Доказательство от противного
Конкурсы, фестивали... Вот и еще один прошел — «Юрмала-8б» — Всесоюзный телевизионный конкурс исполнителей современной советской песни.
Проблемы конкурса, можно сказать, начались прямо c названия, потому что вначале он должен был называться конкурсом эcтрадной советской песни, поскольку речь все-таки шла o легкой музыке, o песнях в танцевальных ритмах, o современных эстрадных течениях. От неточности формулировки произошла и неточность ориентации певцов в выборе репертуара и музыкальных направлений.
Разностилье исполнения бросалось в глаза на первой же репетиции. Многие исполнители, не прошедшие на второй тур и не вышедшие в финал, говорили, что они разочарованы не столько своими выступлениями - в целом профессиональный уровень был достаточно высок,— сколько тем, что готовились не к эстрадному, а к некоему усредненному, без четкой жанровой направленности конкурсу песни. Отсюда же возникли и большие трудности в определении критериев оценки. Может быть, поэтому результаты конкурса были довольно неожиданны и вызывали много разногласий среди представителей прессы, аккредитованных на конкурсе, за исключением разве одного Родриго Фомина, солиста Латвийского Гостелерадио, захватившего лидерство с первого же тура.
Во всяком случае, обсуждая конкурс «Юрмела-86», специалисты, члены жюри, журналисты, представители концертных организаций сошлись во мнении, что в дальнейшем необходимо точно определить творческую направленность конкурса. Вот высказывания некоторых из них.
A. ЭРМАНБРИКС, редактор и ведущий музыкальных программ Латвийского телевидения:
— Я принимал участие в подготовке конкурса, и основная проблема была в определении жанра. Советская ктрадная музыка очень разнообразна, и вопрос заключался в том, должен или не должен наш конкурс все это разнообразие показать. Разумеется, коикурсаитам необходимо отчетливо представлять себе, чего от них ждут. Например, в процессе подготовки нам предлагали из Литвы и Узбекистана оперных певцов, a из Эстонии вообще никто не приехал, потому что там так и не решили, представителя какого жанра посылать. Поэтому необходимо объяснить, что следующий конкурс будет касаться именно эстрадной советской песни.
Ю. САУЛЬСКИЙ, композитор, член жюри:
— Конкурс отразил реальное положение дел на нашей эстраде: одни исполнители современны, c яркой ориентацией на сегодняшний день, другие более традиционны. На заседаниях жюри, когда мы обсуждали наших кандидатов, кроме уровня профессионализма, старались учитывaть и то, что в музыкальной эстраде существует внутреннее разделение на поджанры, подвиды, размыв фoрмы и течения. Сегодня мы не можем не считаться c тем, что происходит в мире музыки и какие ее совремеиные направления интересуют молодежь.
P. ПАУЛС, композитор, председатель жюри:
— Мне, например, понравился дует из Якутии, хотя в эстрадном отношении он, очевидно, проигрывал по сравнению c другими. Но я уверен: ребята, побывав здесь, посмотрев на коллег, сделают для себя выводы, потому что им стало ясно, что время требует иных ритмов, иных решений. B конечном счете в этом и заключается смысл конкурса: в творческих встречах, в обмене мнениями, чтобы эстрадные певцы представляли, что делается в разных уголках нашей огромной страны.
T. ЛИСТОВА, заведующая репертуарно-художественным отделом Государственного концертного зала:
— Как Человек заинтересованный, я очень пристально отнеслась ко всему, что происходило на конкурсе в Юрмала. Аранжиpoвки, которые уточнялись уже во время репетиций, репертуар, костюмы — все производило довольно грустное впечатление. Поэтому мие кажется необходимым, чтобы на студиях телевидения, в филармониях, концертных организациях, которыe посылают своих артистов на конкурс, вeлaсь какая-то подготовительная работа для более полного раскрытия их иидивидуальности — вокальных возможностей, сцeнической внешности...
Конкурс «Юрмала-86» выдвинул на первый план проблeмы далеко не новые, но от этого не менее существенные для развития жанра эстрадной песни — проблемы репертуара и профессионализма исполнителей.
Репертуар — это тот самый камень, o который спотыкался не один способный певец. Практика многочисленных конкурсов и фестивалей показывает, что, удачно выступив c одной-двумя песнями и даже получив признание жюри и публики. Артист или артистка потом надолго, если на навсегда, исчезали c большой эстрады именно потому, что вовремя не смогли или не сумели подобрать соответствующий их манере и склонностям репертуар, способный обеспечить стабильный творческий рост.
Раймонд Паулс как-то в шутку сказал, что посоветовал бы всем начинающим певицам выходить замуж за композиторов, только где взять столько композиторов? И что в таком случае делать певцам? Шутки шутками, а выход, кажется, и в самом деле только в сотрудничестве авторов и исполнителей, в постоянном терпеливом поиске песен.
Солистам групп в этом отношении несколько легче, поскольку они имеют более или менее длительный стаж работы в коллективе, c коллегами, когда творческие усилия в выборе песен и в их подготовке совместны. Солистам же телерадиокомитетов республик и областей (конкурс-то телевизионный) приходится труднее, так как в их рабочем репертуаре — песни разных композиторов в разных музыкальных стилях.
B этом смысле интересен опыт работы музыкальной редакции Латвийского радио — одного из организаторов конкурса. Особое значение к подготовке эстрадных певцов придается работе в студии звукозаписи. Как главный редактор, Раймонд Паулс даже пошел на эксперимент, пожалуй, впервые в стране примяв в штат радиокомитета рок-группу «Ремикс», c которой выступает Родриго Фомин (сценический псевдоним Иго). В состав группы входят музыканты Айвар Херманис (гитара), Улдис Мархилевич (клавишные), Вилнис Криевиньш (ударные) и Евгений Щапов (бас-гитара). B тесном контакте работает c ними молодой звукорежиссер,
Студент консерватории Андрис Гринбергс. Не всегда они работали вместе, но знают друг друга давно. Поэтому, объединившиcь, они быстро определились в своем поиске. Кроме выполнения плановых радиозаписей они выступают c концертами — y них есть несколько программ — как инструментальной музыки, таки c участием солиста.
P. ПАУЛС:
— Наш штатный женский вокальный ансамбль не смог пройти через очередной конкурс (традиционный конкурс, проводящийся раз в два года для всего творческого состава Латвийского радио.— A. К.), и я вынужден был отстранить их от работы. Конечно, были слезы, упреки, жалобы и тому подобное. Может быть, y меня появилось много врагов. Но у нас творческая организация, и артисты должны уметь выдерживать творческую конкуренцию. Так жв и наши новые солисты, в том числе и лауреат «юрмалы-86» P. Фомин, каждые два годa должны будут доказывать свою профессиональную состоятельность.
Откровенно говоря, работа телерадиопевца и музыканта очень сложна, потому что его включают во множество передач и он рискует надоесть.
На фото. H. ДЕМАРИН H. АРУТЮНЯН B. ЛЕГКОСТУПОВА
Например, в процессе подготовки к конкурсу я бы в репетиционный период c каждым кандидатом посидел полчаса в студии, потому что только там можно определить, кто и на что способен, если учитывать сегодняшний уровень эстрадных исполнителей. Может быть, даже стоит это сделать на следующем конкурсе. Это трудно, но было бы очень полезно для ловцов.
Многие, наверное, обратили внимание на, казалось бы, странный факт: солисты, которыe хорошо выступили в зале и были тепло встречаю, зрителями, на экране выглядели значительно хуже. Конечно, кое-какие претензии можно предъявить телевидению в смысле качества показа и звукопередачи, но главное-то в том, что радио- и видеозапись как 6ы «раздевают» артиста — ничего невозможно скрыть, нельзя незаметно сфальшивнть... A при живом контакте в зале зрители певцу многое прощают за его личное обаяние и в целом принимают выступление. Вот как раз в умении слышать себя, балансировать голос со звучанием оркестра чувствовать звукорежиссера и вообще держаться на сцене и заключается профессионализм певца.
На фото. Р. Фомин
Тем не менее, понятие профессионализма надо дифференцировать. Эстрадное пение привлекает музыкантов самого широкого диапазона, и грань между профeссиональными и непрофессиональными певцами достаточно иллюзорна. Из двадцати семи участников юрмальского конкурса только девять — вокалисты по образованию, десять — музыканты-инструменталисты, пятеро — студенты музыкальных учебных заведений (из них — двое c вокальных отделений) и трое — участники художественной самодеятельности. Но вот что интересно: лауреатами стали именно вокалисты, причем пополнившие свое образование еще каким-нибудь музыкальным классом — P. Фомин («Гран-при») и B. Легкоступова (2 премия) — классом скрипки, H. Арутюнян (1 премия) — фортепиано, A. Булуктаева (3 премия) — хорового дирижирования, a C. Медяник (3 премия) по окончании вокального отделения Краснодарского музыкального училища продолжает свое образование на таком же отделении в Ленинградской консерватории.
Любопытно и то, что песни, которые артисты привезли c собой из республик, оказались более выигрышными для исполнителей, чем предложенные музыкальной редакцией Центрального телевидения.
Сейчас, наверное, уже нет необходимости подробно останавливаться на разборе выступлений конкретных участников конкурса, поскольку o них было много публикаций в пpecce, конкурс был показан по телевидению, фирма «Мелодия» выпустила альбом «Лауреаты и дипломанты конкурса Кюрмала-86». Так что и y специалистов и y любителей эстрадного пения определенное представление сложилось. Важнее, кажется, теперь подумать о дальнейших судьбах молодых певцов и самого конкурса. Каждое новое дело всегда возникает по чьей-то инициативе, кто-то стоит y истоков. Почему, например, Всесоюзный конкурс эстрадной песни, официальными организаторами которого являются Центральное телевидение и ЦК ВЛКСМ, проводился именно в Латвии? Потому что композитор Раймонд Паулс около пятнадцати лет вынашивал идею такого творческого соревнования, встречи единомышленников (o чем говорил неоднократно в многочисленных интервью и выступлениях), где бы молодые певцы могли регулярно встречаться и показывать, что происходит y нас в разных направлениях популярной музыки, и главное, чтобы место встречи было точно определено. Наконец, адрес был назван: город Юрмала Латвийской ССР.
Совершенно очевидно, что певцы имеют различные мнения и пристрастия в области поп-музыки. Поэтому необходимо прийти к какому-то общему знаменателю в определении условий конкурсной прoграммы. Тем более что известное взаимопроникновение музыкальных стилей и течений в эстрадной музыке неизбежно.
Самый близкий пример тому — выступление Родриго Фомина, котоpый исполнил песню Д. Тухманова и C. Кирсанова «Грибной дождь», аранжированную Г. Розен6ергсом в стиле синтезированного рока и «Как в старинной песне» P. Паулса и Я. Петерса. Получив высшую награду, Фомин доказал, что важнее всего индивидуальное творческое воплощение песни. Популярная музыка такой же полноценный пласт музыкальной культуры, как и другие музыкальные жанры, и поэтому требует к себе такого же профессионального и серьезного отношения. Пора наконец выяснить, что же происходит в этом жанре в нашей стране. И в решении этой задачи может помочь юрмальский конкурс, который кроме поиска новых имен имеет своей целью выяснить, по каким направлениям развивается или стремится развиться современная эстрадная песня.
Забота с состоянии пoп-музыки сегодня и актуальна и необходима. Поэтому к следующему конкурсу надо готовиться не только молодым певцам, но и композиторам, аранжировщикам, поэтам, и создавать не пeсенные однодневки, которых было немало и на первом конкурсе, a что-то более значительное.
Вместе c тем в выборе песен необходимо предоставлять больше свободы самим исполнителям. Серьезным шагом можно считать решение оргкомитета ввести в положение o конкурсе пункт o награждении лучших аранжировщиков, первым из которых стал Г. Розенбергс, дирижер эстрадного оркестра Гостелерадио Латвии.
По мнению многих специалистов и журналистов, присутствовавших в Юрмале, было бы целесообразным введение в состав жюри конкурса представителей музыкальных изданий, сотрудников фирмы «Мелодия». Что касается прошедшего конкурса, то в списке его жюри, утвержденном Оргкомитетом, значились Д. Тухманов, А. Дeментьев, A. Пугачева, Л. Лещенко, B. Кикабидзе, которые, как известно, отсутствовали на конкурсе. Однако ни в пресс-центре, ни на открытии конкурса не была объявлена причина их отсутствия.
Молодым артистам подчас бывает трудно, не будучи полностью уверенным в своих силах, противостоять обстоятельствам, подчас субъективному мнению авторитетов, нередко слишком рациональному подходу к делу иных администраторов. И даже если они побеждают на конкурсной сцене, им не всегда удается удержаться на большой эстраде. Нередко усилия, направленныe на ненужную борьбу, подрывают их силы, которые могли бы найти лучшее применение в творчестве.
У нас в стране проводится конкурс имени П. И. Чайковского, международный фестиваль музыки, конкурсы балета. И вместе с тем наш певец терпит поражение на «Золотом Орфее», a следом — певица в Сопоте. Причины не только и не столько в них, потому что если оперного пeвца посылают на эстрадный конкурс, a джазовую певицу — на шлягерный фестиваль, то и особых претензий к ним быть не может. Так зачем же их ставить в нeравные условия по отношению к другим конкурсантам, если даже в одном жанре столько разногласий и противоречий?
Вопросы, вопросы... О репертуаре и профессиональной подготовке, o местных и зональных конкурсах и фестивалях популярной советской песни, наконец, o выходе на международную арену. Пора, наконец, находить ответы. Есть надежда, что конкурс в Юрмaле, став традиционным, поможет это сделать.
A. КУПРИЯНОВА
Журнал Советская эстрада и цирк. Декабрь 1986 г.
оставить комментарий