Искусство артиста-акробата
Зрителей восхищает красота и легкость, ловкость и сила, мужество и находчивость акробата, свободно владеющих своим телом. Он преодолевает, казалось бы, непреодолимое.
Но какая разница между акробатом-спортсменом и акробатом-артистом? Вот уже три десятилетия, как у нас в стране и во многих странах за рубежом акробатика является одним из средств физического воспитания — самостоятельным видом спорта. Кроме того, она имеет огромное прикладное значение для многих других видов спорта, и особенно для художественной и спортивной гимнастики, легкой атлетики, фигурного катания, прыжков в воду. Цели и задачи акробатики ясны — воспитание сильного, гармонично развитого человека. Наши космонавты широко используют акробатические упражнения для выработки качеств, которые необходимы в сложных условиях космического полета. И недалек тот день, когда по спортивной акробатике будут проводиться крупнейшие международные соревнования и она займет почетное место в олимпийском многоборье.
Акробаты Р. Касеев и Р. Манасарян
Акробатические же номера, исполняемые артистом-акробатом на сцене или манеже, — иного характера. Если спортсмен может выполнить несколько любых акробатических комбинаций обязательной и произвольной программы, то артисту-акробату необходимо выбрать наиболее интересные и эффектные упражнения. Для него трюк или сложная акробатическая комбинация — не самоцель, а лишь средство для обогащения образа, который он создает в любом акробатическом номере — индивидуальном, парном или групповом. Вот почему нельзя спортсмену-акробату выступать без специально подготовленного для сцены или манежа номера, так же как не всегда возможно акробату-актеру выполнить программу мастера спорта. Акробатический номер — это сплав многочисленных навыков и умения, которыми должен обладать артист и спортсмен. И непременно в акробатическом номере должно быть образное начало.
Вершина акробатической техники в сочетании с балетом и актерским мастерством, дает возможность создавать прекрасные акробатические дуэты, исполняемые, например, заслуженными артистами РСФСР Раисой Калачевой и Михаилом Птицыным, лауреатом Всероссийского конкурса артистов эстрады Зинаидой Ефтиховой и Николаем Фатеевым, Антониной Кузнецовой и Анатолием Войковым, Марией Самолетовой и Аркадием Кругманом и другими. Почти все эти артисты в прошлом — чемпионы Советского Союза по спортивной акробатике, но им пришлось очень много поработать с режиссером и балетмейстером, чтобы создать те номера, с которыми они сейчас выступают на сцене у нас в стране и за рубежом. Каждый из них имеет свою яркую творческую индивидуальность. Мужские пары, пришедшие со сцены и манежа в спорт, стали чемпионами СССР, но затем снова вернулись к искусству.
Демонстрация только акробатических элементов не составляет еще акробатического номера. Артист-акробат должен средствами актерского мастерства и акробатической техники создать образ (героический, лирический, комедийный, сатирический), раскрыть характер своего героя, жить на сцене его чувствами и мыслями. Артиста-акробата невозможно подготовить за несколько месяцев. Его необходимо обучать и воспитывать, а не «натаскивать» на художественное выполнение отдельных сложных акробатических элементов. Педагог-режиссер должен выявить все возможности будущего артиста-акробата и, совершенствуя самое удачное, композиционно построить номер так, чтобы в нем последовательно развивалась определенная тема, одно движение плавно вытекало из другого. В номере гармонично сочетаются: вершина акробатической техники (во всем ее разнообразии — динамично сложные упражнения, статические и силовые), актерское мастерство, оригинальная композиция, музыкальное оформление, костюм, реквизит. И все это должно быть подчинено художественному образу, который артист создает.
Если подходить к оценке любого акробатического номера с этих позиций, всегда можно будет отличить высокопрофессиональных артистов-акробатов от самодеятельных, художника от ремесленника, новатора от штамповщика. Сюжетные номера с яркими образами можно создать, синтезируя акробатику с различными жанрами — балетом, пантомимой, словом, игрой на различных музыкальных инструментах, пением и т. д. Но сочетать акробатику с этими жанрами можно лишь в том случае, если артист-акробат владеет ими на профессиональном уровне, а также если это необходимо для сюжета номера. Петь или говорить во время номера лишь затем, чтобы показать, как плохо или хорошо ты умеешь петь, противопоказано любому артисту.
Конечно, я высказал лишь субъективное мнение, и ответ мой И. Крапину не исчерпывает вопросы, возникающие у творческих и административных работников эстрады и цирка. Но надеюсь, что начало разговора вызовет отклик среди любителей этого вида спорта и искусства.
В. МАРЧЕНКО
Журнал Советский цирк. Февраль 1965
оставить комментарий