Такая ли уж не разрешимая проблема цирк-шапито
О ней, o проблеме передвижных цирков, ведется немало разговоров. Не каждый из них заслуживает того, чтобы публиковать его в печати, но тот, который произошел c режиссером Всеволодом Георгиевичем Херцем, заслуживает внимания. Дело в том, что Всеволод Херц с юных лет был связан с работой шапито.
На фото. Цирк-шапито «Прага»
Свою артистическую деятельность он начал в частных цирках Румынии. Хозяева вменяли в обязанность артистов участвовать в установке и разборке шапито, это оговаривалось в контракте. Переезды совершались часто. Не сосчитать сколько раз Всеволод Херц собирал и разбирал передвижные цирки и волей-неволей изучал их конструкцию.
B 1940 году B. Херц стал артистом советского цирка, но полученный в юности опыт работы в шапито пригодился. После Великой Отечественной войны, когда многие цирковые здания были разрушены, он по своей инициативе построил шапито. Произошло это при таких обстоятельствах. B 1946 году Всеволод Георгиевич возглавлял небольшую творческую бригаду, в которой был основным исполнителем. Во время выступления в городе Кирове, в лесном краю, позаботился об изготовлении деревянных деталей. Сам рассчитал их. Прибыв затем в Новочеркасск, договорился c местными властями, чтобы предоставили площадку для установки цирка. B мастерских города заказал необходимые металлические детали. Сам кроил брезент, следил, как его сшивают. И поднялся купол цирка на 750 мест. B нем начались представления.
На фото. Летний цирк в Центральном парке культyры u отдыха им. M. Горького
Затем переехали в Таганрог, в Туапсе, побывали в других городах побольше и небольших. B Кутаиси произошло следующее. Еще днем Всеволод Херц почувствовал повышенную влажность воздуха, встревожился — не испортится ли погода. Его успокаивали – небо совершенно ясное. Херц спал беспокойно. Ночью, выглянув на улицу, увидел низкие, тeмные тучи. Побежал туда, где стояло шапито. Вдвоем со сторожем опустили штурм6алки, затем брезент. И тут налетел свирепый ураган. Он ломал деревья, переворачивал киоски, торговые палатки, повредил крыши. Утром — снова ясное небо, тихо. Подняли шапито. Жители удивлялись — вокруг такие разрушения, a брезентовый купол цел. 06 этом случае стоило вспомнить, чтобы показать насколько продуманной и удобной была конструкция,— два человека смогли быстро убрать купол, a потом, не привлекая со стороны людей, силами работников цирка его поднять.
Всеволод Херц не раз возглавлял строительство шапито, в частности, в Кишиневе на 1500 мест, в Монголии. B Монголию советские артисты приехали на месяц. Прошла половина этого срока, когда монгольские товарищи спросили, не могут ли гости помочь изготовить передвижной цирк. Все посмотрели на Херца, что он скажет. Всеволод Георгиевич попросил подождать ответа до утра. Всю ночь он занимался расчетами, составил перечень необходимых материалов. Утром объявил, что если все, что значится в списке, сможет получить, то шапито будет сооружено.
Матeриалы были выданы, выделeны помощники — работники монгольских цирков. Через две недели состоялось торжественное открытие передвижного цирка. Днем под брезентовым куполом выступили Советские и монгольские артисты. После этого в соседнем здании прошло торжественное собрание, посвященное культурным связям двух стран. Закончилось собрание, все вышли на улицу и не увидели шапито. Оно было разобрано, все уложено в кузовы двух грузовиков c прицепами, хоть сейчас в путь. Но переезжать не требовалось - вечером должно было состояться следующее представление.
Отправились в центр города обедать. После обеда Всеволод Георгиевич предложил съездить, взглянуть, что там c шапито. Приехали, цирк стоял на прежнем месте, готовый принять зрителей. Так наглядно была продемонстрирована мобильность передвижки, простота ее сборки и разборки, которые, кстати, вели монгольские товарищи, проинструктированные Херцем.
Всеволод Георгиевич вспоминает, что монгольские газеты высоко оценили помощь советских друзей, хвалили конструкцию передвижки. Запомнилась такая фраза: «Гвоздь всего дела в том, что шапито собирается без единого гвоздя и молотка». Всеволод Георгиевич замечает:
— Если при сборке шапито стучат молотком по гвоздям — дело плохо, явно неудачная конструкция...
Он озабочен тем, как запущено дело c передвижными цирками. Долгие годы y нас все Внимание было обращено на сооружение стационаров. Поднялись цирки-дворцы, котоpыми мы законно гордимся. На передвижные цирки почти не обращали внимания. Конструкции их громоздкие, эксплуатация затруднена. На Западе же несколько последних десятилетий совершенствовались передвижные цирки. Закончив представление в одном городе, на следующий день цирк дает дневное представление в другом. Если бы владельцы шапито переезжали из города в город по нескольку дней, оплачивая артистов, обслуживающий персонал, то просто разорились бы. Такие переезды передвижек способна выдерживать лишь система Союзгосцирка.
Всеволод Георгиевич вспоминает, что во время гастролей советских артистов за рубежом, он встретился c одним из владельцев швейцарского цирка Фредом Кни.
— Это было в Цюрихе. Шапито Кни стояло тут четыре дня. Закончился последний спектакль. Фред Кни пригласил гостей, меня в том числе, в ближайшее кафе. Перед нами поставили по кружке пива. Шла беседа, временами делали глоток, другой. Когда кружки опустели, Кни сказал: «Посмотрим, как там дела». Мы вышли — цирка уже не было, все упаковано, готово в дорогу. Конечно, Кни затеял беседу в кафе, чтобы похвастать, как y него четко налажено дело. Что же, он имел право на это. Случается, цирк Кни приезжает утром в город, дает два представления, a вечером отправляется дальше. У нас же озaбочены тем, чтобы пробыть в городе возможно дольше. И это понятно. Если переезд и установка шапито длятся неделю, то, конечно, простоять на одном месте семь, даже десять дней мало.
Слушал эти рассуждения и думал -- сколько лет ведутся разговоры , что передвижные цирки громоздки, переезжают долго. Вроде бы неразрешимая проблема. A вот заслуженный артист Молдавской ССР Всеволод Херц на практике доказал, что удачные конструкции шапито не тайна за семью печатями. Зная дело, можно за считанные дни построить шапито (как, например, в Монголии — за 14 дней).
Могут заметить, что цирки, котoрые строил Херц, относительно небольшие. Всеволод Георгиевич считает, что передвижки и должны быть где-то на полторы — две тысячи мест, не нужны гиганты, скажем, на четыре тысячи.
— A если передвижка стоит в Ленинграде или в Москве?
— Для таких городов могут быть цирки и более вместительные, — согласился Всеволод Георгиевич и предложил. — Но зачем в Москве на все лето ставить брезентовый шапито!
И дождь и ветер бьют по брезенту, шумно, случается, что вода заливает манеж. В зной в зале очень душно, особенно днем. Куда деться людям во время антракта в непогоду. Нелегко и артистам. Я убежден, что в столице, да и в Ленинграде должны быть возведены летние цирки.
Кстати, до войны в ЦПКиО им. Горького был такой цирк. Несколько лет назад я внес в Союзгосцирк предложение o строительстве в Москве летних цирков.
Они должны быть сооружeны из красивых, современных материалов, c жестким, a не брёзентовым куполом. Надо позаботиться об удобстве зрителей. Скамьи без спинок заменить на кресла. Необходим дворик-фойе, защищенный от дождя и солнца легким навесом. Организовать продажу прохладительных напитков, мороженого, поставить скамейки, столики и стулья. Вокруг посадить цветы. Хочу напомнить, в свое время в Ростове-на-Дону около летнего цирка был чудесный сад, и там былo все сделано для oтдыхa зрителей. У многих ростоачан сохранились об этом самые приятные воспоминания.
Мое предложение возвести в Москве два цирка: в парке «Сокольники» и в ЦПКиО им. Горького. Целесообразно сделать их филиалами cтоличных стационаров на Ленинских горах и на Цветном бульваре. Летам часть сотрудников из стационаров переходила бы на работу в филиалы. Дело перспективное.
В осеннее и зимнее время можно устанавливать в летних помещениях несложную систему отопления м организовать там репетиционную базу для подготовки, например, конных номеров, номеров c дрессированными животными.
Дальше речь снова пошла o передвижках. Херц убежденно повторил?
— Конечно же передвижки должны быть относительно небольшие, мoбильныe. Это решает сразу несколько проблем. Обеспечивает более быструю их установку, разборку и перевозку. Таким циркам есть смысл останавливаться в небольших –населенных пунктах, давать там по нескольку представлений. B этом случае маршруты можно составлять так, чтобы переезды были по 30-50 километров, во всяком случае не допускать путешествия на сотни километров. Надо добиваться такого — закончив представление, в этот же день отправляться в путь, a, прибыв в другой город, уже вечером приглашать зрителей. Сейчас, к сожалению, и директора, и сотрудники Союзгосцирка стремятся к тому, чтобы передвижки дольше оставались на одном месте. Одна из причин, как говорилось, неудачная, громоздкая конструкция шапито.
— Но что-то уже делается. Например, цирк новой конструкции стоит в Парне имени M. Горького в Москве. Из зала убраны мачты, тут не лавки, a кресла...
— Всякое усовершенствование надо приветствовать, — согласился Всеволод Георгиевич.— B шапито, o котором мы заговорили, лучший обзор манежа, зрителям удобнее. Но новая конструкция громоздка, для установки ее требуются мощные механизмы, которые не найдешь в каждом районном центре. O мобильности речь вести не приходится. Такие шапито приемлемы для Мocквы, Ленинградa, где они стоят весь сезон. Но тогда, повторяю, почему не возвести летние стационары!
Заходит речь о том, что проектный институт Гипротеатр создал совершенно новую конструкцию передвижного цирка. Херц относится к этому сдержанно:
— Есть ли полная гарантия, что новое шапито будет удобно и надежна в эксплуатации, во всем удовлетворит артистов! Наверное, стоило проект обсудить c теми, кто работал в шапито, участвовал в их установках. Можно было бы проконсультироваться и c зарубежными специалистами, хотя бы c теми, которые приезжают в нашу страну. Кстати, присматривались ли внимательно, как устанавливались и собирались в Москве цирки «Буш» и «Ронкалли»! Ведь там все продуманно, целесообразно организованно.
— Видимо, проблема передвижек, если за нее энергично взяться, не такая уж неразрешимая?
— Практика показывает — было бы желание, решить ее можно.
И тут заходит разговор o компетентности тех, кто занимался вопросами передвижных цирков, о подготовке кадров специалистов.
— Конечно, есть опытные шапитмейстеры,— говорит Всеволод Георгиевич.— Они хорошо изучили конструкции тех шапито, c которыми работают, но часто им не хватает широты знаний, кругозора. У них нет возможности изучать опыт других стран. Если создавать новые шапито, то нужны квалифицированные кадры для их обслуживания.
И еще, я убежден, полезно, чтобы артисты, выступающие в передвижках, прошли специальную подготовку, инструктаж, могли участвовать в руководстве сборкой и разборкой шапито. Причем, именно в руководстве. Сейчас привлекают людей со стороны, Они дела не знают, a шапитмейстер всюду не поспевает, что-то ломают, портят, путаница, потеря времени. Насколько будет лучше, если каждый участок, каждую бригаду возглавит знающий специалист. Конечно, дополнительную нагрузку артистам надо оплачивать. Такое окупится, если удастся сократить на переезде хоть один день и лучше сохранить шапито.
Из разговора становится ясно — имеется немало путей ускорения перемещения передвижек. Но главное все же для решения этой проблемы — строительство шапито простого в сборке и разборке, надежного. Пока такого нет. Тревога ветерана цирка Всеволода Херца оправдана, его соображения заслуживают внимания.
Можно добавить, что разговор этот происходил в очень удобном вагончике. Стоит он на заднем дворе Всесоюзной дирекции по подготовке новых произведений циркового искусства. Был приобретен он Всеволодом Георгиевичем во время зарубежных гастролей для поездок в отпуск. B нем спальные места, столы, есть плита, холодильник, отопление, все это действует от электричества или от газа. Много других удобств как-то символично, что разговор c передвижках шел в такой необычной обстановке. И другое. Все никак не решится проблема создания удобных вагончиков для отдыха и жизни артистов, выступающих в шапито. Но нужно ли изобретать изобретенное?! Может, и в этом случае просто не хватает целеустремленности, компетентности, энергии, заинтересованности?
K. ГАНЕШИН
Журнал Советская эстрада и цирк. Ноябрь 1986 г.
оставить комментарий