Искусство артиста-акробата - В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ
В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Искусство артиста-акробата

Зрителей восхищает красота и легкость, ловкость и сила, мужество и находчивость акробата, свободно владеющих своим телом. Он преодо­левает, казалось бы, непреодолимое.

Но какая разница между акроба­том-спортсменом и акробатом-арти­стом? Вот уже три десятилетия, как у нас в стране и во многих странах за рубежом акробатика является одним из средств физического вос­питания — самостоятельным видом спорта. Кроме того, она имеет ог­ромное прикладное значение для многих других видов спорта, и осо­бенно для художественной и спор­тивной гимнастики, легкой атлетики, фигурного катания, прыжков в воду. Цели и задачи акробатики ясны — воспитание сильного, гармонично развитого человека. Наши космонав­ты широко используют акробатиче­ские упражнения для выработки ка­честв, которые необходимы в слож­ных условиях космического полета. И недалек тот день, когда по спортив­ной акробатике будут проводиться крупнейшие международные сорев­нования и она займет почетное ме­сто в олимпийском многоборье.

Акробаты Р. Касеев и Р. МанасарянАкробаты Р. Касеев и Р. Манасарян

Акробатические же номера, ис­полняемые артистом-акробатом на сцене или манеже, — иного характе­ра. Если спортсмен может выполнить несколько      любых      акробатических комбинаций обязательной и произ­вольной программы, то артисту-акро­бату необходимо выбрать наиболее интересные и эффектные упражне­ния. Для него трюк или сложная ак­робатическая комбинация — не само­цель, а лишь средство для обогаще­ния образа, который он создает в любом акробатическом номере — ин­дивидуальном, парном или группо­вом. Вот почему нельзя спортсмену-ак­робату выступать без специально подготовленного для сцены или ма­нежа номера, так же как не всегда возможно акробату-актеру выпол­нить программу мастера спорта. Акробатический номер — это сплав многочисленных навыков и умения, которыми должен обладать артист и спортсмен. И непременно в акробатическом номере должно быть об­разное  начало.

Вершина акробатической техники в сочетании с балетом и актерским мастерством, дает возможность соз­давать прекрасные акробатические дуэты, исполняемые, например, за­служенными артистами РСФСР Раи­сой Калачевой и Михаилом Птицыным, лауреатом Всероссийского кон­курса артистов эстрады Зинаидой Ефтиховой и Николаем Фатеевым, Антониной Кузнецовой и Анатолием Войковым, Марией Самолетовой и Аркадием Кругманом и другими. Почти все эти артисты в прош­лом — чемпионы Советского Союза по спортивной акробатике, но им пришлось очень много поработать с режиссером и балетмейстером, чтобы создать те номера, с которы­ми они сейчас выступают на сцене у нас в стране и за рубежом. Каждый из них имеет свою яркую творче­скую индивидуальность. Мужские пары, пришедшие со сцены и манежа в спорт, стали чемпионами СССР, но затем   снова   вернулись   к  искусству.

Демонстрация только акробати­ческих элементов не составляет еще акробатического номера. Артист-ак­робат должен средствами актерского мастерства и акробатической техни­ки создать образ (героический, лирический, комедийный, сатирический), раскрыть характер своего героя, жить на сцене его чувствами и мыс­лями. Артиста-акробата  невозможно подготовить за несколько месяцев. Его необходимо обучать и воспиты­вать, а не «натаскивать» на художе­ственное выполнение отдельных сложных акробатических элементов. Педагог-режиссер должен выявить все возможности будущего артиста-акробата и, совершенствуя самое удачное, композиционно построить номер так, чтобы в нем последова­тельно развивалась определенная тема, одно движение плавно вытека­ло из другого. В номере гармонично сочетаются: вершина акробатической техники (во всем ее разнообразии — динамично сложные упражнения, ста­тические и силовые), актерское ма­стерство, оригинальная композиция, музыкальное оформление, костюм, реквизит. И все это должно быть подчинено художественному образу, который   артист   создает.

Если подходить к оценке любого акробатического номера с этих по­зиций, всегда можно будет отличить высокопрофессиональных артистов-акробатов от самодеятельных, ху­дожника от ремесленника, новатора от штамповщика. Сюжетные номера с яркими об­разами можно создать, синтезируя акробатику с различными жанрами — балетом, пантомимой, словом, игрой на различных музыкальных инстру­ментах, пением и т. д. Но сочетать акробатику с этими жанрами можно лишь в том случае, если артист-ак­робат владеет ими на профессио­нальном уровне, а также если это необходимо для сюжета номера. Петь или говорить во время номера лишь затем, чтобы показать, как пло­хо или хорошо ты умеешь петь, про­тивопоказано любому артисту.

Конечно, я высказал лишь субъек­тивное мнение, и ответ мой И. Кра­пину не исчерпывает вопросы, воз­никающие у творческих и админи­стративных работников эстрады и цирка. Но надеюсь, что начало раз­говора вызовет отклик среди люби­телей этого вида спорта и искусства.
 

В. МАРЧЕНКО

Журнал Советский цирк. Февраль 1965

оставить комментарий

 

НОВОЕ НА ФОРУМЕ


 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования