Дайте такие песни
Произошел со мной недавно печальный случай. Касается он не только меня лично, стоит поэтому поделиться своими соображениями с читателями.
Волей судьбы и дирекции филармонии попал я недавно на гастроли в один из областных городов. В случайно выдавшийся свободный вечер решил посмотреть концерт своих собратьев по искусству — актеров местной эстрады. И вдруг слышу конферансье объявляет знакомую фамилию. Да это мой приятель-соученик! Помню, отличался он сильным, звучным голосом и любил щегольнуть к восхищению молоденьких однокурсниц верхним «фа» в какой-нибудь сложной партии.
...Да, это он. Немного погрузневший, в плечах раздался, да тверже, уверенней стала походка. Спокойным, привычным жестом «дал команду» аккомпаниатору, взялся рукой за борт пиджака. Но что это? Слушаю и не узнаю. Где кантилена, где нюансировка звука, характерные для этого певца? Мой приятель пел уже на бис третью песню. Все в ней было — и остроумный, с лукавинкой, текст, и модные латиноамериканские музыкальные интонации, и ритмический «заразительный» припев, и даже подтанцовки по ходу действия. Все было, не было только песни...
В конце выступления объявил мой знакомый «под занавес» популярную песню Бабаджаняна. Вот здесь-то и предстал он во всей своей беспомощности. Тут надо было петь, а не наговаривать в микрофон, а петь, как выяснилось, артист не мог. Когда он ушел со сцены, я встал и, не дождавшись конца спектакля, покинул зал... Что же произошло, как могло случиться, что певец, который по возрасту должен был находиться в расцвете сил, сдал перед в общем-то не очень трудной песней, он, легко преодолевавший в свое время сложности оперных арий? Что же произошло?
Заставьте тяжелоатлета, легко поднимающего три пуда, упражняться пятикилограммовыми гирями, он деградирует, мышцы потеряют упругость, наступит их атрофия. Не так ли и у певца? Когда в течение многих лет ему приходится тренировать свой голос на несложном, нарочито упрощенном музыкальном материале, мудрено ли, что голос не только не развивается, а теряет силу, мелодическое богатство. Но почему же так происходит сейчас в песенном нашем «хозяйстве»? Отчего композиторы охотно пишут песни для эстрады в куплетной форме, и в моду активно вошли восьмые, шестнадцатые доли вместо напевных четвертей и двух? Почему исчезла в пении кантилена? Трудно сейчас певцу, обладающему высоким голосом, найти в музыкальных сборниках песни, в которых бы встречались ноты выше «фа» или «соль» второй октавы. Мелодии многих популярных песен как бы топчутся на месте, иронизируют остряки. Создается впечатление, что композиторы специально упрощают музыкальный язык для эстрады, очевидно, считая, что так лучше дойдет до широкого слушателя? Зачем так примитивизировать, обеднять нашу легкую музыку?
Хочется задать вопрос композиторам. Почему, когда вы творите серьезную музыку, вы используете бесценный опыт народного мелоса и прибегаете к богатой кладовой средств, отобранных и отшлифованных в композиторской практике? Стоит взяться за сочинение легкой музыки — тут и примитивизм и упрощенчество, а порой и безграмотность музыкального языка. Очень часто нас, певцов, упрекают в увлечении итальянскими песнями. Но, поверьте, не от хорошей жизни, как говорят, артист, не привязанный к микрофону, а обладающий голосом, кидается к итальянской современной песне или классике. Ведь там-то певцу раздолье.
Радостно петь и широконапевные русские народные песни, советскую классику — Дунаевского, Соловьева-Седова. Какое мелодическое разнообразие, радугу оттенков находим мы в их лучших произведениях, написанных в легком жанре! С подъемом и большой творческой радостью исполняю я туликовскую «Родину», «Дороги» Л. Бакалова. Но ведь это прошлое! А где сегодняшний день — горячий, зовущий, требующий активной отдачи у художников? Почему лучшие наши мастера эстрадной музыки не обращаются к своему богатому наследию — народному и классическому? Ведь стоит послушать русские, украинские, грузинские, латышские народные песни и песни других народов, перед вами откроется богатство содержания, огромный мир гармонии, изобретательность формы.
А по радио, телевидению, с эстрады сегодня довольно часто однообразно звучат серые песни, написанные для среднего голоса, произносимые говорком, речитативом. Наше замечательное время требует настоящего, равного ему по величию искусства. Кто сказал, что -патетику и героизм нашей жизни нельзя воспеть песней широкой, мужественной (не обязательно чеканя шаг), лиричной? Дорогие товарищи композиторы, дайте певцам больше таких песен!
М. ПАРФЕНОВ, лауреат украинского конкурса эстрады
Журнал Советский цирк. Декабрь 1964 г.
оставить комментарий