Цирк на сцене — особый вид циркового искусства - В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ
В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Цирк на сцене — особый вид циркового искусства

Цирк на сцене — особый вид циркового искусства, но вероятно, из-за того, что он не нашел своего точного названия, можно подумать, что это обычный цирк, который просто сегодня выступает на сценической площадке. А может быть, название потому еще и не найдено, что «Цирк на сцене» пока не выявил всех своих творческих возможностей. Это еще один эксперимент, характерный для сегодняшнего искусства, — попытка слияния искусства циркового со сценическим.

Десять коллективов Украинской группы «Цирк на сцене» выступили нынешней весной п Киеве на смотре-семинаре. В его работе приняли участие представители Союзгосцирка, инспекторы, режиссеры. Активную помощь семинару и молодым артистам оказали дирекция и художественное руководство Киевского цирка.

Открывая семинар, директор группы О. Брикульский говорил о первую очередь о проблемах творческих, о том значении, которое придается здесь созданию новых форм циркового спектакля. Именно с этой точки зрения, как мне кажется, и нужно оценивать смотр программ украинского Цирка на сцене, который длился десять дней.

Как ни один другой вид искусства, цирк зависит от площадки, на которой проходит представление. Во всех стационарах, от построенных в прошлом веке Чинизелли и Соломонским до современного Московского цирка на проспекте Вернадского, есть допускающий разную свободу купол и строгая ограниченность манежа. Исполнителю это удобно. Отрепетировав трюк на одном манеже, ом может с таким же успехом повторить его на любом другом. А для артистов «Цирка на сцене» — это проблема, которую приходится решать заново порой ежедневно Сцена исключила из споит программ аттракционы с хищниками, конные и массовые акробатические номера. И как будто ничем это не компенсировалось, разве только возможностью использовать декорации.

Я предполагала встретить на смотре больше номеров статичных, усидеть тех артистов, которые прекрасно себя чувствуют на небольшой площадке. А, мол, остальные, «самые цирковые» жанры придется дополнять своей фантазией. Однако произошло почти асе наоборот.

Когда берешь в руки программку, то уже приятно, что тебе обещают встречу с «Романтиками», «Юностью», Мечтой». До нашегo времени вac сухо, по-бухгалтерски, приглашали на выступление коллектива номер два, номер три и так далее — до двенадцатого номера. Тетерь же каждый украинский коллектив имеет собственное имя, » постановщики стараются так выстроить программу, чтобы она отвечала этому имени.

У «Орбиты», «Луча», «Романтиков» и Современника явное стремление « воздуху, к высоте. Это естественно хотя бы потому, что соответствует названиям коллективов. И все эти «рамки», «ловиторки», «штейн-трапе» и бамбуки производили а данном случае какое-то удивительное впечатление. Видимо, оттого, что потолок в клубном помещении не так уж высок, и артисты, раскачиваясь на трапециях, казалось вот-вот его коснутся. Это и создавало ощущение, что забрались они мл какую-то недосягаемую высоту. Тут, вероятно, вступали в силу другие представления об измерениях и пространстве. То, что в цирке выглядело бы заурядным, здесь было необычным и смелым.

Традиционные трюки «штейн-трапе» в исполнении В. Чеканова («Романтики») выглядели очень рискованно: он раскачивался, балансируя на голове, прямо над зрительным залом. Наверное это создавало особую напряженность номера— на этот раз зрители беспокоились не только за артиста, но немного и за себя.

«Воздушная рамка» Валентины и Владимира Мак («Луч») и «бамбук» Ю. Савельева и Е. Петрова («Орбита», постановщик И. Лисиненко) — номера, наполненные блеском циркового праздника.

