Эквилибристы Сергей Мишин и Лариса Павлова
Рассуждая о цирке 20-х годов писатель Юрий Олеша замечает: «Персонаж, созданный Чаплиным, становится одним из главных персонажей нового цирка». В поисках современного гуманистического юмора цирковые и эстрадные артисты того времени часто обращались к чаплиновской маске и производным от нее вариантам маленького человека большого города.
Сам по себе ход — неумелый неудачник на самом деле оказывается ловким и смелым — достаточно традиционен для эксцентрики. Им, например, в 30-е годы остроумно воспользовались Р. и А. Славские, создав оригинальную сюжетную оценку, своеобразный скетч, в котором неуклюжий увалень ухаживал за изящной физкультурницей, а она, коварная, предлагала ему испытать себя на проволоке, где он и (демонстрировал самые невероятные трюки.
Став режиссером, автором ряда специальных книг, Р. Славский создал миниатюру «Влюбленный помощник» для Сергея Мишина и его партнерши Ларисы Павловой, принесшей исполнителю звание лауреата Всесоюзного конкурса артистов эстрады. Номер на современном этапе, в новом качестве претворяет тенденции развития эстрадного искусства.
Он поставлен в жанре эквилибра на слабо натянутой проволоке. Этот жанр не часто встречается сейчас на эстраде, почти полностью перейдя в арсенал цирка, как многие номера, требующие крепления громоздких установок, сложного при постоянной смене разных концертных площадок.
И все-таки Сергей Иншин пристрастен именно к этому жанру, красота которого запомнилась ему еще с выступлений отца, артиста Курской филармонии, который жонглировал на проволоке, смело устанавливая мачты для нее на любых сценах, просто на улице, между домами или столбами. В ранней юности Иншин участвовал в номере отца, однако в семье было решено, что он станет юристом. И все-таки стремление к эстраде оказалось сильнее, Сергей поступает во Всероссийскую творческую мастерскую эстрадного искусства.
Здесь под руководством Р. Славского он отрабатывает придуманные новые сложные трюки на проволоке. За успехи в оригинальном жанре в 1974 году Министерством культуры СССР Иншину была вручена грамота. Сейчас, когда номер исполняется легко и непринужденно, зрители и не задумываются, сколькими синяками далось это веселое шествие по проволоке сверху вниз, от самой вершины мачты, когда воображаемые героем ступеньки, кажется, материализовались и служат надежной опорой. А сколько труда вложено в достижение одинаковой свободы балансирования, когда проволока под артистом постоянно меняет уровень провисания?!
Трюки в номере самоцельно не подчеркиваются, а становятся естественным условием существования персонажей. К этому также вели кропотливые занятия с педагогами. С. Макаров не «натаскивал» на трюки, а воспитывал в Иншине интересного, яркого актера. Природную вдумчивость, наблюдательность, юмор ученика он направил в русло изучения творчества мировых мастеров эксцентрической комедии, освоения законов мастерства в длительной этюдной работе.
В одной из сценок, созданных Иншиным во ВТМЭИ, — «Неудачник-эквилибрист на проволоке» — уже был сделан подход к образу «Влюбленного помощника». Чаплиновские черты лишь слегка проглядывают в «помощнике»: мешковатый черный костюм, огромные ботинки. Главное же — он завоевывает сердце своей возлюбленной и симпатии публики не столько тем, что сказочно преуспевает в трюках, сколько своей безусловной доброжелательностью и преданностью.
Вот смешной ассистент суетливо готовится, охорашивается перед выходом «примы-актрисы». Он ликует от каждой ее улыбки, настолько завороженно наблюдает, как она мило показывает фокусы, что оказывается в отчаянном положении, забывая, какой следующий реквизит надо подать.
Для нее он старается быть красивым и, улучив мгновение, нацепляет «волшебным» образом возникающие шляпы. А она, ?оть заметно симпатизирует герою, строга и требовательна. Он воспаряет в своих фантазиях, не замечая, что уже высоко вознесся на натянувшейся проволоке. Право же, такого герой не ожидал даже от своей сказочной дамы, причастной к таинственному миру иллюзий и чудес! С этой минуты тонкий трос становится местом проверки чувств и человеческих качеств, аллегорией возвышенного и опасного, зыбкого и ответственного пути к достижению заветного.
К счастью, возлюбленная приходит на помощь, вручив «помощнику» большой черный зонт, пародию на легендарные зонты канатоходцев. Поддержка любимого человека окрыляет. И вот уже влюбленный не прочь повеселить зрителей шуткой-трюком со сложенным зонтом. Он застенчив и лукав, комически галантен в обязательном приветствии даме из проволочного поднебесья, он уморительно юлит по узкой, шаткой тропинке, ища любимую глазами.
Биение страсти нарастает вместе с увеличением амплитуды раскачивающейся проволоки. Проволока же создает трепетный образ бесконечного бега к мечте, когда на зов возлюбленной герой бросается вверх по наклону, но томительно скользит и не может достичь цели.
Каждому эпизоду соответствует своя музыкальная характеристика.
В семиминутную сценку укладывается рассказ о судьбе человека, сюжет по крайней мере для короткометражного фильма, находит новое образное выражение вечная тема любви. Потому-то зрители так радуются вместе с героем счастливому финалу, когда влюбленный одаривает свою героиню бесчисленными букетами цветов.
Этому номеру сопереживали зрители Москвы и БАМа, Швеции, Португалии, Кореи.
Сейчас с режиссером Н. Павловским Сергей Иншин готовит новый номер. С нетерпением ждать его появления на эстраде заставляет не только уверенность в том, что это будет мастерский синтез пантомимы, акробатики, жонглирования, иллюзии. Ждешь нового рассказа Иншина о жизни, ее перипетиях, характерах людей.
Гарантия тому, что артист может поделиться чем-то интересным, волнующим, — его умение анализировать явления жизни и искусства, добрый нрав, постоянный поиск и трудолюбие.
Метод его творчества сродни чаплиновскому, «исключением из накопленного» родился «Влюбленный помощник», когда из тридцатиминутного действа, наработанного за несколько лет, было выбрано самое важное, точное, актуальное. Чарльз Спенсер Чаплин говорил: «Откуда берутся идеи? Только из упорных поисков, граничащих с безумием. Для этого человек должен обладать способностью мучится и не утрачивать увлеченности в течение длительных периодов. Может быть, для некоторых людей это легче, чем для других, хотя я сильно в этом сомневаюсь».
НИНА ТИХОНОВА
оставить комментарий