“Гусарская баллада” - В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ
В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

“Гусарская баллада”

Народный  артист  РСФСР  Н.  КрючковН. КРЮЧКОВ,
народный артист РСФСР
 
Народный  артист  РСФСР  Н.  КРЮЧКОВ в фильме  «ГУСАРСКАЯ     БАЛЛАДА»

Нынешней зимой в деревне Поповка время отступило на 150 лет назад. Подмосковная земля вздрагивала под копытами боевых коней. В лесу, за околицей деревни, не затухал бой. Партизаны нападали на обоз французских мародеров, гнали прочь и добивали остатки разбитой наполеоновской армии.
А когда скупое зимнее солнце скрывалось за соснами, усталые драгуны и гусары выезжали из леса и садились за общий обеденный стол в «Березках» — доме отдыха издательства «Молодая гвардия», приютившем нашу съемочную группу. Время в деревне Поповка возвращалось на свое место — в 1962 год.
В этой подмосковной деревне проводились натурные съемки фильма, который называется «Гусарская баллада». Не буду рассказывать его содержание — с ним вы познакомитесь в кинотеатре. В основу сценария фильма положено величайшее историческое событие — Отечественная война 1812 года.
В войне против наполеоновских захватчиков участвовала кавалерист-девица, героиня русского народа Надежда Дурова, служившая в армии под именем корнета Александрова. Кстати, это одна из родственниц знаменитых Дуровых — клоунов-дрессировщиков. Когда Родине угрожала опасность, отважная девушка переоделась в мундир, вскочила на лихого коня и умчалась догонять уходящий полк. Примерно так поступила и наша Шурочка Азарова. Фильм посвящен будто бы ей, и все же не она — главная героиня. Заглавная роль принадлежит гусарам — их доблести, отваге и патриотизму. Образ, можно сказать, собирательный. Создавали его артисты цирка — десять джигитов конной группы под руководством народного артиста РСФСР Михаила Николаевича Туганова. Они помогли нам сделать кинорассказ об участниках исторических событий, полных блеска и удали. Без артистов цирка, прямо скажу, такого фильма бы не получилось.
Во время съемок я подружился с Михаилом Николаевичем, и он рассказал мне, что накануне предложения «Мосфильма» собирался уйти на пенсию. А перелистав сценарий, помолодел и решил снова пережить дни своей юности. Ведь Туганов сам был лихим кавалеристом-рубакой, служил в корпусе прославленного героя Великой Отечественной войны генерала Доватора. Знания военного дела в удачном сочетании с искусством артиста очень пригодились Михаилу Николаевичу в работе над образом «коллективного героя» нашего фильма. Мне довелось видеть много кинокартин с элементами боя. Особенно увлекаются конными баталиями, как наиболее эффектными, постановщики капиталистических киностудий. В большинстве этих фильмов схватки кавалеристов разрабатываются по определенной схеме, отличаются шаблонными трюками. Этим грешат многие американские боевики. Из картины в картину кочует прием «подсечка» — лошадь падает на передние ноги, всадник перелетает через ее голову. Надоевший штамп. Тугановцы категорически отказались от шаблона, шли к созданию оригинального трюка с помощью каскадов. На съемочной площадке бой развивался естественно, непринужденно. Трюковые моменты создавались творчески — на ходу. В этом сказывались опыт и артистичность.
Признаться, я удивлен, как артистам цирка удалось справиться со своей чрезвычайно сложной задачей без травм и несчастных случаев. Ведь впервые за всю историю давнего содружества цирка и кинематографа натурные съемки конных трюков проводились зимой, на снегу. Скажут, а фильм «Александр Невский»? Придется открыть секрет. Эта кинокартина снималась летом. «Натуральным» снегом был нафталин. Прежде чем «организовать» зиму, съемочную площадку тщательно исследовали — нет ли на земле рытвин, кочек, ухабов, присматривали места для падения. Как говорится, «соломку стелили». А джигиты Туганова работали на естественной снежной целине, что было крайне рискованно. Вероятно, степень этого риска могут больше оценить по достоинству знатоки циркового искусства, а я просто восхищаюсь.
Всем нам — киноактерам, создающим этот фильм, — также пришлось сесть на коней. Некоторые, в том числе и я, умели держаться в седле. Другие никогда в жизни не подходили к лошади. После специальной подготовки в спортивном обществе верхом ездили все. Но ни бывалые наездники, ни недавние ученики, конечно, не смогли бы выполнить трюковые номера, обязательные для героев фильма по сценарию. Эту непосильную задачу решали за нас дублеры — артисты цирка.
Артист цирка М. Мамиев в роли гусара

Артист цирка М. Мамиев в роли гусара

Поразительный по смелости, мастерству и хладнокровию трюк выполнил дублер Ларисы Голубкиной — исполнительницы роли Шурочки Азаровой — молодой артист Вася Роговой. Взобравшись на дерево, он прыгал с пятиметровой высоты на крышу мчавшейся кареты. Затем, отстреливаясь, сбивал с козел кучера-француза и прыгал на спину лошади. Вы увидите этот кадр в фильме. Но за кадром остались репетиции и несколько отснятых дублей. В результате у Василия получился уже чисто цирковой, отработанный номер. И каждый раз бесстрашный, расчетливый артист выполнял его безукоризненно. Туганов больше всех был рад успеху Васи. Он видел в ученике себя, только раза в три моложе, тогда он тоже слыл «безумным джигитом».
В группе цирковых наездников была и своя «кавалерист-девица» Дзерасса Туганова — дочь Михаила Николаевича. Когда она неслась в массе конников, участвуя наравне с мужчинами в страшной гонке на аллюре, невозможно было поверить, что этот стройный гусар с пышными усами — женщина. Дзерасса не посрамила фамилии отца.
Цирковой артист Валерий Денисов — зять Туганова — был не дублером, а исполнял игровую, одну из главных ролей. Он играл Давыда Васильева — вожака первых в истории войн партизан. (Прообразом этой роли подразумевается всем известный Денис Давыдов.) На мой взгляд, Валерий Денисов прекрасно справился с ролью. Впрочем, удивляться этому нечего; в прошлом он окончил институт кинематографии, но полюбил цирк и начал служить новому виду искусства.
На съемках фильма
На съемках фильма


Еще мне хочется рассказать о полноправных артистах нашего фильма — лошадях. С ними было пережито немало трудностей. Как известно, цирковые лошади живут и работают в помещении. Надо было приучить их к снегу, которого они никогда, возможно, не видели, приучить к холоду. Но сложнее всего было бороться с лошадиным «патриотизмом». Четвероногие артисты терпеть не могли французских мародеров. Вероятно, на них действовали раздражающе пестрые лохмотья наполеоновских солдат. Трудно сказать, что им не нравилось, они слишком «входили в роль» и вели себя, как на настоящей войне.
Я люблю лошадей и с интересом наблюдал за этими умными животными. Вспоминаю забавную сцену: опушка леса, трескотня перестрелки, на поле боя много убитых. Лошади без всадников, так и не привыкшие к пальбе, разбегаются. Все это естественно, так бывает в жизни. Стрекочет киноаппарат. Идет съемка. Но вот режиссер кричит: «Стоп! Конец съемки!» «Убитые» оживают, поднимаются. Лошади выглядывают из-за деревьев и внимательно смотрят на мистификацию людей круглыми удивленными глазами. С этим зрелищем у меня в шутку ассоциировалась строка Маяковского, что «все мы немножко лошади» — не любим неправды.
Много было увлекательной работы, много трудностей, которые заранее не могли предусмотреть ни режиссер, ни оператор. Но теперь все это уже позади. Фильм отснят. Мы спешили выпустить его на экран, посвятив картину, славному юбилею победной Бородинской битвы. Артисты цирка говорили мне, что скучают по манежу, что привыкли обязательно видеть лица и глаза зрителей. Что ж, теперь они получат миллионную аудиторию зрителей и даже смогут сами быть в их числе. В этом преимущество кинематографа — можешь посмотреть свою работу со стороны.
Лично я остался доволен нашим творческим содружеством. Приятно было работать с артистами, владеющими виртуозным мастерством, людьми решительными и смелыми. Я еще раз на опыте убедился, что кинематографу без цирка не обойтись, если нужен интересный трюковой материал. А артисты цирка, снимавшиеся в «Гусарской балладе», тоже, на мой взгляд, должны быть удовлетворены, так как они получили ценный опыт работы в кино.
 
Журнал ”Советский цирк” сентябрь 1962г

 

НОВОЕ НА ФОРУМЕ


 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования