Георгий Отс: «Путь к репертуару»
Я часто слышу, что непохожесть должна начинаться с репертуара. Особого, неповторимого, передающего индивидуальность. Многие певцы по наивности полагают, что нужно петь песни, которые никто не поет.
Гонятся за новинками. На мой взгляд, это неверно. Страшно не то, что в репертуаре певцов встречаются одна-две одинаковые песни. «Осенние листья» поют и Монтан и Греко. Это и одинаковые и совсем разные песни. Печально, что многие наши певцы с совершенно разными вокальными данными напоминают друг друга. Вероятно, на эстраде нужно стремиться не только как можно быстрее спеть новинку, но находить свои песни. Позволю себе сослаться на личный опыт. По себе знаю, что, начиная работать над песней, над репертуаром, привносишь в это весь свой жизненный опыт. Если, конечно, тема песни выбрана вами из тех, которые интересуют вас лично — скорее и легче создать песню, вытканную, что ли, из ваших мыслей, ваших нервов, вашей индивидуальности. Если же тема песни далека от вас, но вы хотите, чтобы она была интересна другому, — вы будете строить ее, опираясь на свой опыт, сравнивая его с общечеловеческим.
Как же создается репертуар? Если в театре он заранее и тщательно планируется, обсуждается, над ним трудится группа людей, заинтересованных в общем деле, то певец большей частью действует на собственный страх и риск. Сам ищет или отбирает предлагаемые ему песни, сам и режиссирует. Представьте себе вид артиста, загримировавшегося без зеркала. Право же, порой саморежиссирующий певец появляется перед слушателями не в лучшем виде.
О необходимости режиссера говорить не приходится. Но в большинстве случаев режиссер — мечта певцов, его вообще эстраде не хватает. Об этом так часто говорят, что иногда кажется, будто вот-вот объявят массовый призыв режиссеров. И вторая наша печаль — сами песни. Пишут их много. Но большинство из них напоминает письмо Ваньки Жукова: адресат неизвестен. Мало кто из композиторов пишет для определенного исполнителя.
Не знаю, замечали ли вы, что продолжительность жизни песни очень сократилась. И не потому, что мало хороших произведений. Беда, думается, в другом — в том, что нередко они попадают не к тому певцу. А ведь именно от него во многом зависит, будет ли долговечна песня или уйдет незамеченной однодневкой. Содружество композитор — певец — режиссер — о нем пока можно только мечтать.
В последнее время авторитет советской песни на мировой арене стал не тот. Наверное, сейчас очень мало произведений, популярность которых могла бы состязаться с «Катюшей», «Темной ночью», «Подмосковными вечерами», — ведь эти песни звучали чуть ли не на всех языках мира. Сейчас успех сопутствует песням, несущим в себе драматизм, конфликт. Многие из них трудны для восприятия и для исполнения, они не сразу запоминаются, может быть, их не запоют на улицах, но именно такие песни одерживают победу на международных фестивалях. Нехватка их очень ощутима.
Хочется закончить эти заметки следующими далеко не новыми, но, к сожалению, не «заржавевшими» мыслями.
Мы все болеем за советскую песню, мечтаем о том, чтобы было больше певцов хороших и разных. Ведь не оскудела голосами, талантами страна наша! И разве не горды мы тем, что на конкурсе «Мадам Батерфляй» первые премии завоевали советские вокалистки. А на эстраде все еще ведутся споры: с голосом должен быть певец или без голоса? Мне кажется странным сам предмет спора. Ясно ведь, что надо иметь и голос, и талант, и вкус, и голову на плечах. Надо к тому же обладать особой эстрадной манерой и умением общаться с залом. Хорошо бы уже от слов перейти к делу и начать готовить певцов для эстрады, именно для эстрады. Потому что сейчас ни консерватории, ни музыкальные училища этим не озабочены. А концертные организации должны быть и внимательнее и взыскательнее к молодым, чтобы не множились ряды безликих.
ГЕОРГ ОТС, народный артист СССР
Журнал Советский цирк. Июль 1967 г.
оставить комментарий