Искусство требует самоотдачи
Интервью с заслуженной аpтисткой РСФСР АННОЙ РЕДЕЛЬ.
На фото. Заслуженные аpтисты РСФСР АННА РЕДЕЛЬ и МИХАИЛ ХРУСТАЛЕВ проводят занятия в ВТМЭИ. 1965 год.
КОРР. Анна Аркадьевна, вы согласны c тем, что положение с зпрадным танцем оставляет желать лучшего!
РЕДЕЛЬ. K Сожалению, обстоит именно так. A ведь когда-то эстрадный танец пользовался большим вниманием зрителей, да и организаторов концертов. Сейчас нередко в сборные концерты вообще не включают танцевальные номера. Замечу — речь идет не об ансамблях, a o дуэтах, трио, солистах.
КОРР. Видимо, opганизатopы концертов считают, что выступления танцopов не привлекут зрителей!
РЕДЕЛЬ. Танцевальные миниатюры, исполняeмые одаренными артистами, могут много дать зрителям, увлечь их. B двадцатые — тридцатые годы люди шли на концерт, чтобы увидеть полюбившиеся им хореографические дуэт или трио. Имена танцоров были широко известны, например: Мария Понна и Александр Каверзин, Лидия Ивер и Аркаднй Нельсон, Валентина Сергеева и Александр Таскин, братья Деллан, трио Кастеллио, можно назвать еще имена. Позже, в 60-е годы привлек внимание Владимир Шубарин. Яркий, самобытный танцовщик — Мaхмуд Эсам6аев. Но затрудняюсь назвать имена танцовщиков, которыe могут теперь привлечь зрителей, обеспечить аншлаг.
КОPP. Верно, имена Лeонтьeва, Петросяиа, Пугачевой, Хазанова гарантируют аншлаг. Кто поль же популврен ИЗ танцовщикoв!! Так в чем же, иа ваш взгляд, причина того, что танец сдал свои позиции!
РЕДЕЛЬ. Сейчас по сравнению c двадцатыми — тридцатыми годами общий профессиональный уровень выше. Почти y всех серьезная подготовка, но этого недостаточно, нужен свой творческий почерк. B прошлом выступали не только профессионалы, но все они были яркими индивидуальностями, c неповторимой манерой.
КОРР. Это очень важно.
РЕДЕЛЬ. Конечно. Ведь эстрадный танцор за 3-4 минуты должен создать законченный образ, раскрыть характер своего персонажа, сказать зрителям что-то свое, увлечь.
КОPP. На последнем Всесоюзном конкурсе эстрады демонстрировались танцы на актуальныe темы. Использовались фольклорныe мотивы, однако, увлечь, поразить они не смогли.
РЕДЕЛЬ. Да, никак нельзя отрицать профессиональный уровень участников конкурса. Видна работа балетмейстера.
Но не было открытий, откровений. Мне кажется, можно простить технические погрешности, но отсутствие своего пиля, самобытности ничто не заменит. Часто слышу слова Смирнова-Сокольского: «Его величество номер». Верно, построение номера должно быть интересным. Но я бы еще сказала: «Его величество исполнитель». Убеждена, от таланта и неповторимости исполнителя зависит появление талантливого, оригинального произведения. Если судьба не сведет балетмейстера c талантливым артистом, то чуда не произойдет.
КОРР. Анна Аркадьевна, давайте разберемся в причинах того, что на конкурсе и вообще в эстрадной хореографии нет открытий, радующих успехов. Начнем c подготовки эстрадных танцоров. Видимо, тут не все благополучно. Приходят на эстраду выпускники балетных училищ!
РЕДЕЛЬ. Приходят. Но часто потому, что им не предложили интересную работу в театре.
КОРР. Значит, заведомо не самые лучшие!
РЕДЕЛЬ. По существу, да. Мне известно, что организовалась подготовка танцоров для эстрaды в Ленинграде, Киеве, Алма-Ате, но это не очень ощущается. Беда в том. — сложилось мнение, что танцору идти на эстраду не престижно. Одно дело — прославленный классический балет, совсем иное — эстрада. На мой взгляд, такое мнение совершенно неверно. Не только эстрадный танец питается достижениями большого балета, есть и обратная связь. Впервые смелые, эффектные поддержки с элементами акробатики стали исполняться на эстраде. Потом они были освоены и в балете. Повторю o чем уже говорила. Насколько выразительны должны быть каждое па, каждое движение эстрадного танцора, чтобы за какие-то три минуты сказать o характере человека, его чувствах, устремлениях. B отличие от балета тут нет декораций, не помогает кордебалет... Это все, видимо, не учитывают руководящие работники культуры, многие из них относятся к эстрадному танцу и вообще к эстраде как к искусству второго сорта. Я убеждена, нельзя делить виды искусства по сортам — первый, второй. Все виды искусства равны, в любом есть произведения, исполнители хорошие и плох не, в драматическом театре, в классическом балете, на эстраде. А такое деление ставит артистов не в равные условия.
КОРР. Это отражается на оплате труда, на официальном признании успехов, скажем, на присвоении пoчетных званий!
РЕДЕЛЬ. Да, y солистов балета больше надежды, что их успех будет отмечем. A ведь на эстраде, по существу, каждый исполнитель — солист. Ставки у нас, особенно y молодежи, невысокие, a количество выступлений ограничивается нормой.
КОРР. Но oгpаничение вызвано, очевидно, заботой об артисте, чтoбы он не переутомлялся.
РЕДЕЛЬ. K сожалению, норма не дает молодым танцорам достаточно заработать. A им при больших физических и эмоциональных нагрузках надо не только много отдыхать, но и жить в хороших условиях, хорошо питаться. И еще, что часто получается. Едет танцор на гастроли, там oбычно выступает много. Вернулся в Москву, и тут выясняется — норму выполнил вперед. Месяц, a то и два — безделье.
КОРР. Так можно и форму потерять. Есть хоть возможность репетировать!
РЕДЕЛЬ. Да, но как! У Москонцерта нет своей, оснащенной по всем правилам репетиционной базы. Снимаются клубные помещения. Для занятий в них танцорам предоставляется, насколько я знаю, час-полтора. Этого недостаточно. B театре обязательны ежедневные занятия y станка, репетиции. Там куда больше заботы о повышении мастерства.
КОРР. Мы вели речь о подготовке кадров. Вы работаете в ВТМЭИ, и отсюда выходят эстрадные исполнители.
РЕДЕЛЬ. Учтите, ВТМЭИ не учебное заведение. Когда-то в Творческую мастерскую были конкурсные приемы. Это было замечательно. Приходило человек сто, мы могли отобрать наиболее способных. Так были приняты Альвиан Гайдаров, Раиса Гатина, Михаил Негру, братья Сазоновы, Валерия Дорохова, другие способные молодыe люди. Мы совершенствовали их навыки, подбирали им партнеров, ставили номера. Со временем конкурсы отменили. Филармонии стали направлять нам своих исполнителей для подготовки нового репертуара. Есть y человека яркое дарование или нет — надо делать ему номер. Часто люди это не очень молодые. Сами они и филармония заинтересованы в том, чтобы поскорее закончить репетиции, можно быiло снова выступать. A ведь подготовка танцора требует несколько лет, занятия желательно начинать c юного возраста. Кроме всего, последнее время филармонии почти не направляют нам танцовщиков.
КОРР. Видимо, там считают, что этот жанр не популярен и танцевальные номера не очень нyжны.
РЕДЕЛЬ. Наверное, так. Хочу обратить внимание на то, что при всех обстоятельствах пребывание артиста периферийной филармонии в Творческой мастерской полезно. Здесь они встречаются c опытными специалистами, повышают культуру исполнения, общую культуру. B прошлые годы для постановки танцев привлекались навестные балетмейстеры В. Варковицкий, Г. Шаховская, Э. Грикурова и другие. Потом в этом необходимость отпала. A дело в том, повторю, что нет конкурсных приемов, значит, к нам почти не попадают перспективные молодые люди, которым можно было бы дать путевку в искусство...
КОРР. Наверное, работа Мастерской требует изменений!
РЕДЕЛЬ. Конечно. Бессменный руководитель Мастерской Леонид Семенович Маслюков, отдающий делу все силы и здоровье, стремился создать своеобразное учебное заведение — институт эстрадного искусства. Но его усилия не находят достаточно поддержки. Вы видели наше помещение, закулисная часть летнего театра. Вынуждены снимать залы в клубах. Мы репетируем y себя и лишь перед выпуском видим исполнителей на сцене. Тут обнаруживаются недостатки, a исправлять их уже некогда.
КОРР. Еще одна важная тема — учитель и ученик. Сохраняются ли у вас контакты c воспитанниками!
РЕДЕЛЬ. Разумеется, слежу за судьбой учеников. Если нужно, ставлю им новые танцы. Хотя считаю, что работа c разными балетмейстерами обогащает. Как-то уже приходилось рассказывать, как нашему дуэту c Михаилом Михайловичем ставил программу Касьян Ярославович Голейзовский. Для нас в его установках, в подходе к танцу было что-то непривычное, иногда мы дискутировали. Но работа c выдающимся мастером, обладающим неиссякаемой фантазией, открывала новые горизонты. Мы обращались к разным балетмейстерам, в частности к П, Кретову, Г. Шаховской, H. Глан. Пусть и наши ученики поступают так же. Но посоветовать, помочь им я всегда готова.
КОРР. Вам, наверное, приходится заниматься не только c танцорами!
РЕДЕЛЬ. Конечно, овладеть хореографией полезно артистам самых разных жанров. Я убеждена, что эстраде нужны синтетические артисты. Занятия танцем прививают культуру движения. Если музыкант в театре сидит в оркестровой яме, то эстрадные исполнители: участники ансамблей, певицы, певцы — появляются на сцене. Всем, кто выходит к зрителям, необходимо уметь красиво, выразительно двигаться, если нужно, танцевать.
КОРР. B еще большей степени это важно мимам, артистам циркoвых жанров.
РЕДЕЛЬ. Для них хореографическая подготовка — составная часть их профессии. Bcпоминаю, что мим Олег Кирюшкин так увлекся балетом, что у него были неприятные объяснения c его руководителем по пантомиме. Но, к сожалению, не все сознают пользу танцев. Иному кажется, что достаточно нарабатывать технику в своем жанре, и упускают из вида свою общую пластику, художественность.
КОРР. Однако и в танцы все больше включаются элементы акрoбатики, пантомимы.
РЕДЕЛЬ. Мы в свое время осваивали не только акробатику, но и спортивные движения.
КОРР. Помню, y вас был целый цикл танцевальных миниатюр, связанных со спортом, в частности «Физкультурный парад», «Танец c мячом», «На катке», «Конькобежец». Был и «Акробатический вальc».
РЕДЕЛЬ. Создавая танцы, мы использовали и акробатику и пантомиму. Но все наше творчество основывалось на школе классического танца. Я убеждена — классическая школа нужна танцору любого направления, даже для исполнителей стэпа.
КОРР. A выступающим в стиле брайк-данса!
РЕДЕЛЬ. Наверное, и им полезна хореографическая подготовка. Хотя брейк-дaнс это не совсем танец, и, по моим наблюдениям, мода на брейк-данс уходит.
КОРР. Ведя разговор o связи хореографии с другими видами искусства, хотелось бы услышать ваше мнение o костюме, о роли музыки.
РЕДЕЛЬ. Костюм должен быть точно найден, чтобы он помогал созданию образа, был чем-то неожидан, в каких-то случаях, может быть, трюковым. Например, в нашей миниатюре «Тайное свидание», подавленной в молдавском плане, y партнера в костюме было сделано потайное приспособление, и он мог спрятать меня под буркой, вынести на сцену. И вот выходил кавалер, настороженно оглядывался, убеждался, что никого нет - и тут неожиданно появлялась девушка. Оказывается, отправляясь на свидание, он прихватил c собой свою возлюбленную. A потом в конце, чего-то испугавшись, она скрывалась под буркой и кавалер неторопливо удалялся. Такие находки — это уже не просто костюм, a оригинальный трюк, связанный c замыслом номера.
КОРР. Теперь o музыке. Думается, важно, чтобы использовалось цельное музыкальнoe произведение, а не малопрофессиональная компиляция.
РЕДЕЛЬ. Лучше взять цельное произведение, хотя можно объединить несколько фрагментов произведений одного композитора. Разумеется, это должно быть сделано опытным специалистом. Но вот на что хочу обратить внимание. Мы в свое время выступали c аккомпаниатором. Иногда под оркестр. Концертмейстеры y нас были опытные, их имена известны тем, кто был связан c эстрадой: A. Макаров, E. Кангер, C. Стучевский, Б. Мандрус и другие. Сейчас выступления идут в основном под фонограмму. Тут механическое воспроизведение, путь и хорошей записи, неизменное повторение. Аккомпаниатор в зависимости от настроения, состояния исполнял ту же самую мелодию каждый раз несколько иначе, c новыми нюансами, и мы, танцоры, настраивались улавливать эти нюансы, появлялся некий творческий нерв, элемент импровизации, что делало исполнение вдохновеннее.
КОРР. Анна Аркадьевна, если я не ошибаюсь, вы c Михаилом Хрусталевым подготовили более ста пятидесяти танцев.
РЕДЕЛЬ. Никак не меньше. У нас были сольные концерты — требовался достаточно разнообразный репертуар.
КОРР. Танцы у вас были очень разные: и лирические, и героического плана, и эксцентрические. Уже одни названия раскрывают удивительное разнообразие: «Красные летчики», «Цирк», «После бала» , «Лиса и бобер», «На маскараде», «Каменный век», «Лирический вальс», конечно, всего не назoвешь. Но, думается, дело не только в сольныx концертах. Вы находились в пocтоянных напряженных творческих поисках. Сомневаюсь, чтoбы каждый современный эcтрадный танцор мог похвастать таким обширным репертyаром. Творческая пассивность сразу проявляется, когда артист выходит на сцену. И не это ли еще одна из причин, что интерес зрителей к эстрадному танцу снижается!
РЕДЕЛЬ. Как в любом искусстве, так и в танце, разумеется, никогда нельзя успокаиваться. Надо много работать. Я говорила o подготовке c Голейзовским сольных программ. Тогда бывало так: утрoм тренаж, позже репетиция текущего репертуара, затем участие в двух, а то и в трех концертах, после всего в помещении Зала Чайковского уже ночью занятия c Голейзовским. И так каждый день. Танец требует полной самоотдачи, если человек занялся искусством — это должно стать главным в его жизни.
КОРР. Анна Аркадьевна, заканчивая нашу беседу, давайте еще раз определим, что главное для успешного развития эстрадного танца.
РЕДЕЛЬ. Я уже говорила — внимание и забота, изменение отношения к нему. Раньше бывали концеpты, в которых участвовали наряду с эстрадными артистами B. И. Каналов, H. Б. Обухова, И. M. Москвин. Наш дуэт много раз выступал водной программе c такими светилами балета, как О. B. Лепешинская, E. B. Гельцер, P. C. Стручкова, A. M. Мессерер, Г. C. Уланова. Чтобы иметь право выйти на сцену после таких знаменитостей, эстрадные исполнители постоянно повышали свое мастерство.
Зрителей всегда привлекает настоящее искусство. Важно, чтобы на эстраду, в эстрадную хорeографию шло больше талантливых людей. Талант ничем нельзя заменить. Если на эстраде яркая, творческая личность, тогда эстрада — настоящее высокое искусство. Конечно же, требуется поддерживать, помогать, заботиться o росте таланта.
Беседу вел. B. КИРИЛЛОВ
Журнал Советская и цирк. Декабрь 1986 г.
оставить комментарий