Дорогая цена острых ощущений - В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ
В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Дорогая цена острых ощущений

«Сенсация под куполом цирка!» «Она разбилась на глазах у трех тысяч зрителей». «Сестры Тантон заставили нас содрогаться от страха».

«У вас перехватит дыхание при виде трюков Мары». «С улыбкой на устах они работают без страха — страх охватывает зрителей»... Эти заголовки взяты наудачу из газет Франции, Бельгии, Австрии, Федеративной Республики Германии. Но точно такие же можно встретить в газетах США, Англии, Японии и других капиталистических стран. Так они пишут о цирке: во всех заметках, на всех фотоснимках — либо несчастный случай на манеже, либо рассказ об особо опасном номере. И притом непременный намек: мол, не сегодня-завтра этот номер может окончиться плохо. Так что спешите видеть!

В феврале 1972 года австрийская газета «Фольк-сштимме» опубликовала статью, где говорится: «Клоунские антре и дрессировка лошадей не находят у публики прежнего большого успеха... Только щекочущие нервы воздушные номера, канатоходцы и укротители хищников увлекают ее». Автору этой статьи вторит Жам Престо в парижском журнале «Фигаро литтерер»: «Опросы общественного мнения показали. что публика предпочитает укротителей и полетчиков. Она хочет только испытывать страх — чувствовать, что номер связан с риском для жизни. Мы возвращаемся к традиции, восходящей к кровавым зрелищам цирков Древнего Рима™.
Нужно ли удивляться таким вкусам зрителей? В мире, где жизнь человека предельно обесценена, определенного сорта печать изо дня в день взвинчивает нервы своих читателей, разжигает нездоровые инстинкты. Когда подробные описания убийств, насилий и катастроф воспринимаются как нечто привычное, будничное, тогда и зрелище человека, балансирующего на грани жизни и смерти, становится потребностью публики. Отвечая этой искусственно созданной потребности, изобретают трюки, связанные с огромным риском. Он бывает особенно велик, если подобные трюки демонстрируются не в программе цирка, а в садовых аттракционах или специально для рекламы.

Такая тенденция не нова. Еще в 1860 году на Орлеанской ярмарке во Франции воздушный гимнаст Огюст Наварр из цирка Франкони работал на трапеции, подвешенной к гондоле воздушного шара. Артист сорвался и погиб. С тех пор прошло больше ста лет. но такие рекламные номера исполняются и сегодня. В июне 1972 года в Люксембурге мисс Дейзи из цирка Эндерса повисла на стреле башенного крана на жгуте своих волос над Королевским бульваром. Сообщая об этом, газета «Цайтунг» добавляет: «Сперва директор хотел показать этот номер под вертолетом, но министерство транспорта не дало ему машины, не желая брать на себя ответственность за жизнь артистки».

Нет ничего удивительного в том, что выступления такого рода часто оканчиваются трагически. Канатоходец А. Ореола в городе Пертюи (Франция) натянул наклонный трос от платформы высотой в три метра до верхушки колокольни. Пройдя по нему вверх почти до конца, он упал с двадцатимстровой высоты и разбился насмерть.

А его товарищ по профессии Анри заявил, что проведет шесть месяцев на проволоке, натянутой в двадцати шести метрах над садом в Монтелимаре. Как сообщает печать, подготовка к этому предприятию уже идет полным ходом. Казалось бы, кому нужно такое бессмысленное зрелище, не представляющее ни художественного, ни спортивного интереса? Оказывается, оно нужно рекламным агентствам, антрепренерам, владельцам гостиниц, рестораторам и другим дельцам. Они уже подняли вокруг заявления Анри рекламную шумиху. Каково бы ни было мастерство канатоходца, но провести сто восемьдесят дней и ночей в таком мало комфортабельном положении — весьма рискованное дело.

В застекленном океанарии «Палое Вердес» (Калифорния) акробат в снаряжении аквалангиста кормил из рук акулу. Подсвеченный снизу прожекторами, он проделывал разнообразные трюки, ловко увертываясь от хищницы, гонявшейся за ним. Когда она наконец настигала пловца, он бросал ей в пасть, усаженную острыми зубами, большую макрель. Потом опасная игра начиналась снова. Так продолжалось до тех пор, пока однажды акула не растерзала пловца.

Чего только не проделывают ради рекламы! Итальянская газета «Паэзе сера» сообщает: «Бетти Фокс, звезда цирка и дочь акробата, каждое утро тренируется перед завтраком. Из окна ее номера в гостинице ^Атлантики в Нью-Йорке на восемнадцатом этаже выдвинута наружу круглая площадочка меньше метра в диаметре. Бетти Фокс выходит на эту площадочку и прыгает с нее вверх, разводя ноги в стороны и снова сжимая их при каждом прыжке. Никакой сетки, естественно, мат. Внизу — интенсивное движение по Бродвею и Шестой авеню. «Не беспокойтесь за меня, — говорит артистка, — мне это нравится, уличный шум кажется мне аплодисментами».

Рекламная шумиха соблазняет даже известных артистов эстрады, и они без должной подготовки берутся за исполнение рискованных цирковых номеров. Знакомая советским зрителям французская эстрадная певица Жюльет Греко, будучи уже известной артисткой, привлекла к себе всеобщее внимание, когда однажды в гала-концерте проехала на велосипеде по туго натянутой проволоке. Естественно, фотоснимки этого необычного выступления поместили все газеты, что способствовало еще большей популярности певицы. Подобных примеров много.

Разумеется, трюки, специально рассчитанные на журналистов, показывают только раз. Можно не сомневаться в том, что и Бетти Фокс прыгала на восемнадцатом этаже нью-йоркской гостиницы тоже не каждый день, а лишь ради фотокорреспондента. запечатлевшего ее трюк. Но и рядовые номера иных международных гастролеров, демонстрируемые на манежах из года в год, также создаются с расчетом пощекотать нервы зрителей острыми ощущениями.

Снайпер «Великий Гаучо» стрелял из лука с пятиметрового расстояния в бокал, который держала на голове его молодая жена. Стрелял с завязанными глазами. При попадании железной стрелы бокал со звоном разбивался вдребезги.



Номер эффектный, но он неизбежно должен был когда-нибудь закончиться трагедией: ведь артист — всего-навсего человек, а не автомат и какие меры безопасности могут быть приняты в подобных обстоятельствах? Так и случилось: стрелок попал в глаз своей жене. Она скончалась в больнице.

В парижском Зимнем цирке англичанин Рой Франсен, готовясь к Прыжку с двадцатичетырехметровой высоты в бассейн, поджигал на себе одежду. В это время дочь артиста подносила зажженный факел к бензину, разлитому по поверхности воды. Бассейн вспыхивал, и Франсен нырял о морс полыхающего огня. Как и следовало ожидать, дело кончилось тяжелыми ожогами. Не удивительно, кстати, что рискованное применение огня на манежах буржуазных цирков нередко вызывает пожары. Помнится, по этой причине 17 декабря 1961 года в цирке Нитерой в Бразилии возник пожар, вызвавший наибольшее число жертв из всех крупнейших пожаров в мире за последнее десятилетие — триста пятьдесят погибших.

Надо ли говорить, что в советском цирке подобные трюки и номера вообще не могли бы быть допущены к исполнению. Забота о человеке, о его здоровье — первейший и непреложный закон нашего государства. Об этом еще раз напомнили решения XXIV съезда КПСС, где подчеркнута и необходимость усилить контроль за соблюдением норм и правил охраны труда и техники безопасности.

Недаром Жорж Антарес, побывавший на гастролях в СССР с французским цирком, увлеченно говорил о советских зрителях: «Золотая публика! Они понимают трудности нашей работы. Поэтому им не нужно создавать дополнительных волнений за судьбу артиста, работающего без лонжи и сетки».

В самом деле, невозможно себе представить, чтобы у нас демонстрировались без лонжи или сетки такие номера, как полет с трапеции назад с завязанными глазами на расстоянии в два метра, с полуторным задним сальто-мортале и приходом в руки ловитора. А ведь именно таков был воздушный номер француженки Полины Паласи. В марте прошлого года в Лионе артистка упала с десятиметровой высоты и получила тяжелую травму. Или опаснейшие трюки на трапеции испанки Мары, исполняемые ею без всякой страховки; обрывы на шею с раскинутыми в стороны руками, на подколенки, на пятки. Выступая в Чикаго, артистка сорвалась с трапеции и два года пролежала в больнице.

Спору нет, такая работа требует безукоризненной техники, поистине великолепного мастерства. И артисты, приученные к опасному риску всем образом жизни безумного мира капитализма, считают делом профессиональной чести работу без страховки. Но, к сожалению, и они, как все люди, порой ошибаются, и это зачастую стоит им жизни. К тому же владельцы маленьких цирков, да и гастролеры, работающие в крупных цирковых предприятиях, естественно, стремятся к тому, чтобы принадлежащее им оборудование служило по-дольше, чтобы помощников нанимать поменьше, и это. конечно, увеличивает степень риска. В большом цирке Ранси только за два месяца прошлого года было четыре несчастных случая, не вызванных ошибками о выполнении номеров.

Жан Кантен, ловитор, пролежал полгода в больнице после того, как лопнула сетка, не выдержав его финального прыжка. У укротителя львов Зербини не было ассистентов, которые дежурили бы с наружной стороны клетки на случай беды. На представлении в Филадельфии (США) на артиста напал один из хищников, остальные львы готовы были броситься на него. Зербини упал. И он погиб бы, если бы отец и сестра артиста не выбежали на манеж. Пока униформист не пустил воду (в таких случаях секунды кажутся вечностью), при криках ужаса сотен зрителей женщина и старик багром и крейцером оттесняли зверей. Оба они тяжело пострадали от львиных когтей.

Однако и ассистенты не смогли бы помочь укротителю Гейнцу Нейману, упрямо шедшему на все больший и больший риск. Вместе с тигром Сандро, которого он держал на поаодке, Нейман прыгал в бассейн с восьмиметровой высоты. Но прыжок тигра стремительнее прыжка человека. Однажды на утреннике поводок излишне натянулся, ошейник сдавил тигру шею. Рычание, страшный удар лапой — и все это на лету. Израненный Нейман невероятным усилием воли закончил номер и за форгангом потерял сознание. На вечернем представлении место отца в клетке с хищниками занял сын, четырнадцатилетний Джонни, державший хлыст в единственной руке: вторую — год назад оторвал медведь-гризли.

Два года спустя Гейнц Неймон выступал в Манчестере (Англия). Он снова прыгал в воду с тигром на поводке, но уже с высоты пятнадцати метров, притом глубина бассейна— всего девяносто сантиметров. Непонятно, как выдержал такое приводнение Нейман, но тигр, тот же Сандро, не выдержал. Снова израненный укротитель опять оказался в больнице. И теперь уже Джонни повторяет отцовский трюк с тигрицей Принцессой, правда, для начала с высоты пяти метров...

Конечно, смелость — замечательное качество цирковых артистов. Глава маленького семейного цирка Роже Дюпен объяснял: «Нашего укротителя вчера ранил лев. Пришлось сегодня работать другому». Он говорил о тяжелой травме как о большом достижении и, подзывая своих сыновей-артистов, с гордостью показывал на шрамы, следы когтей — у кого на спине, у кого на плече и груди. Эта гордость в какой-то мере понятна: смелость заслуживает уважения. Но з сознании советского человека не укладывается жестокое требование буржуазного цирка — каждый день преднамеренно идти на огромный риск, быть на грани смерти, чтобы доставить зрителям сомнительную радость острых ощущений. Безмерно дорогой ценой — ценой здоровья и жизни человека — оплачиваются такие ощущения.

М. ТРИВАС

оставить комментарий

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования