Балансирование на стульях
К жанру эквилибристики относится и умение исполнителя сохранять равновесие, сидя на стуле и опираясь на две или одну ножку. Изучение такого балансирования следует начинать с тренировок, сидя на стуле и опираясь на две его ножки.
Занимающийся берет стул и ставит боком к спинке второго стула или к краю стола на расстоянии 30—35 см. Затем он садится на него так, чтобы спина плотно прилегала к спинке стула, ноги были соединены, ступни плотно прижаты одна к другой, носки вытянуты. Левую руку занимающийся кладет на колено левой ноги, а правой рукой придерживается за спинку стоящего рядом стула или за край стола (рис. 25). Теперь занимающийся осторожно откидывается назад так, чтобы передние ножки стула оторвались от пола, а центр тяжести тела занимающегося переместился на задние ножки стула.
Слегка покачивая обеими ногами одновременно, он старается удержать равновесие. Правой рукой при этом следует держаться как можно легче, лишь помогая ею найти «мертвую» точку, то есть такое положение, которое даст занимающемуся возможность удерживать равновесие только за счет легкого покачивания ног вверх и вниз. Когда занимающийся почувствует, что он может сидеть, опираясь на две ножки стула, не придерживаясь правой рукой за спинку соседнего, который служит ему страховкой, он кладет правую руку па колено правой ноги.
Теперь можно переходить к тренировке этого упражнения без страховки, то есть без помощи второго стула или стола. Но в случае потери равновесия и возможности упасть назад занимающийся должен быстро развести как можно шире ноги, согнуть их в коленях, одновременно правой или левой рукой взяться в центре за край сиденья стула, а затем поставить ноги на пол.

Освоив балансирование на двух ножках стула, можно переходить к изучению более сложных трюков.
Занимающийся, например, берет два стула. Один из них он ставит на пол. Второй стул берет в середине переднего края сиденья и поднимает его. Затем он встает на край сиденья первого стула так, чтобы его спинка оказалась за спиной занимающегося. Пропустив спинку стула, который он держит в руке, между раскрытыми ногами и поставив его задними ножками на край сиденья первого стула, занимающийся осторожно садится на него, придерживаясь левой рукой за спинку стула, стоящего па полу (рис. 26). Затем, придерживаясь правой рукой за спинку стула, стоящего на полу, он постепенно устанавливает равновесие и поочередно кладет руки на колени. В случае потери равновесия и возможности падения назад занимающийся должен повторить те же движения, которые он делал, осваивая балансирование на одном стуле на полу, только в данном случае ноги следует ставить на сиденье нижнего стула. Кроме того страховкой будет служить и спинка нижнего стула, так как при потере равновесия и падении назад спинка верхнего стула ляжет на спинку нижнего стула, что предохранит занимающегося от падения.
Освоив этот трюк, можно переходить к следующему, более сложному. Занимающийся берет три стула. Два стула он ставит спинками друг к другу так, чтобы между ними можно было поставить третий стул и чтобы он оказался от них на расстоянии 30—35 см. Затем занимающийся берет доску, длина которой должна быть немного больше расстояния между наружными краями сидений стульев, стоящих на полу спинками друг к другу.

Ширина доски 10—12 см. Доску кладут на сиденья стульев по их центру. Третий стул занимающийся берет за середину сиденья правой рукой. Придерживаясь левой рукой за спинку стула, стоящего па полу, он встает на доску, ставит третий стул задними ножками в середине доски, пропустив его спинку между разведенными ногами, садится на него и, придерживаясь за спинки стульев, стоящих на полу, устанавливает равновесие, а затем переносит руки на колени (рис. 27). Сходить с этой фигуры следует, производя движения в обратной последовательности.
Усилить эффект данного трюка можно, поставив стулья на стол (рис. 28). Стол должен быть такого размера, чтобы при исполнении трюка передние ножки двух стульев, стоящих на нем, висели в воздухе, а их задние ножки стояли на самом краю стола. Хотя доска, положенная на сиденья стульев, прижимает их к столу, все же для большой уверенности при исполнении этого трюка необходима небольшая страховка. Для этого в краях сидений стульев, стоящих на столе, в центре, со стороны спинок, просверливают сквозные отверстия диаметром 8—10 мм, а на нижней стороне доски, также по центру, на нужном расстоянии друг от друга прикрепляют две шпильки. Шпильки можно сделать из шссти-восьмимиллиметровых болтов. Болты вставляют в отверстия доски с верхней стороны и закручивают гайками, предварительно сделав гнезда для шляпок болтов и гаек так, чтобы они легли в тай. Болты-шпильки должны свободно входить в отверстия, проделанные в сиденьях стульев, и быть не слишком длинными, иначе они помешают свободно снимать доску с сидений стульев.
Чтобы занимающиеся могли составить номер для выступлений с балансированием на стульях, мы расскажем еще об одном трюке. Он заключается в балансировании на двух ножках одного стула, который должен стоять не на полу, а на краю стола, поставленного еще на два других стола (все столы стоят друг на друге).

Кроме того, занимающийся должен сидеть не лицом, а спиной к краю стола и в заключение «упасть», то есть сделать прыжок, со столов на пол. Выполняется «падение» так же, как сход со стула, стоящего на двух ножках. Занимающийся, падая назад, берется за середину сиденья стула правой рукой. На языке профессионалов такое «падение», или соскок, называется каскадом. Его следует осваивать постепенно, сначала спрыгивая с одного стола, затем с двух, и, когда упражнение будет получаться уверенно, можно начать прыгать и с трех столов. Но такой каскад выполняют и с большей высоты. Кроме того, для усиления эффекта наверх ставят стол, у которого только три ножки (рис. 29).

рис. 29
Освоив упражнения этого раздела, можно приступать к составлению сценарного плана номера. На сцену заранее ставят три стола и около каждого из них по одному стулу, причем стул, на котором должен сидеть исполнитель, ставят к столу, стоящему в середине. На этот же стол кладут журнал или газету. После объявления номера исполнитель выходит на сцену и садится на стул, стоящий у среднего стола. Он берет журнал или газету, читая, незаметно переводит стул на две ножки и, балансируя, продолжает читать. Это и будет первый трюк номера.
Затем исполнитель, обратив внимание зрителей на то, что его стул опирается не на четыре, а на две ножки, встает и, вскочив на стол, повторяет этот трюк еще раз, но уже на столе и не читая журнала. Следующий трюк — исполнитель берет (или ему подают) второй стул. Он встает ногами на его сиденье, ставит на него первый стул и балансирует, сидя на нем (рис. 30).
Третий трюк — балансирование на стуле, стоящем на доске, положенной между двумя стульями. Четвертый, финальный трюк — исполнитель отдает стулья и, не сходя с первого стола, ставит на него друг на друга еще два стола, которые ему подают. Затем, взобравшись на верхний стол, исполнитель берет стул, балансирует на нем на краю стола и делает неожиданный каскад, то есть прыжок со столов. Стул исполнитель должен держать в правой руке.
Финальный трюк можно усложнить следующим образом. В момент передачи исполнителю третьего стола ассистент как бы нечаянно ломает у него одну ножку. Но так как другого стола нет, исполнитель соглашается взять стол со сломанной ножкой. Он ставит его так, чтобы стол стороной, где отломана ножка, был обращен к зрителям, а садится на стул с того края, где целы обе ножки. При этом исполнитель должен сесть боком к зрителям. Освоив эти трюки, можно переходить к изучению еще более сложных, относящихся к данному разделу.
Умея балансировать на стуле, стоящем на двух ножках, исполнитель может начинать осваивать удерживание равновесия, сидя на стуле, опирающемся на одну ножку. В начале тренировок занимающийся берет три стула (два из них будут служить в качестве страховки) и ставит их на таком же расстоянии друг от друга, как и при освоении балансирования на двух ножках стула.
Стул, на котором будет сидеть исполнитель, следует поставить между двумя первыми стульями, ножками по диагонали к ним. Правый край спинки среднего стула должен быть обращен к спинке стула, стоящего с правой стороны, а левый угол края сиденья — к спинке стула, стоящего с левой стороны (рис. 31). Сесть на стул следует глубоко, чтобы правая сторона спины исполнителя плотно прилегала к спинке стула, а верхний край спинки оказался под предплечьем правой руки. Ноги исполнителя разведены в стороны и вперед и немного присогнуты в коленях. Угол сиденья стула должен быть на одинаковом расстоянии от правого и левого коленей исполнителя. Откинувшись назад и сидя в таком положении, исполнитель, придерживаясь руками за спинки вспомогательных стульев, должен найти равновесие. В случае падения назад следует применять уже знакомые приемы страховки.

Балансировать на двух и одной ножке стула можно и подставив под ножки стульев бутылки (рис. 32). Это усиливает эффект номера. Бутылки нужно сделать специально, так как обычные бутылки использовать опасно (хотя стекло вполне выдержит такую нагрузку): ножки стульев могут соскользнуть с горлышек бутылок. Форма и размер изготовленных бутылок должны соответствовать бутылкам из-под шампанского.

Такие бутылки вытачивают из сухой березы на токарном станке. В центре дна бутылки, которое должно быть вогнутым, надо выдолбить небольшое углубление и прикрепить в нем металлическую пластинку с отверстием в середине (такую пластинку привертывают на каблук ботинка для коньков; рис. 33). В крышке стола укрепляют три шпенька, головки которых подогнаны под размеры отверстий в пластинках, прикрепленных ко дну бутылки. Теперь, если поставить бутылку на шпенек и повернуть ее, она окажется прочно прикрепленной к столу. Шпеньки можно вставлять и в донья бутылок, а пластинки укреплять в столе.
Верхний конец бутылки вытачивают вместе с пробкой, за счет чего увеличивается диаметр горлышка. Это облегчает исполнение трюка. Чтобы горлышко не раскалывалось, его надо оковать металлическим колечком. Бутылки следует хорошо окрасить черной нитроэмалью, наклеить на них этикетки, а на горлышки фольгу — словом, придать им вид настоящих бутылок из-под шампанского. Для исполнения трюка достаточно изготовить две бутылки. Когда они будут готовы, можно приступать к репетиции.
Два шпенька (или гнезда) в крышке стола должны быть на таком расстоянии друг от друга, которое точно соответствует ширине задних ножек стула.

Третий шпенек ставят в середине между ними. Шпеньки можно укреплять не в крышке стола, а в доске, на которой уже исполнялись описанные выше трюки. Но это усложнит тренировку, хотя номер получится более эффектным. При работе над данным трюком также понадобятся вспомогательные стулья, поставленные спинками друг к другу. Между ними следует поставить на стол и укрепить в гнездах две бутылки. Держась за спинки вспомогательных стульев, исполнитель встает ногами на их сиденья (рис. 34) Затем он берет третий стул за край сиденья, ставит его задними ножками на горлышки бутылок (см. рис. 34), садится на него и, придерживаясь руками за спинки стульев старается найти равновесие. Таким же образом следует тренировать балансирование и на одной ножке стула, стоящего на горлышке бутылки (рис. 35). Бутылку надо укрепить на центральном шпеньке, а стулья, служащие для страховки, сдвинуть на нужное расстояние.
Освоив два последних трюка, исполнитель сможет построить более интересный и технически сложный номер. В качестве примера мы предлагаем сценарный план номера эквилибристов на стульях для исполнителей. Желательно, желательно, чтобы одним из исполнителей была девушка. На сцене стоят три стола и три стула. Их расположение напоминает расстановку столиков в кафе. После объявления номера на сцену выбегает девушка. Это «официантка». Она смахивает салфеткой пыль со столов, поправляет стулья, на средний стол кладет журнал или газету и, посмотрев, все ли в порядке, намеревается уйти. Но в этот момент в «кафе» входит молодой человек.

Девушка приглашает его сесть, и молодой человек садится за средний стол. Девушка, узнав у него, что принести, убегает за кулисы.
Молодой человек берет журнал, просматривает его и в это время, откинувшись назад, переводит стул на две задние ножки. Это первый трюк номера. Второй трюк — молодой человек, вскочив на стол, берет стул, садится на него и балансирует на двух ножках стула. В этот момент входит девушка, в руках у нее поднос, на котором стоят две бутылки и два стакана. Увидев молодого человека на столе, девушка очень удивилась. Л молодой человек ничуть не смущаясь, просит девушку дать ему еще один стул. Девушка ставит поднос па свободный стол и подает юноше второй стул. Начинается третий трюк. Поставив стулья один на другой, молодой человек садится па верхний стул и балансирует на двух
его ножках. Затем, спрыгнув на стол, он просит девушку дать ему еще один стул и доску. Положив доску на сиденья двух стульев, юноша взбирается на нее, ставит третий стул на задние ножки и балансирует на нем. Это четвертый трюк номера. Закончив балансирование, исполнитель отдает девушке один стул и доску, и спрыгнув со стола, кланяется зрителям. Для следующего трюка исполнитель укрепляет на шпильках две бутылки и вскакивает на стол. Девушка подает ему стул. Поставив стул задними ножками на горлышки бутылок, исполнитель садится на него и балансирует. Следующий трюк — балансирование на одной ножке стула, стоящего на горлышке бутылки (ее надо предварительно укрепить в центре стола).
В качестве финального трюка можно выполнять балансирование на двух ножках стула и затем — прыжок-каскад с высоты трех столов. Это полный эквилибристический номер, с которым можно выступать на концертной эстраде. Балансирование на катушках и на стульях можно осваивать одновременно. Это даст возможность сделать эквилибристический номер более интересным и разнообразным. Ниже мы приводим два примерных плана сценария, из которых каждый исполнитель может выбрать наиболее подходящие для него трюки. Соединять оба сценария нельзя, так как номер получится слишком большим.
Прежде всего следует решить, какой трюк будет исполняться в финале. Это может быть балансирование на трех досках, поставленных на стаканы и на катушку, или балансирование на ножках стула и каскад с высоты трех столов. Предположим, что исполнитель решил взять для финала первый трюк — балансирование на катушке. В этом случае меняется реквизит номера, отпадает необходимость сразу в двух столах.
В начале выступления, пока помощница уходит за кулисы, исполнитель может балансировать на двух ножках стула. Вторым трюком также будет балансирование на двух ножках стула, но поставленного на стаканы, перевернутые вверх дном. Третьим трюком может идти балансирование на двух ножках стула, поставленных на горлышки бутылок. Четвертый трюк — балансирование на одной ножке стула, поставленного на горлышко бутылки. И следующий трюк (он же будет и финальным) — балансирование на катушке с тремя и более досками и стаканами.
Этот номер составлен из сложных трюков. Но если эти трюки еще не совсем отработаны исполнителем, он может составить номер из более легких. В финале всегда следует выполнять наиболее сложные и эффектные трюки. При этом нужно учесть, что прыжок со стулом с высоты трех столов — трюк несложный, но он всегда имеет успех у зрителей.
Костюм для выступлений в таком эквилибристическом номере может быть любым: для юноши — рубашка и брюки или брюки с пиджаком. На девушке, если она участвует в номере как ассистентка, может быть красивое эстрадное платье. Если же девушка — исполнительница номеров, то она не сумеет выступать в платье, так как оно будет ей мешать. В данном случае, в зависимости от индивидуальных особенностей исполнительницы, следует подобрать брючки или купальник. Девушка может выступать и в коротенькой юбочке.
Обувь должна быть обязательно без каблуков — они очень мешают работать, да и, кроме того, ими можно зацепиться за край доски и упасть. Перед выходом на сцену нужно не забыть хорошо протереть канифолью ножки стула, на котором исполнитель будет балансировать. Следует проканифолить и подметки туфель; это необходимо особенно при балансировании на катушках.
Из книги. Эквилибристика. Н. Э. Бауман
оставить комментарий