Без воспитания нет творчества - В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ
В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Без воспитания нет творчества

Многотысячный коллектив работников советского цирка, как и весь советский народ, с большим воодушевлением и творческим подъемом работает над осуществлением серьезных, ответственных задач, которые продиктованы историческими решениями XXIII съезда КПСС.

Артисты, административно-технический и обслуживающий персонал всех звеньев нашей системы, возглавляемые своим боевым авангардом — коммунистами, намечают сейчас новые рубежи на пути к дальнейшим победам в искусстве, к вершинам творчества.

На наших предприятиях, в коллективах, аттракционах и номерах люди живо, с величайшим интересом обсуждают материалы съезда, изыскивают наилучшие формы глубокого изучения их. Во всех первичных партийных организациях, во всех цирковых коллективах с большой активностью про­шли собрания, на которых коммунисты и беспартийные все­сторонне обсудили итоги партийного съезда, делились своими мыслями о том, как лучше, плодотворнее осуществить разра­ботанные партией величественные планы, как еще более поднять и усилить роль циркового искусства в благородней­шем деле коммунистического воспитания народных масс. Почти в каждом выступлении подчеркивалась одна, я бы сказал, генеральная мысль, заветное стремление — достойно встретить пятидесятую годовщину Великого Октября и сто­летие со дня рождения В. И. Ленина, ознаменовать эти вели­кие даты новыми свершениями, яркими успехами в разви­тии  любимого народом циркового искусства.

Именно в этом, в создании новых значительных произве­дений, видят коммунисты и беспартийные нашей системы свой первейший долг, достижению этой цели отдают они жар своих сердец, свою душевную энергию, творческие силы.

Успешное решение этих больших задач немыслимо без решительного улучшения воспитательной и всей идеологи­ческой работы в нашем многотысячном коллективе. Напря­женный творческий поиск непременно должен сочетаться с овладением марксистско-ленинским учением. В докладе на XXIII съезде партии Л. И. Брежнев говорил: «Мы должны помнить ленинское указание о том, что вне сознательного труда и общественной деятельности нет и не может быть коммунистического воспитания. Вся идеологическая работа должна быть тесно связана с жизнью, с практикой коммуни­стического строительства, без этого, как не раз подчеркивал В. И. Ленин, она превращается в политическую трескотню. Мобилизация трудящихся на успешное решение задач по созданию материально-технической базы коммунизма, фор­мирование научного мировоззрения, коммунистической мо­рали у всех членов общества, воспитание всесторонне раз­витой личности — таковы цели идеологической работы пар­тии».

В этой работе нет и не может быть простоев, она никогда ни при каких обстоятельствах не должна прерываться. На всех этапах творческой деятельности — от первона­чального поиска самой идеи и формы будущего номера, ат­тракциона, спектакля вплоть до их воплощения на манеже и во время показа зрителю — необходимо постоянно забо­титься об идейном, эстетическом и морально-этическом вос­питании  кадров.

Компанейщина, сезонность — злые враги важнейшего дела воспитания. Говоря об этом, не могу не вспомнить весьма поучительный эпизод из жизни выдающегося советского пе­дагога и писателя Антона Семеновича Макаренко. К нему однажды обратилась молодая чета с просьбой посоветовать, когда им следует начать воспитание своего ребенка.

— А сколько ему? — поинтересовался Макаренко.
— Полтора года.
— В таком случае вы уже опоздали. Ровно на полтора года, — ответил Антон Семенович.

В определенном смысле это замечание А. С. Макаренко можно отнести и к нашей воспитательной практике. Мы тоже не можем, не должны упускать ни одного дня, ни одного часа, если хотим — именно этого мы и хотим! — чтобы каж­дый работник нашей системы, какую бы должность он ни занимал, был активным и сознательным участником строи­тельства коммунизма. А это в свою очередь зависит от идей­ной убежденности наших работников, прежде всего комму­нистов   и   комсомольцев.

Во всех наших стационарных и передвижных цирках, во всех группах «Цирк на сцене» кипит сейчас работа —люди упорно трудятся над тем, чтобы создать новые интересные произведения, достойные юбилейного 1967 года. И там, где партийные, профсоюзные, комсомольские организации суме­ли по-настоящему разбудить пытливую мысль, активность каждого человека, там, где они глубоко вникают в творче­ский процесс, оказывая серьезную помощь и поддержку ма­стерам цирка,— там дело спорится, успешно продвигается вперед. Так обстоит дело в Московском, Киевском, Новоси­бирском, Саратовском и в некоторых других цирках, где партийные организации ни на минуту не упускают из поля зрения весь комплекс работы — от репетиции до представле­ния,— уделяя особое внимание воспитанию людей.

Например, в Московском цирке (директор Л. Асанов, секретарь парторганизации П. Скворцов) все работники, на­чиная от обслуживающего персонала, униформистов и кон­чая руководящим составом, охвачены политической учебой, которая проводится в строго установленные дни и часы. Кро­ме занятий кружков планомерно устраиваются доклады, лекции, теоретические конференции. Пропаганда и агитация здесь не абстрактны, не оторваны от жизни, а тесно связаны с конкретными производственно-творческими задачами кол­лектива. Не случайно Московский цирк идет в первой ше­ренге предприятий Союзгосцирка.

В воспитательной практике, как ни в каком другом деле, огромную роль играет личный пример коммуниста, руково­дителя. И если мы ставим в пример директора Саратовского цирка И. Дубинского, то прежде всего имеем в виду его каче­ства руководителя-воспитателя. Хорошо подготовленный пропагандист и опытный агитатор, он своими публичными выступлениями неизменно оставляет добрый след в сердцах слушателей. Такой руководитель способен зажечь людей, повести их за собой. С удовлетворением надо сказать, что у нас немало директоров, которые умелое руководство пред­приятием успешно сочетают с активной воспитательной и агитационно-пропагандистской деятельностью, с примерным выполнением своего общественного и партийного долга. Таковы Ф. Яшинов, В. Никулин, И. Шелудько, Ф. Глазунов и  другие товарищи.

К сожалению, далеко не все руководители наших пред­приятий могут быть поставлены в пример. Некоторые из них — тт. Е. Солон (Ижевский цирк), Н. Киселев (Челябин­ский цирк), Н. Фирсов {зооцирк № 10), К. Брусе (зооцирк № 9) — слабо участвуют в партийно-политической и воспи­тательной работе. Особенно недопустимо ведет себя директор зооцирка № 6 И. Двинских. Какой уж тут личный пример, когда руководимый им кружок текущей политики работает из рук вон плохо, нерегулярно. По его вине занятия нередко проводятся с опозданием, а часто и вовсе срываются. О мо­ральном облике этого горе-руководителя дает представление хотя бы тот факт, что иногда он позволял себе приходить на занятия кружка в нетрезвом состоянии. И, конечно же, при таком директоре дела предприятия находятся далеко не на высоте.

Задача наших партийных организаций — постоянно ока­зывать свое влияние на всех работников, всегда держать каждого из них в поле зрения, знать его нужды, потребно­сти, заботиться о непременном повышении его профессио­нальной и политической подготовки, о расширении его идей­но-теоретического и общекультурного кругозора. Все это приобретает особый смысл в специфических условиях кон­вейера и передвижных цирков. Тут требуется большая гиб­кость, умелое использование всего, что имеется в обширном арсенале  воспитательных  средств.

Надо воспитывать наших людей на самых прекрасных, самых достойных образцах — на революционных, боевых и трудовых традициях родного народа. Шаблону тут не должно быть места, каждый шаг нужно тщательно выверить. А на практике мы об этом сплошь и рядом забываем. Вот к при­меру. Как обычно проходит у нас прием в тот или иной коллектив молодого артиста, только что закончившего ГУЦЭИ, насколько памятным останется для него сам факт вступления на самостоятельную стезю в искусстве? Чаще всего событие это превращается в серый, будничный акт. Просто приходит юноша или девушка, выполняет ряд фор­мальностей— сдает анкету, становится на комсомольский и профсоюзный учет, получает указание, когда, куда и к ко­му явиться. И все, на том процедура и заканчивается.

А ведь как долго и взволнованно готовился молодой человек к этому дню, сколько светлых планов с ним связывал! Наконец, сколько возможностей упустили сами руководители коллектива! Возможностей приобщить новичка к славному делу, которому мы служим, возможностей внушить ему с первого же шага чувство профессиональной гордости за честь принадлежать к искусству советского цирка, по праву стя­жавшему себе мировую славу.

Сколько добрых зерен заронил бы в его душу содержа­тельный рассказ о славной истории нашего искусства, его демократических традициях, выдающихся мастерах, таких, например, как Анатолий и Владимир Дуровы, Виталий Ла-заренко, Иван Радунский, Эмиль Кио и многие другие! А сколько душевных струн в сердце молодого артиста затро­нул бы рассказ о том, как храбро бились с врагами нашей социалистической Родины многие деятели циркового искус­ства! О том, как прямо с манежа отправилась в бой против фашистских захватчиков группа конников во главе с Миха­илом Тугановым; о том, как среди легендарных двадцати восьми панфиловцев, преградивших фашистским танкам путь к Москве, сражался один из наших товарищей, артист цирка Иван Щепетков, посмертно удостоенный звания Героя Советского Союза!

Кто же из молодых, осмысливая эти и многие, многие другие исторические факты, составляющие славу и гордость нашей большой цирковой семьи, останется к ним равнодуш­ным?! Кто из молодых после этого не счел бы своим долгом всячески способствовать умножению доброй славы, возвеличению советского циркового искусства?!

По всей системе Союзгосцирка сейчас все шире развер­тывается изучение материалов XXIII съезда партии. Около трех тысяч работников конвейера и передвижных предприятий осваивает исторические документы в кружках и семи­нарах. И очень показательно, что этот процесс почти повсе­местно сопровождается заметным укреплением творческой и трудовой дисциплины, улучшением организованности и порядка. Характерно, что финансово-хозяйственный план первого полугодия перевыполнен. Многие коллективы, номе­ра и аттракционы являют пример образцовой производствен­но-творческой деятельности. Среди них выделяются Моло­дежный и Латвийский коллективы (художественные руко­водители М. Рудииа и Л. Лукьянов); аттракционы, возглав­ляемые В. Филатовым, И. Бугримовой, Ю. Дуровым, В. За­пашным; номера под руководством В. Довейко, В. Белякова, М. Николаева, Е. Бубновой и многие другие, перечислить которые не позволяет размер журнальной статьи.

Отрадно, что ряды лучших с каждым днем пополняются все большим и большим числом работников цирка, стремя­щихся внести посильный вклад в сокровищницу советского искусства. Как и вся наша художественная интеллигенция, работ­ники цирка с огромным удовлетворением, с гордостью вос­приняли высокую оценку, которой удостоились деятели со­ветского искусства на XXIII съезде партии. Да и как не гор­диться глубоко уважительным доверием, выраженным в сло­вах «золотой фонд партии»! Трудиться, неустанно трудиться, чтобы умножать духовные богатства родного народа, смело прокладывающего всему человечеству путь в лучезарное будущее,— вот наш единственный ответ на это высокое дове­рие. И как всегда, как повсюду при взятии нового рубежа, первыми должны быть и будут коммунисты.
 

И. ЧИХИРА, секретарь парткома Союзгосцирка

Журнал Советский цирк. Август 1966 г.

оставить комментарий

 

НОВОЕ НА ФОРУМЕ


 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования