Человек идет по канату
И не просто идет — вот он в головокружительном трюке, перевернувшись в воздухе, вновь встает на канат, затем пускается в пляс или совершает смелый прыжок.
Казалось бы, трюки сложные, интересные, но нередко бывает так, что зрители встречают их с некоторым холодком. И это закономерно: то, что поражало зрителей вчера, сегодня уже не производит прежнего впечатления. Значит, канатоходцы и эквилибристы на проволоке, как, впрочем, и мастера других жанров, должны постоянно усложнять свой репертуар.
Особенно повышаются требования к артистам этого жанра сейчас, когда их номера встречаются почти в каждой цирковой, а иногда и в эстрадной программе. Только в системе «конвейера» Союзгосцирка насчитывается сорок номеров канатоходцев, эквилибристов и танцоров на проволоке. К сожалению, многие из них однотипны, что, видимо, и вызывает разговоры о том, что жанр заштамповался, устарел, что ничего нового внести в него уже нельзя, что изжила себя сама аппаратура. Попробуем разобраться, насколько справедливы эти упреки.
Сначала об однотипности. Нельзя считать однотипностью то, что все канатоходцы работают на одинаковых аппаратах. Канат — рабочая площадка для артиста, как подмостки сцены — для танцоров. Танцоров ведь никто не упрекает в том, что все они танцуют на деревянном полу. Впрочем, сам трос далеко не всегда одинаков: он то натянут подобно струне, то свободно свисает, то, оснащенный амортизаторами, подбрасывает исполнителя, как пружина.
Однотипность, таким образом, — не в аппаратуре, а в самой работе, в репертуаре артистов. Действительно, из 17 номеров эквилибристов на проволоке, которые есть в нашем «конвейере», 16 танцевальных и только один — под руководством Б. Страшного — эквилибристический. Но и он не представляет «чистого», классического эквилибра. Артисты выступают с шестом-балансиром, который обычно применяют канатоходцы, работающие на большой высоте. А ведь номер Страшных партерный и потому длинный шест, используемый ими, выглядит неуклюже, лишает исполнение трюков должного эффекта.
Элементы классического эквилибра используют в своем новом номере Рожковы и некоторые другие артисты. Но можно с уверенностью утверждать, что классический эквилибр, равно как и акробатика, почти начисто исчезли из репертуара исполнителей. Танцы пришли на манеж советского цирка с появлением номеров Якутских, Артемьевых, Оскал-Оол. Исполнение на проволоке характерных и народных танцев имело большой и вполне заслуженный успех у публики. В свое время заслуженная артистка РСФСР В. Сербина подготовила своеобразную хореографическую сюиту из танцев народов СССР. Позже появился классический танец на проволоке, первой исполнительницей которого была заслуженная артистка РСФСР Н. Логачева. У нее нашлось немало последователей.
Спора нет, выступления танцоров на проволоке выглядят эффектно и красиво. Но слишком большое количество подобных номеров, в том числе и средних, подражательных, приводит к однообразию. Достаточно вспомнить хотя бы танец «Яблочко», который с легкой руки Якутских, кочевал из номера в номер. А разве мало в современной хореографии танцев, заслуживающих того, чтобы перенести их на проволоку. Некорые актеры переносят на проволоку танцы из современных балетов, а артистка И. Абакарова, например, исполняет эффектный национальный танец на пылающей проволоке (применен так называемый «холодный огонь»).
С другой стороны, нельзя мириться с тем, чтобы жанр эквилибра на проволоке имел столь однобокий, танцевальный характер. Нужно восстановить классический эквилибр, вводить в репертуар акробатические трюки. В тридцатых годах Александра и Рудольф Славские демонстрировали на свободной проволоке новаторский номер. Затем появилось еще несколько исполнителей, работающих на подобной аппаратуре. Позже на свободной проволоке стал выступать и Олег Попов — ныне народный артист РСФСР. И опять приходится говорить о том, что пользующийся большим успехом номер Попова породил множество «двойников». Причем копировались не только трюки талантливого артиста, но даже его клетчатая кепка. А результат? То, что вначале выглядело оригинально, свежо, самобытно, — стало шаблоном, штампом.
Большие возможности таит в себе так называемый шпрунгканат. У нас выступают на нем лишь народный артист ДАССР К. Меджидов, снискавший славу лучшего акробата на канате, и молодой исполнитель Г. Новодеев, который готовит сейчас новый номер на «ломающейся» мачте. Теперь несколько слов о канатоходцах. Говоря о них, нельзя не упомянуть советских артистов Свириных, затмивших славу своих иностранных коллег; Тарасовых, впервые продемонстрировавших новый исполнительский стиль; Хибиных, внесших в свой номер элементы сюжета, как бы превратив традиционные мостики в палубу боевого корабля. К сожалению, это были не только первые, но и последние воздушные номера на канате. В дальнейшем все канатоходцы, включая Хибиных, стали переносить свои номера в партер. Истинно романтический, героический жанр воздушных канатоходцев постепенно исчез из программ.
Сейчас выступают под куполом, причем на наклонных канатах, лишь Вол-жанские и Магомедовы. Заслуженный артист РСФСР В. Волжанский в 1958 году создал новый аппарат. Во время представления один из мостиков начинал плавно подниматься вверх. Это позволяло демонстрировать трюки на горизонтальном и наклонном канатах. Важно отметить, что техническое достижение не подчеркивается исполнителями — на первом месте у них всегда артистичность. Аппарат похожей конструкции сделал и народный артист Дагестанской АССР М. Магомедов. Принцип такого же аппарата использовали в партере артисты Тереховы.
Отдельно надо сказать о канатоходцах национальных республик — их выступления имеют свой неповторимый облик. Тридцать лет назад в цирк пришла труппа дорвозов под руководством Игамберды Ташкенбаева. В номере Ташкенбаевых бережно сохранено национальное своеобразие этого подлинно народного зрелища. Вслед за узбекскими канатоходцами на арене появились дагестанские мастера из аула Цовкра — Рабадан Абакаров, Яраги Гаджикурбанов, Магомед Загирбеков и Сабирулла Курбанов (после войны Абакаров и Гаджикурбанов создали самостоятельные номера).
В номере Яраги Гаджикурбанова артист М. Иванов исполнял рекордный трюк — нес по канату перш, на конце которого стояла партнерша. Несколько лет назад, сделав самостоятельный номер, Иванов усложнил трюк, и теперь поднимается с першом по наклонному канату. Абакаров, руководитель труппы Цовкра, достиг в своем номере феноменальных успехов. На праздновании 800-летия Москвы он показал столичным зрителям новое достижение — подкидную доску на канате. С доски, отбиваемой одним из артистов, взлетал другой и после заднего сальто приходил на плечи нижнему. А затем он сам принимал с доски артиста, исполнявшего в воздухе двойное сальто. Сейчас состав труппы почти полностью обновлен — аул Цовкра пополнил ее молодыми исполнителями.
Канатоходцы Алихановы — лезгины. От отца — Р. Алиханова, начавшего выступать в цирке с 1935 года, они унаследовали интересный национальный номер, в котором было скольжение в тазах по проволоке, танец «лезгинка» и т. д. Позже молодежь усовершенствовала номер, который сейчас по сложности исполняемых трюков занимает одно из первых мест. Артисты демонстрируют прыжок с колонны из трех человек на плечи стоящему впереди партнеру и т. д. Участники номера молоды, и можно не сомневаться, что они добьются новых успехов.
С организацией цирка «Ереван» в него пришли армянские канатоходцы Г. Григорян и Н. Манукян, работавшие вначале вместе. Затем Григорян подготовил номер с С. Минасяном. Артисты создали любопытные образы бродячих канатоходцев. В номере были и сложные трюки: Г. Григорян переносил партнера через переходную лестницу, установленную на канате; ехал по канату на моноцикле, держа за поясом перш с партнером в стойке и т. д. К сожалению, этот хороший номер распался. Итак, несколько республик дали советскому цирку самобытные номера на канате. Выглядят они бесспорно интересно и ярко. Но, размышляя над будущим этого жанра, мы не должны и тут терять чувство меры, чтобы уберечься от возможного повтора и однообразия.
Давайте теперь посмотрим, в какой мере может внести разнообразие новая аппаратура. Тут мне хочется напомнить об аттракционе, созданном в годы войны,— «Семафор-гигант» в исполнении заслуженных артисток РСФСР сестер Кох. По форме аппаратуры, на которой они работали, их вряд ли можно назвать канатоходцами, но то, что они проделывали на ребре гигантского семафора, имело непосредственное отношение к этому жанру. Сестры Кох доказали, что традиционную аппаратуру канатоходцев можно и должно совершенствовать и ее размеры, если они помогают артистам полнее раскрыть свое мастерство, не должны смущать.
Однако поиски нового, основанные на изобретении аппаратуры, иной раз заводили в тупик даже опытных мастеров. Например, появилась тенденция к увеличению числа канатов: возникали даже планы соединения четырех и более канатов. Причем в некоторых случаях партнеры, исполняя трюки на параллельных канатах, должны были все время держаться за руки. К чему это привело? Кроме того, что артист «терялся» в путанице канатов, устранялся основной элемент искусства баланса — умение сохранять равновесие на одном тросе. Оригинальное, на мой взгляд, направление в развитии жанра наметило изобретение талантливого экспериментатора Н. Чумакова — «Балансирующая проволока». Вначале артист сконструировал действующую модель аппарата: проволока, которая управляется ассистентом, скрытым в одном из мостов, «сама» удерживает исполнителя в равновесии. Мне могут заметить: но тут тоже сводится на нет искусство баланса. В данном случае дело обстоит не так просто. Аппарат, создавая иллюзию идеального баланса, помогает артисту чувствовать себя устойчиво, и это освобождает его от необходимости уделять основное внимание соблюдению равновесия. Он может исполнять на проволоке необыкновенные для этого жанра трюки: стоять «руки в руки» поперек проволоки -или одной рукой на тросточке, переносить перш с партнерами и т. д. И все это делается без шеста, без веера. Короче говоря, мог получиться интереснейший номер. Мог, но не получился: лишенные творческой и организационной помощи участники номера так и не смогли изготовить аппарат.
Артист Н. Щеголев заставил свою проволоку вращаться вокруг манежа, а эквилибрист М. Лалашвили сделал двойную вращающуюся проволоку. Среди других усовершенствованных видов аппаратов была проволока, двигающаяся в продольном направлении, как лента транспортера. На ней выступали артисты Курзямовы (Орландо). Они, однако, не использовали в полной мере больших возможностей этого аппарата. Хочется предостеречь: не следует возлагать слишком много надежд на новую аппаратуру. Техника в цирке хороша лишь тогда, когда позволяет полнее и глубже раскрыть творческие возможности исполнителя.
Поиски нового должны вестись одновременно и по пути изобретения аппаратуры и по пути оригинального режиссерского решения. Эквилибристам на проволоке нужно подумать о восстановлении классического эквилибра, канатоходцам— о создании воздушных номеров. Кстати, следует обратить внимание на злоупотребление лонжами, которые порой выполняют у нас не только свои прямые функции страховки, а служат некоторым артистам средством, помогающим исполнять неосвоенные и до конца неотшлифованные трюки. Замечу кстати, что в этом году выпускается оригинальный номер «Воздушный канатоходец» в исполнении народного артиста Дагестанской АССР Г. Курбанова. Вместо лонжи безопасность артиста будет обеспечена небольшой сеткой.
История говорит: более двадцати веков выступают канатоходцы, восхищая зрителей своим ярким и мужественным искусством. И жанр этот, конечно же, не состарился, не исчерпал себя. Важно — не идти проторенными путями, не повторять то, что уже найдено. Открывать все новые и новые возможности в этом жанре — радостная творческая задача канатоходцев и эквилибристов на проволоке.
С. БЕНЗАРЬ, режиссер
Журнал Советский цирк. Июль 1966 г.
оставить комментарий