В танце выбегает на сцену Л. Селянина («Современник») и как будто продолжает танец на трапеции только заменяя танцевальные па трюками Вот она обрывается и летит вниз... Но нет — зацепилась носками, перевернулась и опять села на трапецию, болтая красными сапожками А вот совсем другой сдержанный танец красивой и уверенной в себе женщина: с плавными, завораживающими движениями, Этот номер на корде-пареле покалывает артистка А. Цигипа («Мечта»). А у Валентины Кравцовой («Дружба») в таком же корде-пареле все — быстрота, темп и неожиданные повороты.

Да, воздушная гимнастика была представлена красиво и многообразно.

Номеров вольтижной акробатики на смотре было немного. Интересно выступили вольтижеры Гаевы (Современник). Молодые дебютанты Ю. Дробот, В. Чибисов и А. Полянский («Орбита») показывали хорошие трюки, но художественная форма номера еще не найдена. А вот акробатический этюд Л. Бабы и П. Коротун в постановке заслуженного артиста УССР В. Фоменко "Мечта" сразу выделился единством трюкового и композиционного решения номера.

Удачными были выступление эквилибристов на першах. Вот довольно сложный по замыслу и трюкам номер Т. Масловой и А. Уланова («Дружба»). В нем ecть трюки эквилибра, гимнастики, вольтижной акробатики. Жаль только, что для каждой трюковой комбинации выносится новый перш. Думою, что здесь возможен более универсальный реквизит.

Не совсем обычно выступают Л. Лёзная и И. Дружина Их перш настолько высок, что исполните.-гм “риходится спускаться в зрительный зал. Дружина держит на лбу перш с крошечной площадкой наверху, где Лезная застывает в изгибе своеобразной стойки, а потом завершает трюк стойкой п зубнике. Этот сложный номер преподносится очень изящно.

Людмила Лёзная — участница трех номеров в коллективе Радуга. Она еще выступает в хорошем парном акробатическом номере и 5 сольном пластическом этюде, органично соединенном с эквилибром. Но для «Цирка на сцене» это не такая уж редкость. Естественно, что часто переезжающая группа стремится к наибольшей компактности, и проблемы вторых номеров, которая так волнует цирк стационарный, здесь практически но существует. Остается только вопрос качества этих номеров — не всегда второй номер того или иного исполнителя равноценен первому. Но ведь многие артисты группы очень молоды, стаж совсем невелик. И можно надеяться, что со временем их мастерство окрепнет и возрастет.

В связи с этим хочется особенно выделить номер молодой артистки Валентины Руденко. А ведь она работает а таком, казалось бы, традиционном жанре, как каучук. И тем не менее о ее номере можно долго и с удовольствием говорить. Несомненна отличная техническая подготовленность артистки, ее мастерство, прекрасные внешние данные, Но если бы она старалась поразить зрителей каскадом «двойных и тройных складок», перед нами был бы обычный номер. Вместо этого артистке с какой-то задумчивой грацией раскрыла нам свои мысли. Ее выступление — как бы пропетый пластически гимн человеческой красоте.

В течение двух последних лет Украинская группа создала шесть новых номеров дрессировки. То, что зрители самых отдаленных уголков страны смогут увидеть дрессированных животных не на киноэкране, но по телевизору, а на своих сельских сценах, несомненно, хорошо. Но жаль, что эти номера зачастую однообразны. На арене в последние годы очевидно стремление так построить номер о с животными, чтобы все их действия казались осмысленными. На сцене, где практически невозможно вывести большую группу животных, исполнить многие коронные трюки, особенно необходимы, на мой взгляд, номера с более разработанным и четким сюжетом.

В просмотренных мною номерах, скажем, с дрессированными собаками, прежде всего бросались в глаза композиционные и сюжетные просчеты. Почти у всех дрессировщиц работа начиналась с динамических прыжков, з которые вдруг вклинивалась явно сбивающая ритм номера сценка «Ужин». Вводилась она чуть ли не в каждый номер, так же ка« и «Бокс» и «Скорая помощь».

Эти мои замечания в большей мере относятся к режиссерам. Опытный дрессировщик Д. Андриюк сам нашел верный сюжетный ход. В его интермедию "В ресторане" трюк с ужином, который сьедает собака, вписывается вполне органично.

Молодым артистам пока не хватает опыта. Помощь им нужна не столько во внешнем оформлении номера, сколько в разработке сюжета. В номере С. Патюковой («Звезда») собака высоко подпрыгивает за воздушным шариком. Это неинтересный трюк. Если же предположить, что сцена — это спортивный зал и поставить там две баскетбольные корзины, тогда собаки будут не просто прыгать за мячом, а «играть» в баскетбол. И можно бы потом показать на ринге «Бокс», к месту тут будет и "Скорая помощь», видимо, потому в группе так много номеров «игра с тарелками», что они дают возможность живое общение со зрительным залом: я них есть та сюжетная игра, которая оправдано на сцене и к которой подсознательно тяготели и режиссеры и актеры, создавая такие номера. К сожалению, эти номера оказались только ухудшенными копиями «злостного образца и были призваны лишь поддерживать метраж, да решать всю ту же проблему вторых номеров, но никак не подменять в программе жонглеров. Тем более хочется отметить серьезную работу жонглера на моноцикле Р. Лучко («Современник»), обаятельные выступления танц-жонглеров С. Складаны («Юность»), Н. Савельевой («Радуга») и Н. Арыковой («Дружба»).

Подлинно творческим подходом к жанру отмечен номер Тамары и Станислава Филипенко («Современник»). Это своеобразный дуэт жонглеров — дуэт Одарки и Карася, который артисты сумели решить цирковыми средствами.

Иллюзионисты вновь вернулись на сцену, но, конечно, не к своим «черным кабинетам»: иллюзия тоже подчиняется времени. Во многих номерах трюки были и профессиональны и современны, но было их так много, а композиция номеров настолько не продумана, что та загадочность иллюзии, которая должна волновать нас, куда-то исчезала и эффекта неожиданности не получалось.

Но вот на сцену выходит Зинаида Зверева («Современник») и увлекает всех веселой украинской сценкой. С каким лукавством и юмором она щедро наливает из маленькой кружки полные кувшины молока! Секрет успеха Зверевой а ее актерском обаянии и в умении отобрать из своего обширного репертуара лишь те трюки, которые раскрывают замысел номера.

Сцена (я имею в виду представление «Цирк на сцоне») трансформировала циркового инспектора манежа в ведущего. Как-то так случилось, что в программах Украинской группы женщины-ведущие выступили удачнее, чем их коллеги мужчины. Женщин отличала более современная манера подачи текста, отказ от нарочитой «игры», увлекательней были их монологи и куплеты. Елена Ятор — ведущая пантомимы «Багряная эстафета» — держалась на сцене с особой естественностью и пластичностью. Она — молодой балетмейстер, и это помогает ей в новой работе. 8 свой монолог — «Какая ты земля?» (автор Г. Батицкий) артистка ввела элементы пантомимы. Такая интерпретация сделала номер более зрелищным.

Коверный клоун и в стационаре — артист дефицитного жанра, а в «Цирке на сцене» тем более. Здесь часто обходятся, как говорится, подручными средствами: срочно готовят клоуна из акробата, наделенного юмором. Результат, естественно, чаще всего оставляет желать лучшего. Вот и на смотре я видела многих коверных, выступающих в этой роли всего несколько месяцев, а то и дней. Что же делать? Ведь без клоуна, какого ни есть, представление тускнеет. Вот и приходится искать выход. Проблема серьезная и решать ее нужно, как видно, основательно.

Но надо сказать, что довелось увидеть я этом жанре и успехи. Коверный А. Дубинин («Юность») близок по своей манере к буффонаде, он успешно справился с ролью «рыжего» а пантомиме «Багряная эстафета».

С молодым коверным Я. Пигелем («Современник») сейчас работает режиссер М. Сидорова. В маске артиста основная черта — мягкость, даже застенчивость. Побеждая, он скорее удивляется своим успехам, чем гордится ими. Общая работа режиссера и исполнителя только началась, хочется думать, что она увенчается успехом.

Цирковая арена, открытая со всех сторон, дает коверным большую возможность для общения со зрителем, чаще заставляет их прибегать к гротеску в образах, костюмах, в реквизите. На сцене же все это выглядит грубо и резко, здесь хочется увидеть клоуна? более тонких, может быть, даже лиричных. Поэтому такими привлекательными показались клоуны-мимы Виктор Краченов и Юрий Терешкин из коллектива «Луч».

Опасность жанрового однообразия, подстерегающая цирковые представления на сцене, требует особенно серьезного и вдумчивого подхода к постановке программ. Каких результатов при верном режиссерском использовании сценических средств можно достичь, видно из выступления коллектива «Днепр», открывавшего смотр. А ведь по подбору номеров это была, пожалуй, самая слабая программа. Режиссер Ю. Барский задумал дать представление на пароходе «Днепр». Это позволило ему интереснее «обыграть» номера довольно средние. Уж если кто-то должен играть с тарелками, решил режиссер, то пусть это будет судовой кок. Это сразу оживило номер. На сюжетный стержень представления номера нанизывались так, чтобы контрастнее выделить то лучшее, что было в программе: забавные собачки Светланы Тимофеевой, эмоциональный этюд акробаток Г. Маслюк и Л. Шинкаренко и «Веселые моряки» В. Соболева и Н. Коптева (постановщик И. Лисиненко).

Грустно, когда желание соответствовать названию понималось режиссерами буквально, а лоб. В коллективе «Звезда» все актеры в прологе ходили с лампочкой-звездой в руках. И «Орбита» не обошлась без того, чтобы по сцене не пролетел маленький, уж очень игрушечный спутник. Но зато лаконично и просто решила постановку коллектива «Радуга» режиссер А. Асланьян. Она но перекидывала радугу через сцену, не рисовала ее на заднике, а лишь задекорировала оркестр, сидящий на сцене, широкими разноцветными лентами. Яркие костюмы девушек я прологе, да и сами номера читались как цвета радуги.

Удачны постановки режиссера Б. Поташника. На смотре были представлены четыре его работы. Коллектив «Юность» под его руководством подготовил пантомиму «Багряная эстафета». Это первый спектакль подобного рода а Украинской группе. Представление получилось увлекательным и впечатляющим. Другая его работа — "Романтики". Тихо открывается занавес. Не замечая этого, артисты продолжают свою репетицию. А когда заметили — заволновались, засуетились уговорили стюардессу заменить опоздавшую ведущую, и от этого все представление дальше идет как экспромт.

Обдумывая все виденное, хочу сказать, что и тематический спектакль и представления, где мысль пролога связывает все номера, показались мне более оправданными, чем программы, где просто демонстрируются номера, перемеживающиеся репризами. Хорошо, что, осмысливая проблему как связать сцену и цирк, режиссеры не идут эстрадным путем. Потому что в тех случаях, когда ведущий пытался подменить собою коверного, нарушался весь строй циркового представления.

Хотелось, чтобы режиссеры, уделяя внимание всему представлению в целом, не забывали об отдельных номерах, а смелее и глубже вникали в суть каждого их них.

Думаю, что Украинская группа продолжит поиски новых форм циркового представления. Да, вероятно, и самому «Цирку на сцене» будет найдено более точное имя. Об этом, я знаю, думают и режиссеры, и артисты, и руководство группы. Характерное для Украинской группы увлечение творческими проблемами говорит о той неуспокоенности, о том горении, которые столь необходимы молодому искусству.


ГЕНРИЕТТА БЕЛЯКОВА

оставить комментарий

 

НОВОЕ НА ФОРУМЕ


 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования