТЬ НЕПЛОХОЙ НОМЕР
Вот уже лет десять в цирках страны работает выпущенный училищем номер оригинальных жонглеров с бильярдом Белоусовых.
Своеобразие номера и неплохая работа исполнителей сразу же получили хорошую оценку зрителей. Однако успех стал, к сожалению, щитом, под прикрытием которого, особенно за последнее время, происходят вредные и даже недопустимые явления.
Прежде всего в номер внесены очень спорные дополнения: музыка и танец.
Музыка, исполняемая подбрасываемыми шарами на металлофоне, сделанном в виде зонтика над стойкой для киев, сама по себе неплоха, но сразу резко ломает темп, в котором идет весь номер, вводит в него замедленный ритм, а в сочетании с мрачным освещением создает явно неуместную камерность мюзик-холльного характера.
Танец, не имеющий определенной, четко выраженной темы, никак не связанный с номером да к тому же еще исполняемый артисткой Белоусовой на бильярдном столе, вносит привкус кафешантана.
И, наконец, совершенно недопустимо, что во время исполнения номера зрители передних рядов достаточно отчетливо слышат явно не предусмотренные сценарием номера оскорбительные замечания и даже ругань, с которыми руководитель и главный исполнитель номера А. Белоусов обращается к своему партнеру.
Думается, что на все это следует обратить серьезное внимание и добиться оздоровления неплохого, оригинального номера.
Ал. МАКАЛ ЮКИН
Журнал «Советский цирк» июнь 1959