Цирк в городе герое Туле - В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ
В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Цирк в городе герое Туле

Тула — издавна город искусных мастеров. История его освящена трудовой и боевой славой.

И сейчас в городе на Упе многое напоминает о прошлом, но главное его — день сегодняшний: протянулись новые улицы, поднялись кварталы новостроек. В советское время было возведено и новое здание цирка из стекла и бетона, величественных и в то же время лаконичных архитектурных форм. А из окон цирка видны сверкающие золотом купола Успенского собора, который возвышается в центре Тульского кремля. Недалеко — прославленный Оружейный завод. У его ворот — памятник Петру I, по чьему указу началось сооружение завода. Сейчас на заводе соседствуют потемневшие от времени кирпичные строения и новые светлые корпуса, во всю ширь их стен снизу доверху поблескивают стекла окон.

Рядом с цирком — новый мост через Упу. За рекой — Пролетарский район города. Видны старые кварталы, где небольшие домики скрываются в зелени садов, и районы новостроек, — где над кронами деревьев поднимаются к небу многоэтажные здания.

Новое проявляется не только во внешнем облике города, а и во всех сторонах его жизни. В наши дни Тула славится не только самоварами и пряниками, ружьями с инкрустацией и гармошками. Ее предприятия выпускают сложные машины для угольных шахт, металлургии, строек, для учреждений сферы обслуживания, a также энергетическое оборудование, приборы. Во всех изделиях проявляется точность рук и смекалка мастеров, но в еще большей степени тонкий инженерный расчет, смелая конструкторская мысль. В цехах действует современное оборудование, управление которым требует крепких знаний и умения. Леонид Ильич Брежнев на встрече с туляками в январе этого года сказал: «Современная Тула — это крупный индустриальный и культурный центр. Здесь ведутся важные научные исследования, создаются новейшие машины, оборудование, точные приборы. Тульские рабочие, техники, инженеры, тульская интеллигенция вносят весомый вклад в дело коммунистического строительства».

При награждении Тулы Золотой Звездой Героя его жители решили сделать свой город городом высокой эффективности производства, образцовой культуры и быта. Успешно развивается промышленность, да и в культурном строительстве достигнуто немало. В городе прекрасные дворцы культуры и клубы, современные кинотеатры, четыре музея, в том числе такие известные, как художественный и музей оружия. Три театра. Драматический театр имени Горького готовится отметить свое двухсотлетие.

И у цирке в Туле немалая история. Невдалеке от нового здания старожилы вам покажут место, где было старое, деревянное. В областном архиве хранятся документы, свидетельствующие, что еще в 1864 году на масленицу давались представления в балаганах. В 1876 году французскому подданному Годфруа Давиду-Марго было дозволено построить временный цирк для конных представлений. А через год строит балаган тульский мещанин А. Авчинников.

Уже позже в городе сооружается деревянный цирк.

В первые годы Советской власти Тульский цирк становится третьим Госцирком. Первый и второй были в Москве. Так что в Туле давно шли представления и под брезентовым шатром и под деревянным куполом. Выступали в них и виртуозные мастера и те, кто мог рассчитывать лишь на нетребовательный вкус обывателя.

После Великого Октября в Туле демонстрировали свои номера многие видные артисты советской арены. Выступали тут Карандаш и Юрий Никулин, дрессировщики Валентин Филатов и Ирина Бугримова, канатоходцы Волжанские и Ташкентбаевы. Приезжали национальные цирковые коллективы: Украинский, Белорусский, Узбекский и других союзных и автономных республик. Туляки видели выступления артистов из Вьетнама, Болгарии, Венгрии, ГДР, Монголии, Польши, Чехословакии. В таком разнообразии программ отразились международные связи советского цирка.

Но дело не только в том, что изменился характер номеров, что исчезли пошлость и игра на нервах зрителей, что программы стали цельными спектаклями. Очень существенно, что за годы Советской власти цирк стал местом создания новых произведений искусства. В цирках артистам за государственный счет изготовляют реквизит, аппаратуру, костюмы, оплачивают репетиционное время, помощь режиссеров, художников, композиторов, литераторов — авторов сценариев.

Так обстоит и в Тульском цирке. В его стенах, под ого куполом создано немало новых номеров и больших' новаторских представлений. Видно, характерная для туляков творческая жилка умольцев-мастеров проявляется и у работников местного цирка. Те произведения, которые готовятся с их участием, как правило, отличают оригинальность, интересные находки, а то и смелые открытия.

Если говорить о таких произведениях, то прежде всего надо назвать «Цирк на льду». В Туле готовилось совершенно новое зрелище — на лед переносились цирковые номера: акробатики, жонглирования, воздушной гимнастики, эквилибра, клоунады. Дирекция, озабоченная том, чтобы активнее шли репетиции, во дворе цирка залила каток. Занятия шли одновременно на двух ледяных аренах. На них акробаты осваивали фигурное катание, а мастера фигурного катания — акробатические прыжки.

Здесь успешно прошла премьера «Цирка на льду», а потом его посмотрели жители многих городов нашей страны и других стран.

Велись и были завершены в Туле такие большие работы, как программа «Конного цирка» и «Цирк на воде». Когда репетировали конные номера, был сооружен второй манеж под брезентовым куполом. На нем объезжали лошадей и тренировались наездники.

Во время подготовки «Цирка на воде» двор стационара превращался в монтажную площадку. Разносился звон металла, вспыхивали голубые искры электросварки. Сюда свозились отдельные узлы, агрегаты сложного оборудования.

А оно действительно сложно: это и бассейн, и рампада, и выдвижные арочные мостики, и диск (своеобразный островок) с механизмом подъема и спуска в центре бассейна, и различные системы фонтанов, и устройства подогрева и подачи воды, и многое другое.

Примечательно, что основное оборудование проектировал местный институт Мосбассгиппрошахта, а изготовляли заводы Тулы и области: оружейный, машиностроительный, котельновентиляторный, «Красный Октябрь», торгового оборудования, Скуратовский экспериментальный, предприятия управления «Центроэлектромонтаж» и другие.

В цирке была смонтирована сложнейшая система, проверена и пущена. И тут прошла премьера «Цирка на воде».

Надо отметить: у Тульского цирка тесные дружеские связи с коллективами предприятий города и области. Для очень многих исполнителей, репетировавших в Туле или же просто гастролировавших здесь, местные заводы изготовляли аппараты и реквизит: для дрессировщиков медведей Эдера и Адаскиных, канатоходцев Волжанских, воздушных гимнастов Хабаровых, дрессировщицы тигров М. Назаровой, акробатов на верблюдах под руководством Р. Беллея, для участников воздушного полета Галаган и многих других. Действительно, многих. Ведь только за последнее время здесь подготовлено более тридцати номеров. Но, как сказано, обновлялись аппараты, реквизит и для тех, кто просто приезжал для выступлений: кому-то изготовлялась клетка для хищников, кому-то — воздушный аппарат или пьедестал для эквилибра и т. д.

Самые различные заводы, выпускающие сложные машины, тонкие приборы, охотно выполняют заказы цирка. Думается, в этом сказывается уважительное отношение к мастерам манежа. Проявляется признание того, что их творческие замыслы заслуживают внимания и поддержки. Такое отношение к цирку сложилось за шесть десятилетий Советской власти, когда цирк занял равноправное положение с другими видами искусства.

Изготовление аппаратов, реквизита для артистов, оформление их номеров — это лишь одна сторона деятельности цирка. Другая, не менее важная сторона — творческая. Сотрудники цирка направляют всю репетиционную работу. Более того, Тульский цирк — инициатор создания интересных спектаклей на важные темы.

К 25-летней годовщине героической обороны Тулы от фашистских захватчиков была поставлена пантомима «И арсенал и щит России» по сценарию лауреата Государственной премии Ю. Чепурина. Представление готовил коллектив Тульского цирка и артисты, выступавшие в Туле. Постановщиком был заслуженный деятель искусств РСФСР, тогда главный режиссер цирка А. Вольный.

В сцены спектакля органически включались трюки акробатики, эквилибра, иллюзии, широко использовались приемы буффонады, присущие клоунским репризам. Спектакль получился ярким, волнующим. Зрители встретили его горячо. Гость Тулы, участник ее обороны, Маршал Советского Союза Ф. Голиков оставил такой отзыв: «Большое впечатление произвел на меня патриотический спектакль... Перед нами ожили славные страницы героической обороны Тулы в 1941 году. Не могу не поддержать замысел такой постановки самым решительным образом».

К 30-летию победы над фашистской Германией ставится пантомима «Память» — она возвращает зрителей к дням Великой Победы, напоминает о тех жертвах, которые понес советский народ и о той радости, которая пришла с наступлением мира на земле. Спектакль «Память» еще раз подтвердил, что цирку по силам решать своими средствами большие, серьезные темы.

А еще раньше в Туле была подготовлена программа молодежного коллектива «Русские самоцветы», в номера которого вошли элементы из народных увеселений и игр, фольклорные образы. В дни школьных каникул здесь показывали детские спектакли: «Трубка мира», «По щучьему велению», «Тайна старого дуба», «Проделки черта». Названы лишь некоторые.

В подготовке работ, о которых шла речь, участвовали видные деятели циркового и других видов искусства. Создание «Цирка на льду» связано с именем А. Арнольда. «Цирк на воде», после первого малоудачного варианта, ставится по сценарию С. Михалкова и А. Аронова. Режиссер «Русских самоцветов» В. Головко. В постановке спектаклей помогали балетмейстеры: В. Бурмейстер, Т. Сац, П. Гродницкий и художник А. Фальковский.

Много делают, разумеется, сотрудники самого цирка. Во всех работах непременно участвует директор цирка заслуженный работник культуры РСФСР Д. Калмыков. Очень важно, что он — не только умелый организатор, но и человек творческий, с хорошим вкусом, знающий специфику манежа. В подготовку новых произведений вносит свой вклад инспектор манежа А. Одесский (кстати, он автор пантомимы «Проделки черта»), заместитель директора А. Неаронов, главный инженер Н. Нетисов и другие. Напряженно трудятся все службы цирка — и бухгалтерия, и администраторы, и постановочная часть, и хозяйственная.

Непрерывная творческая работа характерна для Тульского цирка. В этом еще раз я убедился прошлым летом. Сезон уже закончился. В здании цирка шел ремонт, в частности, устанавливали более совершенную осветительную аппаратуру. С утра на колосниках трудились электромонтеры, а потом на манеж выходили артисты. Около форганга висел листок с расписанием репетиций. Это было нелишним. Репетировали десять номеров. В конюшнях можно было увидеть мерно переступающих верблюдов, десятки собак, за прутьями клеток бродили барсы. Рождались новые интересные произведения, совершенствовались старые номера.

Тульский цирк стол настоящей творческой организацией, создающей новые номера, аттракционы, большие представления. Об этом и хочется вспомнить в год шестидесятилетия Великого Октября, когда мы говорим о достижениях нашего искусства.

К. ГАНЕШИН

оставить комментарий
 

 

НОВОЕ НА ФОРУМЕ


 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования