Автор, режиссер, артист
Старые куплетисты шутили: — Я сам написал слова, сам сочинил музыку, сам придумал танцы и сам все это буду исполнять... Дирекция даже предложила мне самому себе платить за выступления...
В этой шутке была доля правды. Условия старой эстрады часто заставляли артиста быть и автором, и режиссером, и композитором своего номера.
Однажды в Киеве видный эстрадный артист предложил писателю Павлу Григорьевичу Григорьеву сочинить фельетон и куплеты, но тот, сославшись на нездоровье, отмазался. Через несколько дней, артист узнал, что Григорьев согласился написать репертуар для Ю. Тимошенко и Е. Березина. Он выразил писателю по телефону свою обиду. Григорьев мягким, извиняющимся тоном оправдывался:
— Поймите, работа с этими артистами для меня и отдых и лечение. Она — источник новых сил для будущего творчества...
Григорьев, отдавший литературно-эстрадной деятельности больше сорока лет, великолепно знавший и чувствовавший особенности этого жанра, больше всего ценил в работе артиста живую общественно-политическую мысль и деловое, объективное знание своих творческих возможностей.
— Есть эстрадники, — рассказывал писатель, — которые точно умеют объяснить автору, как острее, интереснее подать с эстрады ту или иную современную тему.
Старейший киевский куплетист Дмитрий Самарин требовал, чтобы после каждой протанцовки шла реприза-шутка, необходимая артисту для «набирания дыхания» к следующему куплету. Однако, когда содержание такой репризы было недостаточно связано с куплетом, артист обиженно говорил:
— Вы не думайте, что этот межкуплетный разговор мне нужен только для передышки... Реприза должна развивать тему и вызывать не меньший смех, чем сам куплет.
А сотрудничавший с Григорьевым в двадцатых годах знаменитый Борис Самойлович Борисов настаивал, чтобы в куплете играл не только эффектный поворот рефрена, но и яркий человеческий характер.
— Вы мне помогите, — говорил Борисов, — показать в Чемберлене спесь, бездушие, алчность... Создайте, как Беранже, живого человека, достойного осмеяния, и я скажу вам великое спасибо!
К таким интересным для автора «заказчикам» Григорьев относил и Тимошенко с Березиным. Не любил писатель, когда эстрадный артист приводил с собой режиссера и беспомощно перекладывал на него всю ответственность за создание репертуара. И еще одно воспоминание, относящееся к теме статьи. В довоенном Киеве, после концерта Владимира Николаевича Яхонтова, местные эстрадники, среди которых был и я, зашли за кулисы выразить свое восхищение искусством талантливейшего артиста-чтеца. Кто-то из нас, восторгаясь умением Яхонтова всесторонне и значительно обыграть вещь, сказал:
— Это, очевидно, от Мейерхольда? (Как известно, Яхонтов одно время был актером театра им. В. Э. Мейерхольда.)
— Не только... — задумчиво улыбнулся Владимир Николаевич. — В детстве на Нижегородской ярмарке в балагане я видел комика-раешника... Он вытаскивал из мешка деревянные чашку и ложку и очень смешно показывал, как кто обедает. Сначала он изображал обжору-купца, потом пресыщенного аристократа и, наконец, голодного мужика. Комик так выразительно обыгрывал деревянную посуду, что я навсегда запомнил цвет и форму чашки и ложки, оживленных искусством балаганного мастера. В этом номере, созданном неграмотным артистом, благодаря его острой наблюдательности и отличному знанию своих актерских возможностей, пожалуй, и есть суть режиссуры глубоко индивидуальной, режиссуры одного актера, режиссуры эстрадной.
Эти мысли, высказанные в разное время и разными людьми, вспоминаются при встречах с молодыми эстрадниками, которые приходят с магнитофонами на концерты своих коллег. Некоторые начинающие куплетисты и конферансье стесняются этой звукозаписывающей техники и стыдливо прикрывают ее полой пиджака или газетой. Они обычно жалуются на скупость филармоний, не отпускающих средств для заказа репертуара. Конечно, в последнее время концертные организации стали скуповаты. Однако мы знаем совсем недавние случаи, когда та или иная дирекция не жалела ни средств, ни энергии для привлечения писателей. В результате появлялся репертуар, который, увы, годами без всякого движения лежал в канцелярских шкафах. Так частенько бывало и у нас в Укрконцерте.
Но вот режиссер Киевской эстрадно-цирковой студии при Укрконцерте О. Шестопалов поддержал стремление молодых эстрадников к самостоятельной работе с авторами. Это дало первые плоды: начинающий фельетонист В. Емшенецкий. нашел среди писательской молодежи своих авторов, сумел вызвать у них интерес к созданию эстрадных произведений. Проявляют заботу о собственном оригинальном репертуаре воспитанники студии: А. Попов, В. Гречушная и другие. Под руководством киевского режиссера Б. Каменьковича молодые артисты А. Литвинов и Н. Ткаченко успешно работают с украинским писателем-сатириком Павлом Глазовым над созданием своего репертуара. Чтобы такие отрадные явления не носили эпизодический характер, надо активнее прививать эстрадной артистической смене вкус и интерес к самостоятельному творчеству. Хорошо, если бы художественные руководители, режиссеры, завлиты концертных организаций и студий изучили бы и популяризировали среди молодежи опыт работы с авторами лучших мастеров эстрады: А. Райкина, П. Муравского, Ю. Тимошенко, Е. Березина, Л. Мирова, М. Новицкого, А. Шурова, Н. Рыкунина и других. Пора заняться анализом самостоятельного литературного творчества Н. Смирнова-Сокольского, И. Набатова и некоторых молодых артистов-авторов.
Режиссер Сергей Каштелян на занятиях с артистами оригинальных жанров в мастерской «Москонцерта»
Узнавая райкинские и тимошенковские требования к создателям репертуара, осваивая тонкости драматургии фельетона и куплета Н. Смирнова-Сокольского и И. Набатова, раскрывая «секреты смешного» Л. Мирова и М. Мироновой, молодежь не будет так беззаботно заимствовать чужие маски, приемы, трюки. Тогда, вероятно, не повторятся ошибки некоторых талантливых эстрадников среднего поколения. Наверное, изучив и глубоко поняв своеобразие творчества А. Райкина, задумался бы одаренный саратовец Лев Горелик, стоит ли ему так откровенно быть похожим на знаменитого артиста. А талантливый киевлянин Константин Яницкий, знай он технологию работы с авторами Муравского, возможно, интереснее бы использовал творческую энергию, которую затратил на изобретение маскировки для пресловутых пародий, сделанных по давнему принципу—«как бы такой-то артист исполнил такое-то произведение». Несколько слов об эстрадной режиссуре. У нас к постановкам часто привлекают театрального режиссера. При творческой добросовестности ему удается вместе с автором объединить эстрадное представление интересной современной темой. Когда позволяют средства, он и художник придают представлению помпезность и фееричность. Но есть эстрадные артисты, — например, Ю. Тимошенко и Е. Березин, — которые подобной режиссуры избегают.
Почему? По-видимому, их не удовлетворяет, что такой режиссер главное внимание уделяет организационной работе с автором, композитором, художником, что, выпячивая всеми постановочными средствами присущую эстраде нарядность и праздничность, он пренебрегает углубленными поисками нового в индивидуальности артиста. А ведь именно за нее зрители и любят настоящего эстрадника. В нашей практике был случай, когда театральный режиссер, увлекшись театрализацией эстрадного концерта, поручил произносить репризы и исполнять песенки акробатам, жонглерам, танцорам. На репетициях все шло хорошо. Жонглеры, как в капустнике, весело и резво пели, разговаривали, радуя друг друга и режиссера милой непосредственностью. Но на первых же спектаклях, разволновавшись из-за неприсущих им театральных ролей, они заговорили и запели крайне беспомощно, а свои основные номера исполняли из рук вон плохо. Иначе и быть не могло — слишком очевидным оказалось недоверие зрителей. А вот и другой пример — режиссура старого эстрадного автора-куплетиста М. Рассатова. На репетиции программы «Веселый автобус» он увлекся одним из участников и почти все отведенное время посвятил отделке только его номера. Кто-то из артистов, не выдержал:
— Если вы будете так задерживаться, то мы сорвем срок подготовки программы.
Рассатов сердито ответил:
— Кому скучно, приходите через две недели на последние общие репетиции, а кому интересно, давайте вместе, до блеска шлифовать каждый номер. Успех эстрады в индивидуальном мастерстве, а не в театральном ансамбле...
Конечно, и среди театральных режиссеров есть люди, глубоко понимающие, ценящие и оберегающие творческую индивидуальность артиста-эстрадника. Из них мне запомнились Б. Балабан, И. Земгано, московский режиссер В. Гольдфельд и некоторые другие. И все же надо помнить, что в самой сути театрального и эстрадного режиссерского творчества заключена существенная разница. Эстрадный режиссер и конферансье С. Каштелян, руководивший в 1945 году Украинским театром миниатюр, очень тяготился и нервничал, когда ему приходилось ставить целый эстрадный спектакль. Зато он буквально преображался, становился вдохновенным и изобретательным, индивидуально работая с артистом. Как известно, впоследствии С. Каштелян создал ряд интересных эстрадных номеров.
Киевский режиссер-балетмейстер Б. Каменькович, взявшись за постановку эстрадного спектакля «Два концерта в одном концерте» с эффектной техникой и постановочными трюками, с режиссурой не справился. Спектакль после первых представлений был снят, А вот поставленная тем же Б. Каменьковичем программа «Киев—Москва—Ленинград 62», в которой он сосредоточил свое внимание на исполнительском мастерстве и репертуаре каждого артиста, была широко показана в Ленинграде и Киеве. Нам, участникам этой программы, довелось слышать немало хороших слов по адресу режиссера. Именно это специфическое умение и вдохновенное желание открывать новые интересные качества в эстрадной индивидуальности артиста при работе над репертуаром и есть подлинно эстрадная режиссура.
Н. СИНЕВ, артист Украинского гастрольно-концертного объединения
Журнал Советский цирк. Июнь 1965
оставить комментарий