Герой фильма клоун Йойо
Виртуозом комедийных трюков и ситуаций» называют Пьера Этекса.
Пьер Этекс в гриме клоуна
В кино у него «три лица» — он сценарист, режиссер, актер. Его первый полнометражный фильм «Воздыхатель» получил в 1963 году во Франции премию Луи Деллюка. За эту работу на III Московском Международном кинофестивале Этексу был присужден почетный диплом. Вторую его картину «Йойо» мы увидели этим летом. Она шла вне конкурса на IV Московском кинофестивале. Пьер Этекс снова предстал перед нами как сценарист, постановщик и исполнитель двух главных ролей. Эти роли и вся картина проникнуты трогательной любовью к цирковому искусству. Ничего удивительного. Цирк, так сказать, «в крови» у Этекса. Еще в школе, — когда ученикам задали сочинение на тему «Какую профессию вы намерены избрать?» — он написал: «Я стану клоуном, чтобы развлекаться самому и развлекать других». О том, как осуществилась его мечта, Этекс рассказал мне во время своего пребывания в Москве:
— Начинал я в провинции, в городе Роанн на Луаре. Там учился живописи, музыке. Играю на скрипке, рояле, на других музыкальных инструментах (что мне очень пригодилось на эстраде). Сперва моим «боевым конем» было изобразительное искусство. Я писал фрески, делал витражи, работал художником-декоратором. Когда перебрался из провинции в Париж, стал графиком-иллюстратором книг издательства Ашетт. Но меня это не удовлетворяло. С пяти лет я мечтал стать клоуном. И стал им! Выступал вместе с известным клоуном Нино. Я носил традиционный, но весьма стилизованный костюм Августа. Потом перешел на смокинг. Разыгрывал мимические сценки. Постепенно у моего клоуна выработался свой характер... Потом Жак Тати, снимавший кинокомедию «Мой дядя», предложил быть его ассистентом, придумывать для него смешные трюки. Так я пришел в кино... Меня восхитили неисчерпаемые возможности экрана. Мы сдружились с романистом Ж.-К. Каррьером (чью книгу я в свое время иллюстрировал), творчески «нашли» друг друга, стали вместе искать трюки для будущих кинокомедий.
...Смотрим «Йойо». Первая треть ленты необычна. Действие происходит в 1925 году и идет без слов: в ту пору кино было еще немым. П. Этекс показывает пародию на «счастливую» жизнь миллиардера, изнывающего от безделья и скуки в роскошном дворце. Единственное его развлечение — «йойо» — мячик, пляшущий на резинке. Миллиардер пешком не ходит. Даже собачку он «прогуливает», сидя в «Испано-Сюизе»: по огромному двору медленно кружит автомобиль, а рядом бежит песик, которого хозяин держит на поводке. Миллиардер не может забыть свою прежнюю возлюбленную, цирковую наездницу (ее играет Люс Клейн). Она не согласилась разделить с ним «роскошную» жизнь. Но дворец поразил воображение маленького клоуна Йойо — сына миллиардера и наездницы (ребенком его играет Филипп Дионне, взрослым — П. Этекс). Настает 1929 год. Фильм получает голос (изобретено звуковое кино). В это время происходит экономический кризис. Миллиардер разорен, покидает дворец. Вместе с наездницей и маленьким Йойо кочует он по городам, давая на площадях цирковые представления.
Йойо вырастает, становится знаменитым клоуном, богатеет. Он не оставил свою мечту реставрировать дворец отца, где все, как ему кажется, связано со счастьем... Клоун добивается своего. На торжественный вечер по случаю восстановления дворца Йойо пригласил гостей. Нарочитая чопорность, честолюбие, грубый эгоизм этих чужих людей подчеркивают одиночество Йойо... А его родители, проезжающие мимо с передвижным цирком, просто отказываются войти в дом. Они предпочитают бродячую жизнь цирковых артистов. Фильм кончается тем, что Йойо на спине циркового слона тоже покидает дворец... Сатирой проникнуты первые части и финал фильма — званый вечер. Лирика, поэтичность, налет грусти приходят на смену сатире. Но в картине всюду превалирует чувство любви к цирку, уважения к трудной и увлекательной профессии его артистов. Более двух лет исподволь Этекс готовил трюки для своей ленты. Они полны выдумки, новизны.
— Комедийное в кино — всегда наиболее трудно, оно требует точности, отработки, — рассказывает Пьер Этекс. — Каждый кадр должен быть выверен, как отдельный цирковой трюк. Нигде нельзя полагаться на случай, ничего нельзя импровизировать.
Мой клоунский опыт подсказывает мне, что комедийные средства и приемы воздействия на зрителя вечны и по сути дела одни и те же. Задача в том, что, используя их, нужно уметь говорить людям новые вещи. Правило создания смешного в том, чтобы найденное оказалось подлинно новым, еще «неизданным». Возьмем, к примеру, традиционный прием — двух-трехкратный повтор, обычно вызывающий смех. И он тоже, как правило, должен очень точно, выверенно применяться. И еще очень важное: каждый трюк, каждое смешное положение берут начало от наблюденного в жизни. И только из таких наблюдений, подлинно жизненных (а не умозрительно), и рождается то, что с эстрады, с арены, с экрана вызывает смех зрителей. А зритель любит смеяться, и очень приятно помочь ему в этом. Однако каждый трюк обязательно должен нести и смысловую нагрузку. Вот почему трудно создание полнометражного комедийного фильма. Наблюдать же за жизнью мне очень помогает моя профессия художника... Своеобразен талант Этекса. Он достойный продолжатель мировых комиков — Макса Линдера, Чарли Чаплина, Бестера Китона. Сценарист и постановщик «Йойо» Пьер Этекс нашел интересного выразителя своих мыслей в лице исполнителя двух ролей — актера Пьера Этекса.
Т. КУЛАКОВСКАЯ
Журнал Советский цирк. Октябрь 1965 г.
оставить комментарий