Что и почему не так
Тысячи девушек и юношей, влюбленных в искусство цирка, с увлечением отдают ему свое свободное время и силы. Растет в стране число самодеятельных цирковых коллективов.
Велофигуристы циркового коллектива Дворца культуры московских автомобилестроителей. Фото В. ПОНЯРСКОГО
Надо признать, что любители порой добиваются отличных результатов; Некоторые их номера по сложности трюков близки к профессиональным, и не удивительно, что участников художественной самодеятельности все чаще приглашают работать в цирк. Конечно, основные творческие кадры готовят и будут готовить государственное Училище циркового и эстрадного искусства и Центральная студия Союзгосцирка. Но сейчас, когда расширяется сеть цирков, когда будет требоваться все больше исполнителей различных жанров, неизбежен приток новых сил из самодеятельных коллективов клубов и Дворцов культуры. Поэтому с особым интересом мы присматриваемся к тому, как растят своих питомцев кружки и студии.
Мне пришлось посмотреть много выступлений любителей, в частности, когда я был членом жюри и комиссий различных смотров художественной самодеятельности. Я тогда убедился, что в большинстве номеров, разных по характеру и уровню подготовки исполнителей, многое делается не так, как должно. Вот о том, что и почему «не так», и надо поговорить. Выше я уже отметил, что любители исполняют сложные трюки, и все же сразу видно: перед вами — не профессионалы. Дело в том, что даже самая безупречная демонстрация, например, акробатических упражнений, еще далеко не цирковой номер. Номер только тогда приобретает художественную ценность, когда все элементы его композиции гармонично соединены между собой. Помимо трюков выступающий проделывает множество промежуточных, связующих движений — они должны исполняться красиво и четко. В художественной самодеятельности нередко встречаются номера с определенным сюжетом, с игровыми сценками. Само по себе это хорошо, но в этом случае возрастают требования к актерскому мастерству исполнителей. А нередко оно оказывается ниже всякой критики, игра выглядит беспомощно, наивно. Чтобы разобраться, почему так получается, рассмотрим некоторые стороны организации занятий цирковой художественной самодеятельности.
Директора клубов, Дворцов культуры, как правило, требуют, чтоб любители возможно быстрее начинали выступать в концертах. В результате, в клубных программах цирковые номера часто оказываются «сырыми», незавершенными. Повинны в этом не только директора, но и сами руководители кружков и студий. Очень часто из своих питомцев они готовят только «трюкачей», забывая о том, что задача — подготовить исполнителей, умеющих создавать выразительными средствами цирка художественные образы.
Многие любители, к сожалению, даже не умеют артистично держаться во время выступлений, красиво пройти по сцене — сказывается полное отсутствие хореографических навыков. Об этом уже упоминалось в печати, говорилось на специальных семинарах. Но дело в том, что среди руководителей самодеятельных цирковых коллективов очень мало людей, владеющих основами хореографии. Однако если балетный тренаж в некоторых самодеятельных цирковых студиях пусть не регулярно, но проводится, то занятий по актерскому мастерству нет нигде.
Количество любительских цирковых коллективов в нашей стране растет очень быстро. Кто руководит ими? Хорошо еще, если бывший артист, знающий свое дело. А если акробат — спортсмен или просто энтузиаст? Многому ли они смогут научить юношей и девушек, кроме как исполнению нескольких более или менее сложных трюков. Получить какую-либо творческую помощь, совет, консультацию, особенно на периферии, руководителям почти невозможно. Ну а если они обратятся к литературе, изданной в помощь художественной самодеятельности? За последние годы вышли пособия: «Искусство жонглирования» Н. Баумана, «Вольтижная акробатика» В. Запашного, «Цирк нашего двора» Р. Славского. Они принесли определенную пользу любителям, но книг этих мало. К тому же нет главного — репертуара. Для самодеятельных коллективов: драматических, вокальных, музыкальных — выпускаются сборники одноактных пьес, песен, нот и т. д. А для цирковых? Время от времени в периодике публикуются сценарии отдельных номеров. Пусть даже любителям в точности не удается воплотить то, что в них предлагается, — не беда. Сценарии называются «примерными». Они призваны служить только основой номера. А сам номер строится с учетом возможностей и способностей исполнителей. Очень нужен сборник сценариев цирковых номеров разных жанров, где бы наряду с описанием методики и техники исполнения комбинаций и трюков давались советы относительно правил техники безопасности, костюмов, музыкального оформления, использования аппаратов и т. д.
И еще об одном. Режиссеры и артисты цирка все чаще принимают участие в подготовке представлений и номеров любителей. Они выезжают в различные города для оказания помощи народным циркам, проводят репетиции на манежах во время смотров и фестивалей народного творчества. Многие цирки и группы «Цирк на сцене» взяли шефство над коллективами художественной самодеятельности. Сделано не мало, однако любители заслуживают гораздо большего внимания со стороны профессионалов — творческих работников нашего искусства.
Л. ШЛЯПИН, режиссер-педагог ГУЦЭИ
Журнал Советский цирк. Май 1968 г.
оставить комментарий