Без воспитания нет творчества
Многотысячный коллектив работников советского цирка, как и весь советский народ, с большим воодушевлением и творческим подъемом работает над осуществлением серьезных, ответственных задач, которые продиктованы историческими решениями XXIII съезда КПСС.
Артисты, административно-технический и обслуживающий персонал всех звеньев нашей системы, возглавляемые своим боевым авангардом — коммунистами, намечают сейчас новые рубежи на пути к дальнейшим победам в искусстве, к вершинам творчества.
На наших предприятиях, в коллективах, аттракционах и номерах люди живо, с величайшим интересом обсуждают материалы съезда, изыскивают наилучшие формы глубокого изучения их. Во всех первичных партийных организациях, во всех цирковых коллективах с большой активностью прошли собрания, на которых коммунисты и беспартийные всесторонне обсудили итоги партийного съезда, делились своими мыслями о том, как лучше, плодотворнее осуществить разработанные партией величественные планы, как еще более поднять и усилить роль циркового искусства в благороднейшем деле коммунистического воспитания народных масс. Почти в каждом выступлении подчеркивалась одна, я бы сказал, генеральная мысль, заветное стремление — достойно встретить пятидесятую годовщину Великого Октября и столетие со дня рождения В. И. Ленина, ознаменовать эти великие даты новыми свершениями, яркими успехами в развитии любимого народом циркового искусства.
Именно в этом, в создании новых значительных произведений, видят коммунисты и беспартийные нашей системы свой первейший долг, достижению этой цели отдают они жар своих сердец, свою душевную энергию, творческие силы.
Успешное решение этих больших задач немыслимо без решительного улучшения воспитательной и всей идеологической работы в нашем многотысячном коллективе. Напряженный творческий поиск непременно должен сочетаться с овладением марксистско-ленинским учением. В докладе на XXIII съезде партии Л. И. Брежнев говорил: «Мы должны помнить ленинское указание о том, что вне сознательного труда и общественной деятельности нет и не может быть коммунистического воспитания. Вся идеологическая работа должна быть тесно связана с жизнью, с практикой коммунистического строительства, без этого, как не раз подчеркивал В. И. Ленин, она превращается в политическую трескотню. Мобилизация трудящихся на успешное решение задач по созданию материально-технической базы коммунизма, формирование научного мировоззрения, коммунистической морали у всех членов общества, воспитание всесторонне развитой личности — таковы цели идеологической работы партии».
В этой работе нет и не может быть простоев, она никогда ни при каких обстоятельствах не должна прерываться. На всех этапах творческой деятельности — от первоначального поиска самой идеи и формы будущего номера, аттракциона, спектакля вплоть до их воплощения на манеже и во время показа зрителю — необходимо постоянно заботиться об идейном, эстетическом и морально-этическом воспитании кадров.
Компанейщина, сезонность — злые враги важнейшего дела воспитания. Говоря об этом, не могу не вспомнить весьма поучительный эпизод из жизни выдающегося советского педагога и писателя Антона Семеновича Макаренко. К нему однажды обратилась молодая чета с просьбой посоветовать, когда им следует начать воспитание своего ребенка.
— А сколько ему? — поинтересовался Макаренко.
— Полтора года.
— В таком случае вы уже опоздали. Ровно на полтора года, — ответил Антон Семенович.
В определенном смысле это замечание А. С. Макаренко можно отнести и к нашей воспитательной практике. Мы тоже не можем, не должны упускать ни одного дня, ни одного часа, если хотим — именно этого мы и хотим! — чтобы каждый работник нашей системы, какую бы должность он ни занимал, был активным и сознательным участником строительства коммунизма. А это в свою очередь зависит от идейной убежденности наших работников, прежде всего коммунистов и комсомольцев.
Во всех наших стационарных и передвижных цирках, во всех группах «Цирк на сцене» кипит сейчас работа —люди упорно трудятся над тем, чтобы создать новые интересные произведения, достойные юбилейного 1967 года. И там, где партийные, профсоюзные, комсомольские организации сумели по-настоящему разбудить пытливую мысль, активность каждого человека, там, где они глубоко вникают в творческий процесс, оказывая серьезную помощь и поддержку мастерам цирка,— там дело спорится, успешно продвигается вперед. Так обстоит дело в Московском, Киевском, Новосибирском, Саратовском и в некоторых других цирках, где партийные организации ни на минуту не упускают из поля зрения весь комплекс работы — от репетиции до представления,— уделяя особое внимание воспитанию людей.
Например, в Московском цирке (директор Л. Асанов, секретарь парторганизации П. Скворцов) все работники, начиная от обслуживающего персонала, униформистов и кончая руководящим составом, охвачены политической учебой, которая проводится в строго установленные дни и часы. Кроме занятий кружков планомерно устраиваются доклады, лекции, теоретические конференции. Пропаганда и агитация здесь не абстрактны, не оторваны от жизни, а тесно связаны с конкретными производственно-творческими задачами коллектива. Не случайно Московский цирк идет в первой шеренге предприятий Союзгосцирка.
В воспитательной практике, как ни в каком другом деле, огромную роль играет личный пример коммуниста, руководителя. И если мы ставим в пример директора Саратовского цирка И. Дубинского, то прежде всего имеем в виду его качества руководителя-воспитателя. Хорошо подготовленный пропагандист и опытный агитатор, он своими публичными выступлениями неизменно оставляет добрый след в сердцах слушателей. Такой руководитель способен зажечь людей, повести их за собой. С удовлетворением надо сказать, что у нас немало директоров, которые умелое руководство предприятием успешно сочетают с активной воспитательной и агитационно-пропагандистской деятельностью, с примерным выполнением своего общественного и партийного долга. Таковы Ф. Яшинов, В. Никулин, И. Шелудько, Ф. Глазунов и другие товарищи.
К сожалению, далеко не все руководители наших предприятий могут быть поставлены в пример. Некоторые из них — тт. Е. Солон (Ижевский цирк), Н. Киселев (Челябинский цирк), Н. Фирсов {зооцирк № 10), К. Брусе (зооцирк № 9) — слабо участвуют в партийно-политической и воспитательной работе. Особенно недопустимо ведет себя директор зооцирка № 6 И. Двинских. Какой уж тут личный пример, когда руководимый им кружок текущей политики работает из рук вон плохо, нерегулярно. По его вине занятия нередко проводятся с опозданием, а часто и вовсе срываются. О моральном облике этого горе-руководителя дает представление хотя бы тот факт, что иногда он позволял себе приходить на занятия кружка в нетрезвом состоянии. И, конечно же, при таком директоре дела предприятия находятся далеко не на высоте.
Задача наших партийных организаций — постоянно оказывать свое влияние на всех работников, всегда держать каждого из них в поле зрения, знать его нужды, потребности, заботиться о непременном повышении его профессиональной и политической подготовки, о расширении его идейно-теоретического и общекультурного кругозора. Все это приобретает особый смысл в специфических условиях конвейера и передвижных цирков. Тут требуется большая гибкость, умелое использование всего, что имеется в обширном арсенале воспитательных средств.
Надо воспитывать наших людей на самых прекрасных, самых достойных образцах — на революционных, боевых и трудовых традициях родного народа. Шаблону тут не должно быть места, каждый шаг нужно тщательно выверить. А на практике мы об этом сплошь и рядом забываем. Вот к примеру. Как обычно проходит у нас прием в тот или иной коллектив молодого артиста, только что закончившего ГУЦЭИ, насколько памятным останется для него сам факт вступления на самостоятельную стезю в искусстве? Чаще всего событие это превращается в серый, будничный акт. Просто приходит юноша или девушка, выполняет ряд формальностей— сдает анкету, становится на комсомольский и профсоюзный учет, получает указание, когда, куда и к кому явиться. И все, на том процедура и заканчивается.
А ведь как долго и взволнованно готовился молодой человек к этому дню, сколько светлых планов с ним связывал! Наконец, сколько возможностей упустили сами руководители коллектива! Возможностей приобщить новичка к славному делу, которому мы служим, возможностей внушить ему с первого же шага чувство профессиональной гордости за честь принадлежать к искусству советского цирка, по праву стяжавшему себе мировую славу.
Сколько добрых зерен заронил бы в его душу содержательный рассказ о славной истории нашего искусства, его демократических традициях, выдающихся мастерах, таких, например, как Анатолий и Владимир Дуровы, Виталий Ла-заренко, Иван Радунский, Эмиль Кио и многие другие! А сколько душевных струн в сердце молодого артиста затронул бы рассказ о том, как храбро бились с врагами нашей социалистической Родины многие деятели циркового искусства! О том, как прямо с манежа отправилась в бой против фашистских захватчиков группа конников во главе с Михаилом Тугановым; о том, как среди легендарных двадцати восьми панфиловцев, преградивших фашистским танкам путь к Москве, сражался один из наших товарищей, артист цирка Иван Щепетков, посмертно удостоенный звания Героя Советского Союза!
Кто же из молодых, осмысливая эти и многие, многие другие исторические факты, составляющие славу и гордость нашей большой цирковой семьи, останется к ним равнодушным?! Кто из молодых после этого не счел бы своим долгом всячески способствовать умножению доброй славы, возвеличению советского циркового искусства?!
По всей системе Союзгосцирка сейчас все шире развертывается изучение материалов XXIII съезда партии. Около трех тысяч работников конвейера и передвижных предприятий осваивает исторические документы в кружках и семинарах. И очень показательно, что этот процесс почти повсеместно сопровождается заметным укреплением творческой и трудовой дисциплины, улучшением организованности и порядка. Характерно, что финансово-хозяйственный план первого полугодия перевыполнен. Многие коллективы, номера и аттракционы являют пример образцовой производственно-творческой деятельности. Среди них выделяются Молодежный и Латвийский коллективы (художественные руководители М. Рудииа и Л. Лукьянов); аттракционы, возглавляемые В. Филатовым, И. Бугримовой, Ю. Дуровым, В. Запашным; номера под руководством В. Довейко, В. Белякова, М. Николаева, Е. Бубновой и многие другие, перечислить которые не позволяет размер журнальной статьи.
Отрадно, что ряды лучших с каждым днем пополняются все большим и большим числом работников цирка, стремящихся внести посильный вклад в сокровищницу советского искусства. Как и вся наша художественная интеллигенция, работники цирка с огромным удовлетворением, с гордостью восприняли высокую оценку, которой удостоились деятели советского искусства на XXIII съезде партии. Да и как не гордиться глубоко уважительным доверием, выраженным в словах «золотой фонд партии»! Трудиться, неустанно трудиться, чтобы умножать духовные богатства родного народа, смело прокладывающего всему человечеству путь в лучезарное будущее,— вот наш единственный ответ на это высокое доверие. И как всегда, как повсюду при взятии нового рубежа, первыми должны быть и будут коммунисты.
И. ЧИХИРА, секретарь парткома Союзгосцирка
Журнал Советский цирк. Август 1966 г.
оставить комментарий