Эстрада на улице
Коренные ленинградские старожилы, может быть, помнят, как ходили по дворам старого Петербурга музыканты, певцы, акробаты, шарманщики, человек-оркестр.
Сопровождаемые стайкой мальчишек, няньками с младенцами на руках, бродили они по дворам, на воротах которых не было соответственных запретительных надписей. Дрессированные медведи и их владельцы, показывающие нехитрые фокусы, давно выдворенные за пределы городских застав, продолжали выступать на окраинах вплоть до первой мировой войны:
«За заставой воет шарманка,
Водят мишку, пляшет цыганка,
На заплеванной мостовой...»
(А. АХМАТОВА. «Петербург в 1913 году»)
Во время войны металлические разменные монеты заменили марками и бонами. Это заметно подорвало существование уличной эстрады. Прежде пятак или гривенник, брошенный во двор из окна, падал к ногам выступавшего. Марки же планировали по воздуху, улетали на улицу. Многие перестали бросать деньги «на ветер» в буквальном смысле слова.
До последнего держались шарманщики: доход им давала еще и продажа «счастья» — конвертиков с вложенными в них предсказаниями судьбы. Конвертики из длинного ящика вытаскивала обезьянка, попугай или белая мышь. В середине 1918 года неуверенность в завтрашнем дне подогрела потребность заглянуть в будущее. И тогда появилось множество гадалок, предсказателей. Конверты с предсказаниями расходились бойко.
Изгнал шарманщиков из города продовольственный кризис. Рабочего пайка им не давали — относили к «буржуям», которым порцию хлеба нередко заменяли сушеными овощами. «Невмоготу стало, — жаловался один из петербургских шарманщиков газетному репортеру, — какие же мы буржуи? Попробуй-ка целый день тяжелый инструмент на плече потаскать!..»
На смену уличным эстрадникам стали появляться солисты, хоры и даже маленькие оркестры, составленные из оказавшихся за бортом жизни представителей бывших имущих классов и безработных интеллигентов. Выступая во дворах, они поражали слушателей хорошим тоном своих инструментов и почти профессиональным исполнением популярных произведений, романсов. Многие из этих артистов окончили консерваторию, остальные учились музыке дома. В одиночку приходили только мужчины. Один из них, обладатель превосходного баритона, очаровывал слушательниц романсами «Вернись ко мне» и «Отцвели уж давно хризантемы в саду». Женщины выступали только в составе хоров или в сопровождении оркестрика. Одна из таких одаренных певиц исполняла романс «Умирали розы, умирало счастье».
Слушатели весьма сочувственно относились к исполнителям, щедро оделяя их деньгами и продуктами. Приглашали снова прийти и попеть за приличное вознаграждение.
В местах большого скопления народа (рынки, толкучки) выступали музыканты из числа военнопленных австрийцев, ожидавших в Петрограде отправки на родину. Но еще чаще играли они в трактирах и чайных, где, обходя столики, собирали обильную дань.
Но были и такие, кто пел не ради хлеба насущного, ради собственного утешения и удовольствия. На Аларчином мосту стоял военнопленный австриец с живым гусем в руках и прекрасным тенором пел арию из «Лоэнгрина». Из его отрывочных объяснений следовало, что он был когда-то оперным певцом и, распевая с гусем в руках, чувствует себя Лоэнгрином с лебедем...
А на углу Невского и Лиговки обращал на себя внимание чистильщик сапог, певший цыганские романсы. Это был цыган Федя Колосов, бывший солист хора Шишкина. Оставшись без работы, он занялся чисткой сапог.
Без работы оказались вскоре многие артисты-эстрадники. Пооткрывавшиеся после Февральской революции бесчисленные кинематографы и театрики миниатюр стали к середине 1918 года стремительно закрываться. Только за лето 1918 года закрылось около ста подобных предприятий. На улице оказалось значительное количество эстрадных исполнителей, в основном весьма посредственной квалификации: многие из них шли на эстраду исключительно ради легкого заработка.
Устроиться на работу в оставшиеся театры миниатюр или кинематографы даже наиболее одаренным актерам не было никакой возможности. В «Современнике» («Павильон де Пари») гастролировали Корчагина-Александровская и Горин-Го- ряинов. Даже в маленьком кинотеатрике «Soleil» под «Пассажем» подрабатывали на жизнь такие знаменитости, как Давыдов, Лерский, Морфесси, Хенкин и балерина Ваганова, за год до того покинувшая государственную сцену. Поэтому часть оставшихся без работы эстрадников уехала на Украину. Остальные пополнили ряды дворовой эстрады.
В дополнение к вокалистам, хористам и музыкантам на улицах появились и поэты-импровизаторы.
Один из них разместился на солнечной стороне Невского, у подножия конной группы Аничкова моста, и сразу привлек к себе внимание публики и газет. «Ничего не поделаешь, — меланхолически отмечала одна из них, — с голодухи забренчишь на лире и перед толпой». Между тем люди внимательно изучали объявление, установленное рядом со складным стулом, на котором восседал поэт — человек лет шестидесяти. Объявление гласило: «Сеанс импровизирования, письменного и моментального (в 5—10 минут) исполнения предлагаемых тем поэзии и сатиры. Вознаграждение по усмотрению заказчика и достоинства разработки темы. От неприемлемой темы вправе отказаться. Прием заказов от газет и журналов на злободневные эпиграммы и юмористику. Разрешено комиссаром по делам печати 18 мая 1918 года за № 532».
Около поэта постоянно толпились люди, останавливались прохожие. Иногда заказывали темы. Но в основном заработком пожилого поэта было составление эстрадных программ для артистов, еще существовавших кабаре и куплетов для малограмотных куплетистов, живших чужим умом. Часто наведывались репортеры. Свое имя поэт тщательно скрывал, мистифицируя наиболее надоедливых. Поэтому и появились разноречивые сведения о нем в различных газетах. Относились к импровизатору газеты по-разному. Некоторые, не отказывая ему в таланте, сожалели, что талант он отдал на потеху «толпы холодной». Другие ограничивались иронической констатацией факта появления «бродячей Клио». Поэт Милий Стремин посвятил своему уличному коллеге восторженную статью «Продавец Солнца». «Вы помните эту чудесную сказку о продавце Солнца, который стоит на мосту и ловит солнечные лучи, чтобы щедро наделить ими желающих? — писал М. Стремин. — С утра до вечера стоит он на мосту и импровизирует свои стихи для проходящих... Продавец Солнца стар и, значит, мудр. Мудрость свою он щедро раздает каждому. Огонь своей души он переливает в души тысяч людей. И кто знает — не зажжет ли он этим огнем созвучные души, которые, раз загоревшись, вспыхнут и понесут это пламя к другим...».
С началом НЭПа вернулись в город шарманщики, музыканты. Дрессированных медведей в центре города видно не было. Но в 1925 году, далеко за Московскими воротами, автор этих строк смотрел выступление дрессированного медведя с проводником-цыганом. По словам местных жителей, бывал медведь у них довольно часто.
Основными представителями городской уличной эстрады стали безработные артисты. Население Петрограда к началу 1921 года уменьшилось в несколько раз, а количество артистов увеличилось. У РАБИС на учете оказалось больше половины членов союза, не занятых работой. Они тоже оказались во дворах.
«Артисты, навещавшие наш двор, не были выдающимися, — вспоминал писатель Аркадий Минчковский. — Но все же это были артисты... Отчаявшись найти приложение своему искусству, они ходили по дворам. Ленинградские дворы-колодцы были их летними площадками... Приходил певец, рослый, с испитым лицом. Всякий раз он пел одну и ту же песню:
«Мне все равно — страдать иль наслаждаться,
К страданьям я привык давно.
буду плакать и смеяться.
Мне все равно... Мне все равно...»
Было грустно и похоже на правду...
Окончив свое выступление, певец кланялся стенам дома и уходил».
Прошло время. Ликвидировалась безработица. Исчезли дворовые артисты. И может быть, упомянутый в воспоминаниях Аркадия Минчковского певец был последним менестрелем Ленинграда.
Герман ИВАНОВ
оставить комментарий