Искусство требует самоотдачи - В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ
В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Искусство требует самоотдачи

Заслуженные аpтисты РСФСР АННА РЕДЕЛЬ и МИХАИЛ ХРУСТАЛЕВ проводят занятия в ВТМЭИ. 1965 год.Интервью с заслуженной аpтисткой РСФСР АННОЙ РЕДЕЛЬ.

На фото. Заслуженные аpтисты РСФСР АННА РЕДЕЛЬ и МИХАИЛ ХРУСТАЛЕВ проводят занятия в ВТМЭИ. 1965 год.

КОРР. Анна Аркадьевна, вы согласны c тем, что положение с зпрадным танцем оставляет желать лучшего!

РЕДЕЛЬ. K Сожалению, обстоит именно так. A ведь когда-то эстрадный танец пользовался большим вниманием зрителей, да и организаторов концертов. Сей­час нередко в сборные концерты вообще не включают танцевальные номера. Заме­чу — речь идет не об ансамблях, a o дуэтах, трио, солистах.

КОРР. Видимо, opганизатopы концер­тов считают, что выступления танцopов не привлекут зрителей!

РЕДЕЛЬ. Танцевальные миниатюры, ис­полняeмые одаренными артистами, могут много дать зрителям, увлечь их. B двад­цатые — тридцатые годы люди шли на кон­церт, чтобы увидеть полюбившиеся им хо­реографические дуэт или трио. Имена тан­цоров были широко известны, например: Мария Понна и Александр Каверзин, Лидия Ивер и Аркаднй Нельсон, Вален­тина Сергеева и Александр Таскин, братья Деллан, трио Кастеллио, можно назвать еще имена. Позже, в 60-е годы привлек внимание Владимир Шубарин. Яркий, са­мобытный танцовщик — Мaхмуд Эсам­6аев. Но затрудняюсь назвать имена танцовщиков, которыe могут теперь привлечь зрителей, обеспечить аншлаг.

КОPP. Верно, имена Лeонтьeва, Петросяиа, Пугачевой, Хазанова гарантируют аншлаг. Кто поль же популврен ИЗ тан­цовщикoв!! Так в чем же, иа ваш взгляд, причина того, что танец сдал свои позиции!

РЕДЕЛЬ. Сейчас по сравнению c двадцатыми — тридцатыми годами общий про­фессиональный уровень выше. Почти y всех серьезная подготовка, но этого недостаточно, нужен свой творческий по­черк. B прошлом выступали не только профессионалы, но все они были яркими индивидуальностями, c неповторимой ма­нерой.

КОРР. Это очень важно.

РЕДЕЛЬ. Конечно. Ведь эстрадный тан­цор за 3-4 минуты должен создать законченный образ, раскрыть характер своего персонажа, сказать зрителям что-то свое, увлечь.

КОPP. На последнем Всесоюзном конкурсе эстрады демонстрировались танцы на актуальныe темы. Использовались фольклорныe мотивы, однако, увлечь, поразить они не смогли.

РЕДЕЛЬ. Да, никак нельзя отрицать профессиональный уровень участников конкурса. Видна работа балетмейстера.

Но не было открытий, откровений. Мне кажется, можно простить технические по­грешности, но отсутствие своего пиля, самобытности ничто не заменит. Часто слышу слова Смирнова-Сокольского: «Его величество номер». Верно, построение номера должно быть интересным. Но я бы еще сказала: «Его величество исполнитель». Убеждена, от таланта и неповторимости исполнителя зависит появление та­лантливого, оригинального произведения. Если судьба не сведет балетмейстера c талантливым артистом, то чуда не прои­зойдет.

КОРР. Анна Аркадьевна, давайте раз­беремся в причинах того, что на конкурсе и  вообще в эстрадной хореографии нет открытий, радующих успехов. Начнем c подготовки эстрадных танцоров. Видимо, тут не все благополучно. Приходят на эстраду выпускники балетных училищ!

РЕДЕЛЬ. Приходят. Но часто потому, что им не предложили интересную работу в театре.

КОРР. Значит, заведомо не самые луч­шие!

РЕДЕЛЬ. По существу, да. Мне изве­стно, что организовалась подготовка тан­цоров для эстрaды в Ленинграде, Киеве, Алма-Ате, но это не очень ощущается. Беда в том. — сложилось мнение, что танцору идти на эстраду не престиж­но. Одно дело — прославленный клас­сический балет, совсем иное — эстрада. На мой взгляд, такое мнение совер­шенно неверно. Не только эстрадный танец питается достижениями большого балета, есть и обратная связь. Впервые смелые, эффектные поддержки с элемен­тами акробатики стали исполняться на эст­раде. Потом они были освоены и в ба­лете. Повторю o чем уже говорила. Насколь­ко выразительны должны быть каждое па, каждое движение эстрадного танцора, чтобы за какие-то три минуты сказать o характере человека, его чувствах, устремлениях. B отличие от балета тут нет деко­раций, не помогает кордебалет... Это все, видимо, не учитывают руко­водящие работники культуры, многие из них относятся к эстрадному танцу и вооб­ще к эстраде как к искусству второго сорта. Я убеждена, нельзя делить виды искусства по сортам — первый, второй. Все виды искусства равны, в любом есть произ­ведения, исполнители хорошие и плох не, в драматическом театре, в классическом балете, на эстраде. А такое деление ста­вит артистов не в равные условия.

КОРР. Это отражается на оплате труда, на официальном признании успехов, скажем, на присвоении пoчетных званий!

РЕДЕЛЬ. Да, y солистов балета больше надежды, что их успех будет отмечем. A ведь на эстраде, по существу, каждый исполнитель — солист. Ставки у нас, особенно y молодежи, невысокие, a коли­чество выступлений ограничивается нор­мой.

КОРР. Но oгpаничение вызвано, очевидно, заботой об артисте, чтoбы он не переутомлялся.

РЕДЕЛЬ. K сожалению, норма не дает молодым танцорам достаточно зарабо­тать. A им при больших физических и эмоциональных нагрузках надо не только много отдыхать, но и жить в хороших условиях, хорошо питаться. И еще, что часто получается. Едет танцор на гастроли, там oбычно выступает много. Вернулся в Москву, и тут выясняется — норму выполнил вперед. Месяц, a то и два — безделье.

КОРР. Так можно и форму потерять. Есть хоть возможность репетировать!

РЕДЕЛЬ. Да, но как! У Москонцерта нет своей, оснащенной по всем прави­лам репетиционной базы. Снимаются клубные помещения. Для занятий в них танцорам предоставляется, насколько я знаю, час-полтора. Этого недостаточно. B театре обязательны ежедневные за­нятия y станка, репетиции. Там куда боль­ше заботы о повышении мастерства.

КОРР. Мы вели речь о подготовке кадров. Вы работаете в ВТМЭИ, и отсюда выходят эстрадные исполнители.

РЕДЕЛЬ. Учтите, ВТМЭИ не учебное заведение. Когда-то в Творческую мастерскую были конкурсные приемы. Это было замечательно. Приходило человек сто, мы могли отобрать наиболее способных. Так были приняты Альвиан Гайдаров, Раиса Гатина, Михаил Негру, братья Сазоновы, Валерия Дорохова, другие способные молодыe люди. Мы совершенствовали их навыки, подбирали им партнеров, ставили номера. Со временем конкурсы отмени­ли. Филармонии стали направлять нам своих исполнителей для подготовки нового репертуара. Есть y человека яркое да­рование или нет — надо делать ему но­мер. Часто люди это не очень молодые. Сами они и филармония заинтересованы в том, чтобы поскорее закончить репети­ции, можно быiло снова выступать. A ведь подготовка танцора требует несколько лет, занятия желательно начинать c юного возраста. Кроме всего, последнее время филармонии почти не направляют нам танцовщиков.

КОРР. Видимо, там считают, что этот жанр не популярен и танцевальные номе­ра не очень нyжны.

РЕДЕЛЬ. Наверное, так. Хочу обратить внимание на то, что при всех обстоятель­ствах пребывание артиста периферийной филармонии в Творческой мастерской по­лезно. Здесь они встречаются c опыт­ными специалистами, повышают культуру исполнения, общую культуру. B прошлые годы для постановки танцев привлекались навестные балетмейстеры В. Варковицкий, Г. Шаховская, Э. Грикурова и другие. Потом в этом необходимость отпала. A дело в том, повторю, что нет конкурс­ных приемов, значит, к нам почти не попадают перспективные молодые люди, которым можно было бы дать путевку в искусство...

КОРР. Наверное, работа Мастерской требует изменений!

РЕДЕЛЬ. Конечно. Бессменный руково­дитель Мастерской Леонид Семенович Маслюков, отдающий делу все силы и здоровье, стремился создать своеобраз­ное учебное заведение — институт эстрадного искусства. Но его усилия не находят достаточно поддержки. Вы видели наше помещение, закулисная часть летне­го театра. Вынуждены снимать залы в клу­бах. Мы репетируем y себя и лишь перед выпуском видим исполнителей на сцене. Тут обнаруживаются недостатки, a исправ­лять их уже некогда.

КОРР. Еще одна важная тема — учи­тель и ученик. Сохраняются ли у вас кон­такты c воспитанниками!

РЕДЕЛЬ. Разумеется, слежу за судьбой учеников. Если нужно, ставлю им новые танцы. Хотя считаю, что работа c раз­ными балетмейстерами обогащает. Как-то уже приходилось рассказывать, как наше­му дуэту c Михаилом Михайловичем ста­вил программу Касьян Ярославович Голейзовский. Для нас в его установках, в под­ходе к танцу было что-то непривычное, иногда мы дискутировали. Но работа c выдающимся мастером, обладающим неиссякаемой фантазией, открывала новые горизонты. Мы обращались к разным ба­летмейстерам, в частности к П, Кре­тову, Г. Шаховской, H. Глан. Пусть и наши ученики поступают так же. Но посовето­вать, помочь им я всегда готова.

КОРР. Вам, наверное, приходится зани­маться не только c танцорами!

РЕДЕЛЬ. Конечно, овладеть хореогра­фией полезно артистам самых разных жанров. Я убеждена, что эстраде нужны синтетические артисты. Занятия танцем прививают культуру движения. Если музы­кант в театре сидит в оркестровой яме, то эстрадные исполнители: участники ан­самблей, певицы, певцы — появляются на сцене. Всем, кто выходит к зрителям, необходимо уметь красиво, выразительно двигаться, если нужно, танцевать.

КОРР. B еще большей степени это важ­но мимам, артистам циркoвых жанров.

РЕДЕЛЬ. Для них хореографическая подготовка — составная часть их про­фессии. Bcпоминаю, что мим Олег Кирю­шкин так увлекся балетом, что у него были неприятные объяснения c его руководи­телем по пантомиме. Но, к сожалению, не все сознают пользу танцев. Иному кажется, что достаточно нарабатывать тех­нику в своем жанре, и упускают из вида свою общую пластику, художественность.

КОРР. Однако и в танцы все больше включаются элементы акрoбатики, пантомимы.

РЕДЕЛЬ. Мы в свое время осваивали не только акробатику, но и спортивные движения.

КОРР. Помню, y вас был целый цикл танцевальных миниатюр, связанных со спортом, в частности «Физкультурный парад», «Танец c мячом»,  «На катке», «Конькобежец». Был и «Акробатический вальc».

РЕДЕЛЬ. Создавая танцы, мы использовали и акробатику и пантомиму. Но все наше творчество основывалось на школе классического танца. Я убеждена — клас­сическая школа нужна танцору любого направления, даже для исполнителей стэпа.

КОРР. A выступающим в стиле брайк­-данса!

РЕДЕЛЬ. Наверное, и им полезна хореографическая подготовка. Хотя брейк-дaнс это не совсем танец, и, по моим наблюдениям, мода на брейк-данс уходит.

КОРР. Ведя разговор o связи хорео­графии с другими видами искусства, хотелось бы услышать ваше мнение o костю­ме, о роли музыки.

РЕДЕЛЬ. Костюм должен быть точно найден, чтобы он помогал созданию образа, был чем-то неожидан, в каких-то случаях, может быть, трюковым. Напри­мер, в нашей миниатюре «Тайное свида­ние», подавленной в молдавском плане, y партнера в костюме было сделано потайное приспособление, и он мог спрятать меня под буркой, вынести на сцену. И вот выходил кавалер, настороженно оглядывался, убеждался, что никого нет  -  и тут неожиданно появлялась девушка. Оказывается, отправляясь на свидание, он прихватил c собой свою возлюбленную. A потом в конце, чего-то испугавшись, она скрывалась под буркой и кавалер неторопливо удалялся. Такие находки — это уже не просто костюм, a оригинальный трюк, связанный c замыслом номера.

КОРР. Теперь o музыке. Думается, важно, чтобы использовалось цельное му­зыкальнoe произведение, а не малопро­фессиональная компиляция.

РЕДЕЛЬ. Лучше взять цельное произве­дение, хотя можно объединить несколько фрагментов произведений одного компо­зитора. Разумеется, это должно быть сделано опытным специалистом. Но вот на что хочу обратить внимание. Мы в свое время выступали c аккомпаниатором. Иногда под оркестр. Концертмейстеры y нас были опытные, их имена известны тем, кто был связан c эстрадой: A. Мака­ров, E. Кангер, C. Стучевский, Б. Мандрус и другие. Сейчас выступления идут в основ­ном под фонограмму. Тут механическое воспроизведение, путь и хорошей записи, неизменное повторение. Аккомпаниатор в зависимости от настроения, состояния ис­полнял ту же самую мелодию каждый раз несколько иначе, c новыми нюансами, и мы, танцоры, настраивались улавливать эти нюансы, появлялся некий творческий нерв, элемент импровизации, что делало испол­нение вдохновеннее.

КОРР. Анна Аркадьевна, если я не оши­баюсь, вы c Михаилом Хрусталевым подготовили более ста пятидесяти танцев.

РЕДЕЛЬ. Никак не меньше. У нас были сольные концерты — требовался доста­точно разнообразный репертуар.

КОРР. Танцы у вас были очень разные: и лирические, и героического плана, и экс­центрические. Уже одни названия раскры­вают удивительное разнообразие: «Крас­ные летчики», «Цирк», «После бала» , «Лиса и бобер», «На маскараде», «Каменный век», «Лирический вальс», конечно, всего не назoвешь. Но, думается, дело не только в сольныx концертах. Вы находились в пocтоянных напряженных творческих поисках. Сомневаюсь, чтoбы каждый совре­менный эcтрадный танцор мог похвастать таким обширным репертyаром. Творче­ская пассивность сразу проявляется, когда артист выходит на сцену. И не это ли еще одна из причин, что интерес зрителей к эстрадному танцу снижается!

РЕДЕЛЬ. Как в любом искусстве, так и в танце, разумеется, никогда нельзя успо­каиваться. Надо много работать. Я говори­ла o подготовке c Голейзовским соль­ных программ. Тогда бывало так: утрoм тренаж, позже репетиция текущего репер­туара, затем участие в двух, а то и в трех концертах, после всего в помещении Зала Чайковского уже ночью занятия c Голейзовским. И так каждый день. Танец требует полной самоотдачи, если человек занялся искусством — это должно стать главным в его жизни.

КОРР. Анна Аркадьевна, заканчивая на­шу беседу, давайте еще раз определим, что главное для успешного развития эст­радного танца.

РЕДЕЛЬ. Я уже говорила — внимание и забота, изменение отношения к нему. Раньше бывали концеpты, в которых уча­ствовали наряду с эстрадными артистами B. И. Каналов, H. Б. Обухова, И. M. Моск­вин. Наш дуэт много раз выступал водной программе c такими светилами балета, как О. B. Лепешинская, E. B. Гельцер, P. C. Стручкова, A. M. Мессерер, Г. C. Уланова. Чтобы иметь право выйти на сцену после таких знаменитостей, эстрадные исполнители постоянно повы­шали свое мастерство.

Зрителей всегда привлекает настоящее искусство. Важно, чтобы на эстраду, в эстрадную хорeографию шло больше талантливых людей. Талант ничем нельзя заменить. Если на эстраде яркая, творче­ская личность, тогда эстрада — настоящее высокое искусство. Конечно же, требуется поддерживать, помогать, заботиться o росте таланта.
 

Беседу вел. B. КИРИЛЛОВ

Журнал Советская и цирк. Декабрь 1986 г.

оставить комментарий

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования