Балансирование на вольностоящей лестнице - В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ
В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Балансирование на вольностоящей лестнице

Удерживание равновесия, стоя на верху лестницы, поставленной на небольшую площадку или на стол и ничем не укрепленной, называется балансированием на вольностоящей лестнице.

Демонстрируя номер с вольностоящей лестницей, исполнитель прежде всего показывает умение влезать на нее — это довольно сложно, — а затем и другие трюки. Например, стоя на такой лестнице, исполнитель может жонглировать, балансировать предметами на лбу, выполнять стойку на руках, играть на музыкальных инструментах и работать вдвоем с партнером. Но в каче­стве реквизита для этого номера в основном используются только сама лестница и небольшой пьедестал-столик. Если столик почему-либо сделать нельзя, можно выступать, ставя лестницу прямо на пол сцены.

Балансирование на вольностоящей лестнице

Прежде всего надо познакомиться с изготовлением самой лестницы. Размеры ее приведены на рис. 36. Их надо строго сохранить, за исключением расстояния между последней, верхней ступенькой и перекладиной, укрепленной ближе к верхнему кон­цу лестницы. Это расстояние для каждого испол­нителя устанавливается индивидуально. Чтобы най­ти его, надо измерить расстояние от пола до колена исполнителя (нога должна быть не напряжена). Ког­да исполнитель поднимется на лестницу, верхний край ее перекладины должен оказаться у него под коленом, и ни в коем случае перекладина не должна доходить до чашечки колена. Если, например, рост исполнителя 170—173 см, то расстояние от ступеньки до верхнего края перекладины будет равно 44 см.

Лестницу делают из сухой комлевой сосны или ясе­ня, можно из березы. При этом нужно следить за тем, чтобы дерево было без сучков, так как они могут при­вести к перелому лестницы именно в том месте, где есть сучки. Для большей прочности лестницу укре­пляют стяжными болтами. Их ставят под верхней и нижней ступеньками, а также под ступенькой в сере­дине лестницы. Можно изготовить лестницу и из дюралюминиевых труб. Но в данном случае возникает сложность со сваркой алюминия. Собирают лестницу и с помощью стяжных болтов, следя за тем, чтобы шляпки болтов и стяжные гайки были заделаны в тай, иначе при скольжении по лестнице исполнитель может содрать кожу на ладонях.

Размеры  металлической лестницы те же, что и деревянной. Трубы для боковых стенок следует брать диаметром 3,5 см, а для ступенек 2 см. Готовую лестницу надо хорошо покра­сить. Высота лестницы, как деревянной, так и металлической, устанавливается самим исполнителем, но она зависит и от высоты помещения, в котором будут происходить репетиции и выступле­ния. Конечно, более эффектным получается номер на высокой лестнице, особенно если она еще стоит на столе. Размеры стола-пьедестала указа­ны на рис. 37. Эти размеры можно изменять по усмотрению исполнителя. Нижние концы лестницы следует закруглить напильником и зачистить наждачной шкуркой, иначе они могут откалываться. Вообще концы лестницы надо зачищать шкуркой периодически, так как во время трени­ровки на них налипает грязь, а это мешает балансированию.

Костюм для тренировок на вольностоящей лестнице должен состоять из майки или рубашки, брюк или шаровар и обуви без каблуков с мяг­кой подошвой, типа чешек или акробаток. Подошву туфель нужно обязательно хорошо проканифолить. Во время первых тренировок лестницу следует ставить на расстоянии 50 60 см от стены. Если лестница будет падать вперед, то она верхними концами прижмется к стене. Стена и будет служить в качестве страховки. При падении лестницы назад исполнитель спрыгивает с нее, а лест­ницу ловит руками, не давая ей упасть. Только тогда, когда исполнитель будет хорошо и уверенно влезать на лестницу и балансировать на ней, он сможет перенести тренировки на середину комнаты или сцены. Стра­ховку в данном случае должен осуществлять помощник. Хорошо освоив упражнения на лестнице, стоящей на полу, можно переходить к тренировкам на лестнице, поставленной на пьедестал.

Итак, занимающийся ставит лестницу на пол на небольшом расстоянии от стены с наклоном вперед. Держась руками за лестницу немного выше уровня головы, занимающийся ставит левую ногу носком на вторую ступеньку лестницы вплотную к бортику. Затем, переведя на левую ногу центр тяжести тела, занимающийся руками регулирует равновесие лестницы. Потом он и правую ногу, так же как и левую, ставит на вторую ступеньку лестницы. Прижимая лестницу к себе или, наоборот, отводя ее от себя руками и одновременно покачивая ее в стороны, занимающийся старается удержать равновесие.

Советуем начинать освоение балансирования на лестнице со второй ступеньки, так как это легче, чем удерживание равновесия, стоя на пер­вой ступеньке, хотя зрительно кажется наоборот.

Первое упражнение — балансирование на второй ступеньке лестницы — необходимо повторять до тех пор, пока оно не будет получаться свободно. А затем можно переходить к балансированию на третьей ступеньке. Когда занимающийся вставал на вторую ступеньку лестницы, его руки были выше головы, но когда он уже поднялся на нее, его руки оказываются на уровне лица, приблизительно против подбородка. В таком положении их и следует держать во время балансирования.

Чтобы подняться на следующую ступеньку, занимающийся должен прежде всего по очереди перенести руки выше уровня головы, перевести на них вес корпуса и подтянуться на руках так, чтобы ноги поднялись до следующей ступеньки. В тот момент, когда занимающийся подтягивается на руках, ноги его должны быть выпрямлены в коленях, а вытянутые носки скользить, прикасаясь к бортам лестницы. Как только занимающийся почувствует носками ног следующую ступеньку, он должен твердо поставить на нее ноги, продолжая удерживать равновесие.

Освоив балансирование, стоя на третьей ступеньке, занимающийся может переходить на следующую ступеньку и так далее до предпоследней верхней ступеньки, не считая перекладины. Влезание на две последние ступеньки лестницы выполняется несколько иначе, так как к этому моменту занимающийся будет держаться руками за верхние концы лестницы. Чтобы подняться на последние две ступеньки, занимающемуся не надо подтягиваться на руках — руки теперь будут находиться ниже уровня его лица. Удерживая равновесие руками, занимающийся быстро по очереди переставляет ноги на последние две ступеньки.

Находясь на последней ступеньке, занимающийся должен перенести правую ногу на другую сторону лестницы. Для этого, держась руками за концы лестницы, занимающийся, поймав момент «мертвой» точки (а это несложно), должен быстро перенести правую ногу, согнутую в колене, на другую сторону лестницы и плотно поставить ее пяткой, прижав к ступеньке лестницы (рис.38). Стоя в таком положении и держась руками за концы лестницы, занимающийся старается сохранить равновесие, подводя лестницу ногами под центр тяжести тела. Постепенно регулировку равновесия — покачивание лестницы — надо перевести только на ноги, тогда руки занимающегося освободятся.

Балансирование на вольностоящей лестнице

Чтобы стоять на лестнице, не держась руками, надо плотно зажать верхнюю перекладину между коленями ног, передвигаясь по мере необходимости в ту или другую сторону и не забывая при этом беспрерывно покачивать лестницу. В случае потери равновесия, чтобы не упасть, занимающийся должен быстро взяться руками за концы лестницы, если он падает вперед, перенести левую ногу через перекладину и, упираясь руками о концы лестницы, спрыгнуть вперед. Это можно сделать, не выпуская лестницы из рук. Если же занимающийся падает назад, ему следует быстро перенести через перекладину правую ногу и спрыгнуть с лестницы, обязательно опустив руки. Только после прыжка на пол он должен поймать лестницу, не давая ей упасть. Это страховка при репетициях на вольностоящей лестнице в середине сцены.

Чтобы спуститься с лестницы, занимающийся должен взяться руками за концы лестницы, перенести правую ногу через перекладину в исходное положение и поставить ее на верхнюю ступеньку. В момент «мертвой» точки занимающийся должен сделать упор на руки и, освободив ноги, быстро соскользнуть, прикасаясь носками к бортам лестницы, на следующую нижнюю ступеньку. Как только он почувствует, что ноги его твердо встали на ступеньку, он переносит упор на ноги. Для спуска на каждую следующую ступеньку повторяются те же движения. Затруднения встретятся при спуске с двух верхних ступенек, так как в этот момент руки занимающегося будут находиться ниже уровня груди. Но когда руки его окажутся на уровне лица, спускаться станет намного легче. Не следует поддаваться соблазну спрыгнуть с лестницы, спустившись всего с двух-трех верхних ступенек, конечно, если это не вызвано необходимостью. Такой прыжок облегчает спуск с лестницы, но зато намного снижает техническое мастерство эквилибриста.

Если в начале тренировок занимающийся осваивал подъем и спуск с лестницы, стоя к ней лицом, то затем ему надо научиться проделывать те же упражнения, стоя спиной к лестнице. Это более сложно, но, умея хорошо лазить по лестнице лицом к ней, занимающийся быстро освоит и лазание спиной к лестнице.

