Больше разнообразия
В последние годы на манежах мало появляется молодых квалифицированных прыгунов. Это волнует нас, артистов.
В чем причина этого? В основном номера пополняют выпускники ГУЦЭИ. В прошлом году я присутствовал в училище на занятиях двух старших курсов и был поражен тем, что все студенты отрабатывают прыжок рондат — заднее сальто-мортале, который является ступенью к освоению двойного сальто-мортале в партере. И никто из них не мог выполнить на хорошем техническом уровне какой-либо простой прыжок. Видимо, в училище существует мнение — если выпускником будет освоено двойное сальто в партере, то он станет прыгуном высшей категории. Это заблуждение. Здесь проявляется нездоровая тенденция «погони за трюком». Нарушается основа любого обучения от простого к сложному.
К чему это ведет? К низкому мастерству большинства молодых прыгунов, к однообразию в прыжковых номерах. Всегда ли нужно обучать двойному сальто-мортале в партере? Нет, конечно. Ведь Михаил Осташенко не прыгал двойных сальто, но считался выдающимся артистом. Он блестяще исполнял арабские сальто во всевозможных комбинациях, по кругу, по прямой и т. д.
Сейчас редко можно увидеть хорошее исполнение пируэтных комбинаций, мастером которых справедливо считают Владимира Довейко. Владимир Кондратов восхищал зрителей гладкими, темповыми прыжками. Эти прыжки требуют очень много труда и упорства, поэтому мало желающих их освоить. У нас есть хорошие прыгуны, есть у кого учиться молодежи, у кого перенимать опыт, мастерство.
Обучение акробатическим прыжкам должно строиться по строгой системе. Нельзя допускать «натаскивания» и спешки. Педагоги должны подсказать студенту, какой из видов прыжков наиболее соответствует его данным. От этого выиграет и молодой артист и его номер.
В. МАКСИМОВ, артист цирка
Журнал Советский цирк. Октябрь 1964 г.
оставить комментарий