Ашик-Кериб и канатоходцы
15 октября 1964 года исполняется 150 лет со дня рождения великого русского поэта Михаила Юрьевича Лермонтова.
Его творчество поистине всеобъемлюще. В произведениях Лермонтова нашли свое отражение даже темы цирка и народного творчества. Ниже мы публикуем статью саратовского журналиста и лермонтоведа Л. Прокопенко, в которой рассказывается об интересе поэта к искусства кавказских канатоходцев. С юных лет читатели помнят «Ашик-Кериба» М. Ю. Лермонтова. За последнее двадцатилетие лермонтоведы, уделив немало внимания этой сказке, установили тесную связь текста поэта с фольклором народов Закавказья. Прежде всего с шемахинским вариантом «Ашик-Кериба». Но при всем этом дошедший до нас автограф «Ашик-Кериба» Лермонтова — убедительный документ, хотя и черновой, но подлинной записи народной сказки. Бережно сохраняя характерные детали подлинника, поэт в то же время даже в первый набросок уже привнес свои собственные детали.
Запись Лермонтова по объему намного меньше шемахинского варианта. Однако она богаче его не только своими психологическими подробностями, но и фактами, взятыми поэтом из окружавшей его действительности. Один из фактов заслуживает особого внимания. Вспомните, как, рассказывая о намазах, Ашик-Кериб говорит: «Я стал жертвою белого коня, он скакал быстро, как плясун по канату, с горы в ущелья, из ущелья на гору». Ничего похожего или чем-либо близкого нет ни в шемахинском, ни в других вариантах этой же сказки. Усиление быстроты скачки белого коня с помощью сравнения — явно лермонтовское. Применяя его, поэт хотел показать образно тот путь белого коня, который представился ему, когда он услышал слова рассказчика: «Он скакал быстро через горы». При этом по извечному закону сравнения Лермонтов малопонятное нли непривычное сравнил с более понятным, хорошо известным. Написав, «как плясун по канату», Лермонтов отразил то, что сам видел на Кавказе, и при том, надо полагать, не один раз, а настолько часто, что имел основание считать это явление достаточно распространенным, обычным для кавказской действительности того времени. Это подтверждается фактами, отмеченными этнографами и мемуаристами.
Знаток Кавказа, смотритель Саровского училища Н. Григоров, составил в прошлом веке географическо-экономическое и историко-этнографическое описание армянского села Татев, Зангезурского уезда. В специальном разделе «Народные удовольствия» он отмечает: «В числе народных увеселений видное место занимают свадьбы, совершаемые здесь зимою, песни ашиков, представления, даваемые канатными плясунами, игры на маслянице и женские песни по случаю праздника». О кавказских канатных плясунах говорится и в мемуарах офицера А. Л. Зисермана «Двадцать пять лет на Кавказе», отразивших почти то же время, когда был на Кавказе М. Ю. Лермонтов. «На другой день (это было в конце января или начале февраля 1845 года) я уехал в Тионеты, где застал трех лезгин-дарцев, шляющихся по всем грузинским деревням, восхищая народ своим искусством плясать на канате». Как видно, подобные представления акробатов* или канатоходцев были настолько частым и обычным явлением, что А. Зисерман еще дважды говорит о них, давая описание большого осеннего праздника в городке Телаве.
* В XIX веке акробатами называли и канатоходцев.
Вполне вероятно, что у акробатов, «шляющихся по всем грузинским деревням» и по армянским и азербайджанским селениям, городкам и городам, по Кавказу и Закавказью, был определенный календарь и маршрут. Легко передвигаясь с места на место, так как «весь багаж такой кочующей труппы укладывался на две лошаденки», они давали в деревнях «свои представления весною и осенью, когда можно привлекать к себе больше зрителей», появлялись на шумном годовом празднике у «известного всему Кавказу Алавердинского собора» точно 14 сентября, а кроме того, выступали в крупных селениях и маленьких городках на больших базарах-ярмарках. Охотно давали они свои представления там, где быстро собирался народ, — на крупных почтовых станциях. Выступали и на станции Нукрияны. Именно здесь, скорее всего, и при том не раз мог видеть их М. Лермонтов, останавливающийся в Нукриянах по пути из Тифлиса в Старые колодцы или Царские колодцы, где стоял Нижегородский драгунский полк, в котором в 1837 году служил поэт. Для того чтобы получить более полное представление о том, что видел Лермонтов, сведем воедино те разрозненные и отрывочные сведения о кавказских акробатах, которые имеются в записках Н. Григорова и офицера А. Зисермана.
Разумеется, не все канатоходцы работали одинаково. Одни для своих выступлений «натягивают на высоте полутора сажен над землею канат, концы которого глубоко зарываются в землю», а другие «взбираются на канат, натянутый на вышине двух-трех сажен». В одних случаях акробат «одевался очень пышно: в шелковый или атласный архалук, в шаровары из бархата или кашемировой шали», при этом «архалук для удобства заправляется в шаровары». Кроме того, «на спине и груди у акробата на шнурках бывают навешаны разные талисманы; талисманы же в виде трехугольных кусков материи бывают нашиты у него на костюме. Это рассчитано на то, чтобы заставить народ думать, что его ловкость — дело сверхъестественное, а не приобретено практикой».В других, наверное, более частых случаях горец-канатоходец выступал на канате «в своем обычном костюме, в кошах (туфли с высоким железным каблуком), в которых трудно по комнате пройти без особенной привычки».
В большинстве кавказские канатные плясуны, как и их русские и европейские коллеги, работали с балансом. Но были и такие мастера своего дела, которые давали представления «без всякого шеста, без натирания подошвы мелом». Однако и те и -другие показывали свое умение обязательно под музыку — «под звуки зурны и бубна». Само представление строилось тоже по-разному. Кое-где еще доживала более древняя их форма, когда канатный плясун, поднявшись наверх на канат, сначала «раскланивается на все стороны, прося помощи у Иоанна Предтечи», потом «пляшет, не переставая призывать на помощь бога и святых, больше всех Иоанна Крестителя, покровителя акробатов». При этом «первую пляску акробат посвящает богу, затем его святым», для своего «аги» (святого, носящего его имя) пляшет отдельно, а потом пляшет в честь зрителей поименно.
Выступал такой канатный плясун не один, а в паре с клоуном, играя на контрасте трагического с комическим — «акробат старается показывать на канате зрителям разные фокусы (трюки), которым на земле подражает шут, стараясь при этом смешить народ». Вот этому непременному «шуту (клоуну) канатного плясуна» и называл старшина селения влиятельных в обществе лиц, в честь которых должен был плясать акробат на канате. Тут же на представлении оплачивался труд артистов. Старшина посылал шута к тому лицу, в честь которого будет пляска, и тот должен «или дать денег 20 копеек или 1 килу пшеницы». Таким образом существовала определенная такса и в какой-то мере обеспечивался заработок артистов. Так было в селах, в аулах, деревнях.
В городках, а тем более в городах канатоходцы не адресовали пляску отдельным лицам из публики. Здесь им «давали что кто хотел — деньгами или провизией, и вознаграждение выходило жалкое». Два часа длилось представление плясунов на канате, если их было двое или трое. Один сменял другого, и уставший превращался в музыканта на то время, пока на канате работал второй, затем поднимался на канат и третий. Что же показывали зрителям канатоходцы в те годы, когда Лермонтов был на Кавказе? На этот вопрос можно дать ответ, хотя и далеко не полный. Когда кавказский акробат плясал на канате, то «у него на голове (стоял) кувшин с водой, на нем тарелка, на ней стакан, на стакане бутылка» — довольно сложный баланс эквилибриста.
Часто во время той или иной пляски, чтобы подчеркнуть свое умение, артист «завязывает себе глаза», а другой «берет на спину мальчика и с ним пляшет» на канате. Иногда у канатного плясуна бывают «к ногам привязаны два обнаженных кинжала и не картонные, а настоящие, отточенные, острием вверх, глаза завязаны платком — и в таком виде под звуки зурны и барабана он слегка подпрыгивает и делает телодвижения в такт без всякого шеста». Вот акробат «вставляет ноги в котлы и с ними прыгает по канату» или, став обеими ногами на большое блюдо, толчками передвигается по канату.
А то артист демонстрирует ловкость и меткость в необычайном положении: «подвесившись с каната вверх ногами, он стреляет из ружья в яйцо», на палке с кольцом поднятое шутом или музыкантом, и ловко разбивает его пулей. Стрельба из ружья, трюки с кинжалами, темпераментная пляска на высоте трех-пяти, а то и семи метров, бурный темп всего номера кавказских канатоходцев дало основание называть их «джигитами на канате». Эти «джигиты на канате» отличались высоким профессиональным мастерством, в котором природное бесстрашие и отчаянная отвага переплетались с поразительной ловкостью и высокоразвитыми навыками эквилибристов, приобретенными большой практикой, постоянным трудолюбием, упорным совершенствованием. Уровень их искусства был настолько высоким, что офицер А. Зисерман, бывший до того в цирках Москвы и Петербурга и видевший там лучших цирковых артистов, смело сравнивает кавказских канатоходцев с ними. При этом он отдает предпочтение горцам.
Кавказские акробаты и во времена Лермонтова были в своем большинстве выходцами из Дагестана. Отсюда же происходят и наши известные ныне не только в Советском Союзе, но и во многих странах мира цирковые канатоходцы из дагестанского аула Цовкра — народные артисты РСФСР и Дагестанской АССР Р. Абакаров и Я. Гаджикурбанов. Они успешно продолжают дело своих предков, обогатив и развив древнее искусство «джигитов каната» и добившись блестящих успехов. Заинтересовавшись кавказскими канатоходцами первой четверти прошлого века, нам удалось, между прочим, узнать, что «Шамиль тоже в юности занимался подобной пляской на канате» —любопытная и своеобразная деталь его и без того богатой биографии. Мы уже знаем, каких примерно плясунов на канате, видел Лермонтов на Кавказе в 1837 году, когда, как установлено исследователями, была записана им вчерне сказка об Ашик-Керибе.
Великий поэт, необыкновенно внимательный и глубоко впечатлительный человек, записывая сказку, в частности то место, где говорится о волшебном белом коне, чудом преодолевающем кавказские горы, вспомнил не только ловкость виденных акробатов, но и необыкновенную быстроту их движений на канате: «скакал быстро, как плясун по канату». Обращает на себя внимание вторая часть этого сравнения: «как плясун по канату, с горы в ущелья, из ущелья на гору». Судя по этому, Лермонтов видел не только обычных плясунов-канатоходцев, но и таких отличнейших эквилибристов, которые работали не на горизонтальном и даже не на косо натянутом канате, а на канате, натянутом в виде римской цифры «V» или в виде буквы «М».
Смутные и отрывочные сведения о подобных натяжках канатов дошли до современных историков циркового искусства. В устных преданиях говорится о легендарных канатоходцах «спускавшихся по туго натянутому канату с очень высокого столба к низенькому, стоявшему в середине, а затем снова подымавшихся ко второму очень высокому столбу с площадкой на верхушке». Как видно, на Кавказе среди «джигитов каната» были такие непревзойденные мастера, которые спускались по канату с горы в ущелье, а затем подымались из ущелья на другую гору. Лермонтов видел их. Сомневаться в этом почти не приходится, когда со всей определенностью выясняется, что в записи сказки «Ашик-Кериб» Лермонтов был верен правде жизни. Подобно тому, как в «Мцыри» и «Демоне» конкретный кавказский материал явился не экзотическим условным оформлением, а органическим претворением непосредственных переживаний и личных наблюдений поэта, необычайно верно воспроизведенных и художественно воплощенных, так и в записи сказки «Ашик-Кериб» отразились непосредственные впечатления Лермонтова от виденных на Кавказе быстрых и ловких канатоходцев.
На этом примере мы еще раз убеждаемся, насколько тесно творчество великого позта было связано с окружавшей его действительностью, в данном случае — с цирковым искусством.
Л. ПРОКОПЕНКО
Журнал Советский цирк. Октябрь 1964 г.
оставить комментарий