Поставив лестницу на небольшом расстоянии от стены, занимающийся, перехватывая ее руками и не давая лестнице упасть при повороте, встает к ней спиной так, чтобы слегка касаться лестницы лопатками. Руками надо взяться за лестницу по возможности выше, найти «мертвую» точку и поставить на вторую ступеньку лестницы сначала левую, а затем правую ногу. В этот момент надо быстро передвинуть руки еще выше и начать балансирование, ритмично покачивая лестницу (рис. 39). Как только занимающийся почувствует, что это ему удалось, он может, повторяя движения, подняться на следующую ступеньку. Когда занимающийся доберется до верхних ступенек, руки его будут находиться на самых концах лестницы (рис. 40).

Стоя на самой верхней ступеньке, занимающийся должен перенести левую ногу, согнув ее в колене, назад через перекладину. При этом следует держаться руками за концы лестницы. Когда равновесие будет установлено, руки можно отпустить. Освоив подъем спиной к лестнице, начинают тренировку спуска с нее в таком же положении. Прежде чем спускаться, занимающийся должен взяться руками за концы лестницы и перенести вперед левую ногу, поставив ее на ступеньку рядом с правой, затем, установив равновесие, можно начинать спуск с лестницы.

В данном случае ноги со ступеньки на ступеньку переносятся не одновременно, как при спуске лицом к лестнице, а по очереди, но быстро и не теряя равновесия. Руки также следует быстро передвигать по бортам лестницы вниз до нужного для равновесия положения. Такие движения повторяются при спуске на каждую ступеньку. При потере равновесия во время подъема или спуска спиной к лестнице занимающийся, если он начнет падать назад, должен просто прислониться к стене; если он будет падать вперед, то ему следует освободить руки и спрыгнуть на пол, затем быстро повернуться и поймать лестницу. Научившись лазить по лестнице, стоя спиной и лицом к ней, занимающийся сможет перенести лестницу на середину сцены. Первые тренировки, конечно, следует проводить с помощником, который подстрахует занимающегося в случае неудачи.

В дальнейшем для страховки можно будет пользоваться подвесной лонжей. Чтобы выступать на вольностоящей лестнице перед зрителями, занимающемуся нужно овладеть еще одним трюком. Когда он поднимется на последнюю ступеньку лестницы и перенесет ногу через перекладину, ему следует попробовать сделать полный поворот (рис. 41). Вначале его выполняют, придерживаясь руками за концы лестницы, а когда такой поворот будет получаться более уверенно, руки можно освободить.

Чтобы выполнить поворот, занимающийся, покачивая лестницу, носком правой ноги делает легкий нажим, двигая лестницу назад, и в этот же момент, производя левой ногой такие же мелкие движения, как правой, направляет лестницу вперед. Это необходимо для того, чтобы лестница во время выполнения поворота не уходила в сторону, а осталась в центре площадки в исходном положении. При повороте корпус занимающегося не должен быть расслабленным. Освоив поворот, занимающийся может начинать подготовку номера для выступления перед зрителями, используя в качестве реквизита лестницу и стол-пьедестал. Костюм исполнителя должен состоять из брюк, рубашки и обуви без каблуков на мягкой подошве.

Стол следует установить в центре сцены заранее. Но если исполнитель еще не освоил подъем на лестницу, поставленную на столе, можно обойтись и без него. После объявления номера исполнитель выбегает на сцену шага на три-четыре от кулис. Поприветствовав зрителей, он бежит к столу и прыгает на него. Затем исполнителю подают лестницу, которая находилась за кулисами. Поставив лестницу в центре стола и отпустив ее так, чтобы она начала падать вперед, исполнитель  подхватывает ее, повторив это несколько раз и как бы показывая зрителям, что лестница стоит свободно и ничем не прикрепляется к столу или полу.

Затем исполнитель устанавливает лестницу в центре стола и начинает подъем, стоя лицом к лестнице. Поднявшись до верха, исполнитель переносит ногу через перекладину, устанавливает равновесие и, освободив руки, кланяется зрите­лям. Первый этап завершен. Следующий трюк — полный поворот. Закон­чив его, снова следует поклониться зрителям. Это будет конец второго трюка. В номер можно включать и так называемые проходящие трюки. Проходящие трюки — это те трюки, после кото­рых исполнитель не делает поклона, но преподносятся они так же, как и сложные трюки.

