Автор, режиссер, артист - В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ
В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Автор, режиссер, артист

Старые куплетисты шутили: — Я сам написал слова, сам сочинил музыку, сам при­думал танцы и сам все это буду исполнять... Дирекция да­же предложила мне самому себе платить за выступления...

В этой шутке была доля правды. Условия старой эстра­ды часто заставляли артиста быть и автором, и режиссе­ром, и композитором своего номера.

Однажды в Киеве видный эстрадный артист предложил писателю Павлу Григорьевичу Григорьеву сочинить фелье­тон и куплеты, но тот, сославшись на нездоровье, отмазал­ся. Через несколько дней, артист узнал, что Григорьев согласился написать репертуар для Ю. Тимошенко и Е. Березина. Он выразил писателю по телефону свою оби­ду. Григорьев мягким, извиняющимся тоном оправдывался:

— Поймите, работа с этими артистами для меня и от­дых   и лечение. Она — источник новых сил для будущего творчества...

Григорьев, отдавший литературно-эстрадной деятельно­сти больше сорока лет, великолепно знавший и чувствовав­ший особенности этого жанра, больше всего ценил в рабо­те артиста живую общественно-политическую мысль и де­ловое, объективное знание своих творческих возможно­стей.

— Есть  эстрадники, — рассказывал   писатель, — которые точно умеют объяснить автору, как острее, интереснее по­дать с эстрады ту или иную современную тему.

Старейший киевский куплетист Дмитрий Самарин требо­вал, чтобы после каждой протанцовки шла реприза-шут­ка, необходимая артисту для «набирания дыхания» к сле­дующему куплету. Однако, когда содержание такой ре­призы было недостаточно связано с куплетом, артист оби­женно говорил:

— Вы не думайте, что этот межкуплетный разговор мне нужен только для передышки... Реприза должна развивать тему и вызывать не меньший смех, чем сам куплет.

А сотрудничавший с Григорьевым в двадцатых годах знаменитый Борис Самойлович Борисов настаивал, чтобы в куплете играл не только эффектный поворот рефрена, но и яркий человеческий характер.

— Вы  мне  помогите, — говорил Борисов, — показать   в Чемберлене спесь, бездушие, алчность... Создайте, как Беранже, живого человека, достойного осмеяния, и я ска­жу вам великое спасибо!

К таким интересным для автора «заказчикам» Григорьев относил и Тимошенко с Березиным. Не любил писатель, когда эстрадный артист приводил с собой режиссера и бес­помощно перекладывал на него всю ответственность за создание репертуара. И еще одно воспоминание, относящееся к теме статьи. В довоенном Киеве, после концерта Владимира Николае­вича Яхонтова, местные эстрадники, среди которых был и я, зашли за кулисы выразить свое восхищение искусством талантливейшего артиста-чтеца. Кто-то из нас, восторгаясь умением Яхонтова всесторонне и значительно обыграть вещь, сказал:

— Это, очевидно, от Мейерхольда? (Как известно, Яхон­тов   одно   время  был   актером   театра   им.   В. Э. Мейер­хольда.)
— Не только... — задумчиво улыбнулся Владимир Нико­лаевич. — В детстве на Нижегородской ярмарке   в балага­не я видел   комика-раешника...  Он вытаскивал из мешка деревянные чашку и ложку и очень смешно показывал, как кто обедает. Сначала он изображал обжору-купца, потом пресыщенного аристократа и, наконец, голодного мужика. Комик так  выразительно  обыгрывал  деревянную  посуду, что я навсегда запомнил цвет и  форму чашки и ложки, оживленных искусством балаганного мастера. В этом но­мере,   созданном   неграмотным артистом,  благодаря его острой наблюдательности и отличному знанию своих актер­ских возможностей, пожалуй, и есть суть режиссуры глубо­ко индивидуальной, режиссуры одного актера, режиссуры эстрадной.

Эти мысли, высказанные в разное время и разными людьми, вспоминаются при встречах с молодыми эстрад­никами, которые приходят с магнитофонами на концерты своих коллег. Некоторые начинающие куплетисты и конферансье стесняются этой звукозаписывающей техники и стыдливо прикрывают ее полой пиджака или газетой. Они обычно жалуются на скупость филармоний, не отпускаю­щих средств для заказа репертуара. Конечно, в последнее время концертные организации стали скуповаты. Однако мы знаем совсем недавние случаи, когда та или иная ди­рекция не жалела ни средств, ни энергии для привлечения писателей. В результате появлялся репертуар, который, увы, годами без всякого движения лежал в канцелярских шкафах. Так частенько бывало и у нас в Укрконцерте.

Но вот режиссер Киевской эстрадно-цирковой студии при Укрконцерте О. Шестопалов поддержал стремление молодых эстрадников к самостоятельной работе с авто­рами. Это дало первые плоды: начинающий фельетонист В. Емшенецкий. нашел среди писательской молодежи сво­их авторов, сумел вызвать у них интерес к созданию эстрадных произведений. Проявляют заботу о собственном оригинальном репертуаре воспитанники студии: А. Попов, В. Гречушная и другие. Под руководством киевского режиссера Б. Каменьковича молодые артисты А. Литвинов и Н. Ткаченко успешно работают с украинским писателем-сатириком Павлом Гла­зовым над созданием своего репертуара. Чтобы такие отрадные явления не носили эпизодический характер, надо активнее прививать эстрадной артистической смене вкус и интерес к самостоятельному творчеству. Хорошо, если бы художественные руководители, режиссеры, завлиты концертных организаций и студий изучили бы и популяри­зировали среди молодежи опыт работы с авторами лучших мастеров эстрады: А. Райкина, П. Муравского, Ю. Тимошен­ко, Е. Березина, Л. Мирова, М. Новицкого, А. Шурова, Н. Рыкунина и других. Пора заняться анализом самостоя­тельного литературного творчества Н. Смирнова-Соколь­ского, И. Набатова и некоторых молодых артистов-авторов.

Режиссер Сергей Каштелян на занятиях с артистами оригинальных жанров в мастерской «Москонцерта»Режиссер Сергей Каштелян на занятиях с артистами оригинальных жанров в мастерской «Москонцерта»

Узнавая райкинские и тимошенковские требования к со­здателям репертуара, осваивая тонкости драматургии фельетона и куплета Н. Смирнова-Сокольского и И. Наба­това, раскрывая «секреты смешного» Л. Мирова и М. Ми­роновой, молодежь не будет так беззаботно заимствовать чужие маски, приемы, трюки. Тогда, вероятно, не повто­рятся ошибки некоторых талантливых эстрадников средне­го поколения. Наверное, изучив и глубоко поняв своеоб­разие творчества А. Райкина, задумался бы одаренный саратовец Лев Горелик, стоит ли ему так откровенно быть похожим на знаменитого артиста. А талантливый киевлянин Константин Яницкий, знай он технологию работы с автора­ми Муравского, возможно, интереснее бы использовал творческую энергию, которую затратил на изобретение маскировки для пресловутых пародий, сделанных по давнему принципу—«как бы такой-то артист исполнил такое-то произведение». Несколько слов об эстрадной режиссуре. У нас к по­становкам часто привлекают театрального режиссера. При творческой добросовестности ему удается вместе с авто­ром объединить эстрадное представление интересной сов­ременной темой. Когда позволяют средства, он и худож­ник придают представлению помпезность и фееричность. Но есть эстрадные артисты, — например, Ю. Тимошенко и Е. Березин, — которые подобной режиссуры избегают.

Почему? По-видимому, их не удовлетворяет, что такой ре­жиссер главное внимание уделяет организационной работе с автором, композитором, художником, что, выпячивая всеми постановочными средствами присущую эстраде на­рядность и праздничность, он пренебрегает углубленными поисками нового в индивидуальности артиста. А ведь имен­но за нее зрители и любят настоящего эстрадника. В на­шей практике был случай, когда театральный режиссер, увлекшись театрализацией эстрадного концерта, поручил произносить репризы и исполнять песенки акробатам, жонглерам, танцорам. На репетициях все шло хорошо. Жонглеры, как в капустнике, весело и резво пели, разго­варивали, радуя друг друга и режиссера милой непосред­ственностью. Но на первых же спектаклях, разволновавшись из-за неприсущих им театральных ролей, они заговорили и запели крайне беспомощно, а свои основные номера исполняли из рук вон плохо. Иначе и быть не могло — слишком очевидным оказалось недоверие зрителей. А вот и другой пример — режиссура старого эстрадно­го автора-куплетиста М. Рассатова. На репетиции про­граммы «Веселый автобус» он увлекся одним из участни­ков и почти все отведенное время посвятил отделке толь­ко его номера. Кто-то из артистов, не выдержал:

— Если  вы  будете  так  задерживаться,  то  мы  сорвем срок подготовки программы.

Рассатов сердито ответил:

— Кому скучно,   приходите  через  две  недели  на  по­следние общие репетиции, а кому интересно, давайте вме­сте, до блеска шлифовать каждый номер. Успех эстрады в индивидуальном    мастерстве, а не    в    театральном ан­самбле...

Конечно, и среди театральных режиссеров есть люди, глубоко понимающие, ценящие и оберегающие творческую индивидуальность артиста-эстрадника. Из них мне запом­нились Б. Балабан, И. Земгано, московский режиссер В. Гольдфельд и некоторые другие. И все же надо пом­нить, что в самой сути театрального и эстрадного режис­серского творчества заключена существенная разница. Эстрадный режиссер и конферансье С. Каштелян, руководивший в 1945 году Украинским театром миниатюр, очень тяготился и нервничал, когда ему приходилось ста­вить целый эстрадный спектакль. Зато он буквально преображался, становился вдохновенным и изобретательным, индивидуально работая с артистом. Как известно, впослед­ствии С. Каштелян создал ряд интересных эстрадных номеров.

Киевский режиссер-балетмейстер Б. Каменькович, взяв­шись за постановку эстрадного спектакля «Два концерта в одном концерте» с эффектной техникой и постановоч­ными трюками, с режиссурой не справился. Спектакль по­сле первых представлений был снят, А вот поставленная тем же Б. Каменьковичем программа «Киев—Москва—Ле­нинград 62», в которой он сосредоточил свое внимание на исполнительском мастерстве и репертуаре каждого арти­ста, была широко показана в Ленинграде и Киеве. Нам, участникам этой программы, довелось слышать немало хороших слов по адресу режиссера. Именно это специфи­ческое умение и вдохновенное желание открывать новые интересные качества в эстрадной индивидуальности арти­ста при работе над репертуаром и есть подлинно эстрад­ная режиссура.
 

Н. СИНЕВ, артист Украинского гастрольно-концертного объединения

Журнал Советский цирк.  Июнь 1965

оставить комментарий

 

НОВОЕ НА ФОРУМЕ


 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования