Две новеллы
ПРЕДПОСЛЕДНИЙ ИЗ ТАБОРА
Я тоже был начальником искусств. Причем, всея Абхазии: от реки Псоу до реки Ингури, от прибрежного морского песочка до ледников Клухорского перевала. Мне подчинялось искусство восьми тысяч семисот квадратных километров. Однако пользовался я своей властью, как мне кажется, умеренно. Разное случалось со мной. А также и с искусством. Одно могу сказать совершенно определенно: тем не менее оно не погибло!..
Сия скромная преамбула потребовалась здесь только для того, чтобы объяснить, почему заявился именно ко мне цыганский певец Афанасий Степной (это произошло до войны). Был с виду цыган настоящий: сухощавый, чернявый, с усиками и бакенбардами. В руках он держал неподдельную цыганскую гитару, достаточно обшарпанную и грязную.
— Чувал, — проговорил он, улыбаясь, — наше тебе цыганское «здравствуй»!
И пыхнул в мою сторону папиросным дымом. Его простота и непринужденность заинтриговали меня.
— Чувал — это значит мешок? — спросил я.
Афанасий Степной обиделся:
— Как это можно?! Чувал, по-нашему, по-степному, — друг, дорогой человек!
— Ладно, — сказал я, — чем могу служить? Вы, надеюсь, последний из табора?
Цыган глянул на меня пытливо и не без ехидства ответил:
— Нет, не последний, а предпоследний... А прошу у тебя, дорогой чувал, разрешения. Да! Напиши на этой бумаге резолюцию: «Выступать в клубе кожевников разрешается». Вот здесь напиши. В уголочке...
— Для вашего выступления моей резолюции не требуется, — пояснил я. — Это дело эстрады.
—Я знаю. Но твоя эстрада не разрешает.
Афанасий Степной вдруг показался мне безумно знакомым... Постой, где я его видел? Эти глаза... Этот нос крючочком. Такой стройный, молодой человек... Где же это было?
— Где я мог вас видеть? — спросил я.
— Меня?! — Афанасий Степной очень, очень удивился. — Меня полмира знает. Мало ли — где!
Он взял на гитаре аккорд и пропел:
— «Нынче здесь, а завтра — там!»... Начальник, такая наша цыганская житуха... «Прощай, мой табор, пою в последн-и-и-й ра-а-з!»
— А все-таки — где? — продолжал я. — Где?
И вспомнил! Зрительная память меня не подвела и на этот раз: я видел этого цыгана в роли кавказского танцора в городе Грязевцы (это под Вологдой). Да, именно там!
— Грязевцы? — чуть не обомлел Степной. — Что ты там делал?
— А сами-то вы — что?
— Я? Я — ничего...
Помню, как сейчас: «кавказский танец» этого Афанасия состоял из трех сальто, двух кувырканий на полу, ходьбы на руках и — в заключение — глотании картонного кинжала. Там, в Грязевцах, этот Афанасий назывался «абхазским джигитом Асланбеем Бам-6а».
— Верно? — не без злорадства сказал я. — Асланбей Бамба! Абхазский джигит!.. А на самом деле — обыкновенный халтурщик. Как ваша настоящая фамилия?
Честно говоря, меня взорвало. Я был очень зол. Цыган скис. Он присел на краешек стула и как бы поразмышлял с самим собой. Причем на чистейшем абхазском языке:
— Один абхазец приехал в Грязевцы... Ну, это куда бы ни шло... А что надо было другому абхазцу в Грязевцах? Чтобы уличить первого? Но в чем? — И он уставился на меня наглым взглядом.
— Дорогой мой, — сказал я, — другой приехал туда, чтобы полюбоваться на своего земляка. Ему было очень стыдно.
— Может быть, это борьба с халтурой? Специально ездил?
— Возможно.
Степной, он же Бамба, круто повернулся и пошел к двери. Но прежде чем перешагнуть через порог, громко пропел:
— «Прощай, мой табор, пою в последн-и-и-й ра-а-аз!»
Он хитровато посмотрел на меня. Этак через плечо. И я понял, что поет он совсем не в последний раз.
РЕПЛИКА БИЛЕТЕРА
Кто в прежние времена не знал певца Д.? Голос его гремел на подмостках императорских театров. Перед первой войной. Отлично звучал и после войны. И не совсем, далеко не совсем еще угас перед второй... Таков был этот феномен от вокала. Правда, поговаривали, что «Д. уже не тот». Впрочем, мало ли что болтают! Говорят, и нарзан не тот. Но мы-то с вами хорошо знаем, что именно тот нарзан!
Короче говоря, певец самолично приехал в Сухуми словно бы для того, чтобы сокрушить маловеров и умножить лагерь своих почитателей. Он выступил в Летнем театре. При переполненном зале. Зал — это восемьсот стульев, размещенных рядами в чаще кипарисов и ливанских кедров. Почти древнегреческий одеон. Вечер выдался приятный, то есть нежаркий. Как и положено быть ему в сентябре.
Вот осветилась сцена. Пошел занавес. Зал насторожился. К старому роялю «Бекштейн» подбежал высокий человек с традиционной филармонической плешью. Он объявил сегодняшнюю программу. Назвал фамилию аккомпаниатора и застыл, держась за крышку инструмента. Наконец на сцену вышел он сам. Седовласый. Бровастый. Немножко чем-то недовольный. Те, которые знали его по Петербургу и другим городам, бешено зааплодировали. А те, кто немного поотстал в этом деле, доверились знатокам. Одним словом, певцу выдали положенный аванс...
Для начала — чтобы распеться — была исполнена какая-то грустная, тягучая, почти безысходная песня. Ничего, аплодировали. Кто-то сказал за моей спиной:
— Это он пел еще в Санкт-Петербурге. Так же великолепно, как сейчас,
И зычно кинул в зал: «Бра-а-во-о!»
Потом певец спел «Клевету» из «Се-вильского цирюльника» и еще две-три вещи, как говорится, с переменным успехом. И вот настал черед... — совершенно верно, вы догадались... — черед «Куплетов Мефистофеля». Это для того, чтобы сразить, зрителей одним ударом. Итак, «На земле-е-е весь род людской, Чтит один кумир свяще-е-ен-ный!»
— Конечно же, это его голос, — услышал я за своей спиной.
Но вдруг случилась беда: после «священного кумира», ну тут же, голос сел. Что делать? Певец со всего размаху ударил себя по кадыку ребром ладони, точно дощечкой. Еще удар!.. Легкое покашливание и — еще раз удар! Но, как говорят автомобилисты, — «тыр, пыр, и все на месте». Его голосовые связки превратились в стадо упрямых ослов: колоти их целый час — ничего путного не получится...
— Закройте дверь! — приказал певец кому-то за кулисами. — Дует же!
Но закрывать было нечего — дверей же не бывает на открытой эстраде! На этом первое отделение, слава богу, окончилось. Благовоспитанная сухумская публика не свистела, не шикала. Людские потоки безмолвно, как на похоронах, потекли к выходу.
— Мда, — неопределенно высказался один из смущенных петербуржцев.
— Во всем виновата сырость, — заявила дебелая дама, жена местного скрипача.
— Нет, — возразил слышавший все это старший билетный контролер. — Просто, мадам, надо вовремя уходить со сцены!
Мадам, кажется, не расслышала этих слов старого билетера. Зато хорошо расслышал я. И в знак одобрения кивнул билетеру.
ГЕОРГИЯ ГУЛИА
Журнал Советский цирк. Июль 1967 г.
оставить комментарий