Демонстрируя номер дальше, исполнитель снимает пиджак и бросает его помощнику. За­тем он переносит левую ногу через перекладину и начинает спуск с лестницы, стоя к ней спиной. Спустившись вниз, исполнитель отпускает лест­ницу так, чтобы она упала назад в руки помощ­ника, соскакивает со стола и кланяется зрите­лям. Этим трюком заканчивается первая поло­вина номера. Прежде чем перейти ко второй части номера, исполнителю следует, если в этом есть необходимость, натереть ноги канифолью, для чего понадобится канифольная дощечка. Ее кладут сбоку около стола.

Далее, вскочив на стол, исполнитель берет лестницу и ставит ее не в центре, а немного бли­же к переднему краю стола. Затем он поворачивается к ней спиной и начинает подъем. Добрав­шись до верха, исполнитель переносит левую но­гу через перекладину, освобождает руки и кла­няется зрителям. Хорошо, если исполнитель су­меет сыграть на каком-либо инструменте или пожонглировать хотя бы тремя предметами. Потом он переносит левую ногу через перекла­дину и, найдя «мертвую» точку, начинает медленно падать вперед до тех пор, пока сможет стоять на лестнице, держась за ее концы. Затем он спрыгивает с лестницы (ее должен подхва­тить помощник), кланяется зрителям и убегает за кулисы.

Таковы наиболее простые трюки, с которыми можно выступать перед зрителями. Но ими не исчерпывается репертуар исполнителя на вольностоящей лестнице. Он может переходить к тренировке более сложных трюков. Например, стоя на вольностоящей лестнице, жонглировать или балансировать предметами на лбу или одновремен­но держать баланс на лбу и жонглировать несколькими предметами (рис. 42). Стоя на вольностоящей лестнице, можно также крутить коль­ца, вращать трости или пал­ки, раскручивать мячи, та­зики и т. п.*

* О том, как можно научиться жонглировать, см. книгу Н. Баумана «Искусство жонглирования», М., «Искусство», 1962

Балансирование на вольностоящей лестнице

Интересен трюк — подъем по лестнице с балансом на лбу. Но для его выполне­ния понадобятся две лестницы (рис.43). Поставив баланс на лоб, исполнитель бе­рет обе лестницы (их должны подать) так, как показано на рис. 43. Поставив одну ногу, например левую, на середи­ну нижней ступеньки, перенеся на нее центр тяжести тела и следя в основном только за предметом на лбу, исполни­тель затем ставит правую ногу также на середину нижней ступеньки другой лестницы. Потом он переводит центр тяжести на правую ногу. Прежде чем пе­реставить левую ногу на следующую ступеньку, исполнитель должен перенес­ти левую руку на одну ступеньку выше. Таким же образом переводится и правая рука. Подниматься по лестницам следу­ет до того момента, когда руки исполни­теля окажутся на уровне поясницы. Тог­да, прижав обе лестницы плотно к пояс­нице, исполнитель может освободить ру­ки (рис. 44). Чтобы спуститься с лестниц вниз, исполнитель должен отвести их от поясницы и, покачивая лестницы в сто­роны, проделать те же движения, что и при подъеме, только в обратной после­довательности. Спустившись вниз, исполнитель отдает лестницы помощнику и снимает со лба баланс.

Следующий трюк — удерживание рав­новесия, стоя ногами на концах вольно-стоящей лестницы (рис. 45). Для трени­ровки этого трюка нужна лестница вы­сотой 120—130 см. На верхних концах этой лестницы следует укрепить площа­дочки для ступней ног. Придерживая лестницу руками за наружные края площадок, испол­нитель поднимается до верхней ступеньки, переводит центр тяжести на руки и, поймав удобный момент, по очереди ставит ноги на площадки, не прекращая ритмично покачивать лестницу. Затем, удерживая равно­весие ногами, он освобождает руки и выпрямляет корпус.

Балансирование на вольностоящей лестнице

Для страховки при освоении этого трюка следует исполь­зовать лонжу. Когда трюк будет получаться уве­ренно, переходят к тренировкам на более высокой лестнице. На концах вольностоящей лестницы можно сто­ять не только на ногах, но и на руках. Для этого, конечно, нужно уметь хорошо выполнять стойку на руках. Стоять на руках на концах лестницы пер­вое время следует учиться на низкой лестнице, а уж затем переходить к тренировкам на более высокой. Исполнитель, держась руками за площадки лест­ницы, в момент «мертвой» точки отталкивается но­гами и выходит в стойку на руках. Равновесие в данном случае удерживается ритмичным покачи­ванием лестницы руками (рис. 46). В стойку на ру­ках можно выходить и жимом.

На вольностоящей лестнице работают и вдвоем, выполняя парные акробатические элементы.

Из книги. Эквилибристика. Н. Э. Бауман

оставить комментарий

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования