Дрессировщик львов Борис Бирюков - В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ
В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Дрессировщик львов Борис Бирюков

Поют фанфары, гремит марш — ив ажурную клетку врываются золотистые львы. Следом на манеж стремительно выходит высокий, стройный человек, чтобы начать с хищниками игру. Да, игру, внешне — озорную, веселую, хотя порой властный тон и выстрелы арапника напоминают, что в клетке со львами все-таки не только их друг, но и повелитель.

Фрагменты аттракциона под руководством БОРИСА БИРЮКОВА.

Фрагменты аттракциона под руководством БОРИСА БИРЮКОВА. 

Газеты писали об аттракционе Бориса Бирюкова: «Номер-звезда», «Номер высшего класса», «Смелость и элегантность»... Сейчас мы тоже убеждаемся в справедливости такой оценки. Кроме дрессуры Борис выступает еще вместе с братом Стуаром — их номер называется «Музыкальные эксцентрики с медведями». А открывает программу «Полетом на ракете» дипломант Всесоюзного конкурса артистов цирка Мария Бирюкова. Такая вот семья...

Мы встретились с дрессировщиком сразу после представления...

— Борис Константинович, вы представитель большой цирковой династии, однако дрессировщиков в вашей семье вроде не было. Какие же пути привели вас к работе со львами!

— Действительно, династия у нас известная. Клоуны братья Танти-Феррони были популярны в цирке так же, как Дуровы, как Виталий Лазаренко. Мы с братом по линии матери представляем эту династию уже в шестом колене. А мой отец пришел в цирк в двадцатые годы с завода: с двумя друзьями подготовил номер «Гимнасты на турниках». Еще совсем ребенком я работал с ним как гимнаст, акробат... Потом мы все вместе — родители, Стуар и я — выступали как музыкальные эксцентрики. (Музыка в нашем доме почиталась всегда, гаммы мы с братом «пилили» с самого раннего детства, по пять-шесть часов ежедневно.) Но если раньше артисты — музыкальные эксцентрики играли чаще всего на колокольчиках да бубенчиках, то наша семья ввела в .номер различные оркестровые инструменты: трубы, скрипки, аккордеон, контрабас, гитару, саксофон, виброфон, балалайку, фанфары... Тридцать лет назад оказались мы в коллективе, которым руководила Ирина Николаевна Бугримова, и, выступая в «семейном» музыкальном номере, одновременно я стал помогать выдающейся дрессировщице... Но, чтобы заслужить право на собственный аттракцион, потребовалось более двадцати лет напряженнейшей работы, начиная с самой «черной» — чистки клеток.

— Наблюдая за вашими коллегами, выступающими в разных жанрах, — акробатами, эквилибристами, жонглерами и так далее, — я давно уже пришел к выводу, что цирк — это блестящая школа высокого профессионализма, который включает в себя не только высочайшее трудолюбие, но порой и самое настоящее мужество...

— В цирке, если человек перестает совершенствоваться, это, считай, начало его конца. Поэтому — бесконечный тренинг, репетиции, отработка новых трюков, совершенствование старых... Арена — не для слабых, Вы правильно сказали: школа добросовестности, мужества... Во время Великой Отечественной войны многие наши артисты становились солдатами. Они тоже завоевывали Победу, а потом, несмотря на ранения, на увечья, чаще всего стремились вернуться к любимой профессии. Разве не заслуживает восхищения, например, Лев Осинский, который, потеряв в бою руку, все-таки нашел в себе силы вновь стать эквилибристом — и каким блистательным! Я хорошо знал гимнаста Всеволода Зимина, который вернулся с войны без ноги и вновь выступал на турнике. Еще пример: силовой жонглер Валентин Дикуль. Его судьба просто поразительна. Будучи воздушным гимнастом, сорвался из-под купола, повредил позвоночник. В результате — ноги атрофированы, два года без движения. Но дух человека, его нравственные силы оказались выше этой страшной беды: сам придумал разные приспособления, с помощью которых, прикованный к кровати, стал бороться с недугом. День ото дня увеличивая физические нагрузки, тренировал организм. Его одержимость всех просто потрясла. В результате Дикуль не только встал с больничной койки, но и развил в себе богатырскую силу. Вы видели: легко жонглирует гирями весом в семьдесят пять килограммов, ловит на спину сорокакилограммовые шары. Делая стойку на мост, держит груз в восемь центнеров! Кстати, артист активно помогает и другим освободиться от недуга, который так блистательно одолел сам. Надо ли пояснять, что люди подобной воли, подобного мужества стали для меня нравственным примером, духовной поддержкой...

— Почему из всех хищников вы предпочли именно львов!

— Потому что лев — царь зверей. Красивый, могучий — в самой его природе есть и властность и гордость. Он не любит подчиняться, характер у него сложен и противоречив. В гневе лев страшен, доходит до бешенства, не знающего границ. Умен, сообразителен, быстро понимает, чего от него хотят, но повинуется неохотно. Дрессировать льва очень трудно, не то что, допустим, медведя (хотя и медведь, поверьте мне, «не сахар»), который свободно ходит на задних лапах и вообще старается копировать человека. На медведя можно надеть намордник, вывести за веревку на улицу. Лев намордника не признает, с ним по улице не погуляешь...

— Берберовы гуляли...

— Вы знаете, чем это закончилось... Я решительный противник всякой «рекламности», которая еще порой раздувается вокруг животных. Льва нужно не на поводке водить, а показывать на манеже, чтобы животное демонстрировало искусство, которому его обучил дрессировщик. Именно «искусство» — я не оговорился. Зритель должен воспринимать нас не как укротителя и укрощаемых, а как изящный, слаженный ансамбль исполнителей, партнеров. Продолжая разговор о достоинствах царя зверей, хочу подчеркнуть, что у льва настоящий мужской характер, В отличие от тигра лев никогда не побежит в страхе. Только высоты побаивается...

— Но у яас же ходит лев вверх по канатам, причем — выше клетки...

— На то я и дрессировщик. Кстати, на малой высоте научить льва передвигаться по канатам несложно, а вот чтобы он направился по наклонной вверх — для этого времени требуется втрое, вчетверо больше...

— На представлении видно, чему львов научили вы. А чему научили они вас!

— Вероятно, прежде всего — выдержке... Давным-давно понял, что срывать на них свое настроение права не имею. В нашей профессии срывы вообще стоят дорого: животное испугалось — и трюк, на который затрачен год, перечеркнут мгновенно. Начинай все с самого начала... Стараюсь это качество перенести и на отношения с людьми. Еще, пожалуй, мои подопечные учат меня доброте...

— Наверное, домашнее животное а семье необходимо прежде всего потому, что помогает воспитать »то качество доброты в ребенке!

— Уверен, что подросток, который в детстве ухаживал за собакой или кошкой, не способен на жестокость. В нашем доме всегда были четвероногие друзья, впрочем, с Пепиком, карликовым пуделем, вы уже познакомились... Помню, в детстве заболела у меня собачонка — так каждый день по четыре раза возил ее на велосипеде в ветлечебницу на процедуру. Еще в ту пору гонял голубей — и тоже приходилось их лечить. Пожалуй, каждому мальчишке полезно пройти через такие университеты...

— Сейчас, когда проблема экологии волнует человечество, хотелось бы знать, насколько она затрагивает вас с чисто профессиональной стороны! 

— Это для меня очень больной вопрос. Часто на телеэкране можно увидеть кадры кинохроники, рассказывающие о животном мире Африки. Вы обратили внимание, как там выглядят львы? Чаще всего — какие-то замученные, пораженные авитаминозом, с маленькой гривой... Разве можно сравнить с моими красавцами? Увы, лев в природе становится вымирающим животным. Мы своих воспитанников получаем из зоопарков. Однако хорошо бы оберегать хищников не только в зоопарках, но и в естественных условиях, создавать для них заповедники — подходящих мест у нас для этого более чем достаточно...

— Где же например!

— Да хотя бы здесь, на ленинградской земле...

— Львы в нашем климате! А зимой!

— Прекрасно переносят даже сибирские зимы; у меня есть животные, которые родились в Новосибирском зоопарке, на снегу. На снегу и выросли... Мороз по нраву и амурскому тигру и барсу. Ну, а леопарды и пантеры чуть понежнее...

— Скажите откровенно: бывает на манеже страшно!

— Бывает, но показывать страх я не должен: львы почувствуют это мгновенно, а слабого они не признают. Однажды, например, Дакар, который вообще-то добряк, вдруг проявил характер: бросился, да так, что я чудом не попал в его когти. После еще неделю бросался, пока не остыл... Другой случай, с ним же. В моем номере, вы знаете, есть момент, когда я ложусь, а лев через меня прыгает. Так вот как-то, перепрыгивая, он вцепился лапами мне в лицо. И спокойно пошел на место... Доводя номер до финала, я держал у лица ватный тампон.

— Почему не прекратили представление)

— Потому, что это бы означало поражение. А звери, повторяю, поражений и ошибок не прощают. Однажды мне с ассистентами пришлось даже отбиваться от всей шестерки хищников — и опять-таки довел номер до конца. Потому что, не поставь я тогда «бунтарей» на место, на следующий день они бы меня ни за что не впустили в клетку.

— Кстати, ведь именно Дакара вы носите по манежу на спине. Интересно, сколько он весит!

— Около двухсот пятидесяти киллограммов.

— Ого!

— Привыкал к весу постепенно: он же у меня на спине, по сути, вырос... Конечно, занятие трудное, но зато полезное — живот не растет... Впрочем, Дакар среди моих воспитанников отнюдь не самый крупный: больше всех, мощнее всех Руслан. Сильный, умный и очень злобный: лапы огромные, бьет страшно. Единственный из шестерки, кого я за десять лет не смог ни разу погладить. Однако на трюки идет охотно. Да, охотно, но как бы при этом напоминает: «Со мной не балуйся. Я себе цену знаю...»

— Понимаете их язык!

— Конечно (смеется), говорю на чистом львином языке. Слышите, рычат? Это они подбадривают друг друга перед работой. У львов очень сильная диафрагма — оттого и рык такой: любой хищник позавидует...

— Наверное, у вас дома есть львиные шкуры! Одобряете эту охотничью традицию!

— Нет, память о бывших питомцах храню только в фотографиях. Что же касается охоты, то это занятие совсем не по мне: не могу убивать...

— Какой же тогда вид отдыха предпочитаете!

— С молотком, рубанком и прочим инструментом. Обожаю что-нибудь мастерить, ремонтировать, но только не валяться на пляже...

— А каким еще музам, кроме цирка, поклоняетесь!

— Многим: люблю музыку, драматический театр, балет... Счастлив, когда оказываюсь в вашем Ленинграде — столько здесь дивных впечатлений и для ума и для сердца!

— Ваши воспитанники опять подают голос...

— Зовут на репетицию.

— В столь позднее время! После спектакля!

— Что делать: лев как истинный хищник бодрствует ночью, именно в эти часы приходится проводить репетиции. Если готовим новую программу, то, случается, — до самого утра. Такая работа...

 

Беседу вел ЛЕВ СИДОРОВСКИЙ

оставить комментарий

 

 

 

НОВОЕ НА ФОРУМЕ


 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Рейтинг.ru