Как возникло жонглирование - В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ
В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Как возникло жонглирование

Вопросы происхождения цирковых жанров являются наименее изученными и до сих пор относятся к области гипотез. Объясняется это главным образом отсутствием каких-либо конкретных исторических данных об изначальном этапе этого вида художественной деятельности людей.

Трудно сказать, например, в какой исторический момент развития человеческого общества возникло жонглирование. Хронологически этот момент установить трудно. Но зато можно достаточно определенно выявить социально-экономические предпосылки появления жонглирования.

Возьмем игру с мячом. Она относится к виду так называемых спортивных игр, во время которых участники упражнялись также в стрельбе из лука, метании копья, в гимнастическом танце и т. д. При помощи этих упражнений у членов общества развивалась сила, ловкость, глазомер, быстрота реакции, координация движений. Все эти качества нужны были людям первобытного общества для успешного ведения охоты, которая являлась тогда основной областью приложения их трудовой деятельности. Таким образом, труд человека всегда предшествовал игре и стимулировал ее рождение в доклассовом родовом обществе.

О том, каким образом включались в игры первобытных людей элементы жонглирования, можно только предполагать. Сегодня мы нередко являемся свидетелями рождения новых видов и форм жонглирования, но они отнюдь не объясняют процесс зарождения жонглирования в глубокой древности. В возникновении новых форм жонглирования первостепенное значение играет личность человека, изобретающего их, тогда как прежде та же игра с мячами лишь готовила членов первобытного общества к трудовой деятельности, служила им как бы своеобразной тренировкой.

Рассмотрим этот вопрос подробнее. Древний человек в поисках пищи и средств к существованию не только сообща охотился на крупных животных. Очень часто предметом охоты были мелкие животные и птицы. В этом случае человек охотился в одиночку. И тогда успех полностью зависел от сноровки охотника, от того, насколько метко он бросает камень или палку. Можно предположить: чтобы метко бросать орудие в цель, древние люди стали упражняться в метании камней, копий, дротиков. Вскоре это полезное занятие приняло форму увлекательной игры. Разумеется, подобные игры-упражнения еще не объясняют происхождение жонглирования, но вероятнее всего, что именно они послужили естественным толчком к его возникновению.

Упражняясь в метании орудий по цели, первобытный человек легко обнаружил, что камень, брошенный отвесно вверх, возвращается назад, на землю. Следующим логическим шагом, приближающим древнего человека к постижению жонглирования, было — подброшенное вверх орудие можно поймать рукой и вновь использовать. А ведь на изготовление этих орудий человеку приходилось затрачивать очень много сил и труда. И однажды, поймав подброшенный отвесно вверх камень или какой-либо другой предмет, человек обязательно должен был испытать большое удовлетворение оттого, что орудие охоты вновь оказалось у него в руках. Так, бросая и ловя предметы, человек тренировал себя, вырабатывал силу, меткость броска, точность глазомера.

А как проверить, что эти качества развиты у одного человека в большей степени, чем у другого? Для этого было необходимо свое умение, свою ловкость наглядно сравнить с ловкостью и умением другого человека. И постепенно упражнения эти принимают форму увлекательной игры-соревнования.

Наибольшее распространение у народов древнего мира получили уже названные выше игры с мячом. Они, как мы знаем, были известны египтянам, грекам и римлянам. Об огромной популярности этих игр свидетельствует тот факт, что в Древней Греции и в Древнем Риме строились специальные здания, где и проводились игры. А в древнегреческих школах — палестрах молодые люди даже обучались мастерству ведения игры с мячом. И обучали их этому специальные учителя, которых называли сферистикосами.

Игры с мячом уже тогда отличались исключительным разнообразием. Но для нас особый интерес представляют те из них, которые по своему содержанию и характеру приближаются к жонглированию, то есть те, которые основаны на умении бросать и ловить мячи.

Именно на этом приеме и была построена игра, получившая в Древней Греции название «Арпастон». Сущность ее заключалась в том, что один из участников бросал мяч высоко вверх, а все остальные стремились его поймать. Игрок, поймавший мяч, бросал его снова вверх, и игра продолжалась.

В Древнем Риме очень распространенной была игра, где двое играющих перебрасывались друг с другом одним или двумя мячами. В игре этой древние римляне применяли или маленький мяч, который назывался у них словом «пила», или большие мячи — «коллис» и «паганика». Отсюда древнеримских игроков в мяч стали называть пилариусами, а сами здания, в которых происходили и демонстрировались эти игры, «сцена-пилариум».

Несколько иной характер имела древнегреческая игра «Апорраксис», в которой играющие уже не подбрасывали вверх мячи, а брали эластичный мяч и били его рукой о пол. Мяч отскакивал, и удар повторялся. Кто из играющих сделает больше ударов по мячу, тот и станет победителем. Технический прием, применяемый в этой игре, через много столетий . был взят на вооружение цирковыми жонглерами и послужил толчком к рождению совершенно нового способа жонглирования резиновыми мячами, отскакивающими от пола.

Существование подобной игры свидетельствует и о том, что уже тогда был известен секрет изготовления эластичных мячей. Но наиболее излюбленным материалом для изготовления мячей или шаров у большинства древних народов служили глина, кожа, шерсть, то есть наиболее простые и доступные предметы.

Однако жонглирование нельзя сводить лишь к простому умению человека подбросить один мяч и поймать его. Жонглирование представляет собой сложный процесс, начинающийся с того момента, когда человек бросает и ловит в строгой ритмической последовательности не один, а два и более предметов. Поэтому все рассмотренные игры с одним мячом нельзя полностью относить к категории жонглирования. Хотя все они, по сути, явились тем фундаментом, на котором впоследствии и возникло жонглирование.

А далее, вероятно, происходило следующее: игрок, бросивший мяч вверх, однажды заметил, что во время полета мяча рука оказывается свободной. Тогда почему бы ею не совершить еще какие-либо действия? Например, бросить рукой второй мяч и также поймать его. Такая догадка, естественно, побуждает человека к действию. И вот человеку удается бросить и поймать один за другим два мяча. Удача заставит его повторять упражнение снова и снова, пока он не овладеет им в совершенстве, выделившись тем самым из среды остальных игроков. Доказательством тому, что предполагаемый путь возникновения жонглирования действительно имел место в истории развития культуры, может служить древняя игра человека в камешки.

Игра эта была известна людям с незапамятных времен. О ней упоминается уже в греческой мифологии. В нее играли дети Ниобы. Медея, намереваясь убить своих детей, застает их играющими в камешки. А из Илиады мы узнаем, что в эту игру любил играть Патрокл.

Принцип игры заключается в том, что игрок бросает вверх один камешек и его рука на мгновение оказывается свободной. За короткий отрезок времени играющий должен совершить освободившейся рукой какие-то эволюции с другими камешками и затем поймать подброшенный вверх камешек. Точно так же рука жонглера постоянно должна вовремя освобождаться от находящегося в ней мяча (кольца, палочки), с тем чтобы иметь возможность поймать другой предмет.

Самое древнее свидетельство, доказывающее существование жонглирования, относится к III тысячелетию до нашей эры. На гробнице египетского фараона Бени-Хасана было обнаружено наскальное рельефное изображение различных сцен из жизни древних египтян, в том числе изображение жонглерских упражнений, выполняемых девушками. При рассмотрении этих рисунков прежде всего бросается в глаза, что сцены жонглирования мячами представлены вместе с обыкновенной игрой, в которой две девушки, сидя «верхом» на спинах своих подруг, перебрасываются между собой одним мячом. Подобное соседство приводит к мысли, что жонглирование в Древнем Египте еще не стало сферой приложения мастерства профессиональных артистов и имело еще свою первичную форму игры. Эта мысль находит подтверждение также и в том невысоком уровне техники жонглирования, который был характерен для египетских жонглерок. Каждая из них жонглировала не более чем тремя мячами, для чего, как известно, не требуется высокого мастерства.

Дальнейшее развитие игры, связанное с увеличением числа мячей, потребовало от игроков уже заметной затраты труда и времени для разучивания более сложных приемов. Все это приводит к тому, что она становится достоянием все меньшего круга людей, которые превратили это занятие в свое ремесло.

Подобный процесс профессионализации характерен и для многих других игр.

Примером может служить древняя восточная игра с вращающимися катушками. Свое название «Ио-Ио» она получила благодаря звукам, издаваемым катушкой при ее сильном вращении. И сегодня в некоторых странах Востока игра эта еще сохранила древние черты. Но одновременно в цирковом мире известен также и номер «Игра с дьяболо», являющийся ее профессиональной формой.

Выше говорилось, что любая игра обязана своим рождением труду человека, и поэтому в каждой из них закреплен и воспроизведен накопленный людьми какой-либо жизненный практический опыт. Так и в «Игре с дьяболо» нетрудно обнаружить один прием, который был изобретен древним человеком для добывания огня. Чтобы облегчить эту трудоемкую работу, человек вращал деревянный брусок при помощи ремня или веревки с обычной петлей, надетой на брусок. Именно этот технический прием используется в «Игре с дьяболо» во время раскручивания катушки.

В Японии огромной популярностью пользовались игры с волчками. В них играли и взрослые и дети. А затем волчок стал излюбленным реквизитом японских жонглеров-профессионалов. Им было известно до тридцати различных видов волчков, которые могли передвигаться по горизонтальной и наклонной плоскостям, прыгать, «балансировать» на канате. Но если внимательно присмотреться к волчку, то легко обнаружить, что он по форме своей напоминает веретено. Первоначально оно выполняло довольно ограниченную функцию, служа обыкновенной катушкой для наматывания готовой нити. Но вскоре человек обнаружил, что, придавая веретену вращательное движение, он тем самым ускоряет процесс скручивания нити то, что именно веретено послужило прообразом известной игрушки, подтверждается еще и тем, что для запуска волчков применялся у разных народов мира один и тот же прием. На корпус волчка наматывались шнур или веревка, которые затем резким рывком разматывались, отчего волчок приводился во вращение. Иными словами, в игре с волчками используется та же нить, для скручивания которой и было изобретено веретено.

Следующим ярким примером тому, как отдельные виды жонглирования своим появлением обязаны тому или иному способу производства, может служить искусство антиподистов. Когда зрители в цирке наблюдают за выступлением антиподистов, они восхищаются их удивительным умением жонглировать ногами различными предметами. Но никто из них не задумывается над тем, что за ловкостью «умных ног» антиподистов скрыт труд и опыт многих поколений гончаров. В странах древнего Востока, где впервые появились антиподисты, для хранения зерна применяли большие глиняные сосуды. Изготавливая их, гончар прибегал к помощи подмастерьев, — тяжелый гончарный круг приводился ими во вращение ногами. Лежа на земле, они вращали круг ногами, движение должно было быть ровным, без рывков, требовало большой сноровки, которая вырабатывалась не только в тренировках около круга, но и в специальных играх. Подмастерья соревновались в умении ловко управляться с различными предметами. Чаще всего это были изделия гончарного производства. И сегодня современные японские и китайские антиподисты охотно используют в своих выступлениях этот древний реквизит.

Итак, подводя итог сказанному, следует еще раз подчеркнуть, что корни профессионального искусства жонглирования уходят к народным играм, которые были вызваны к жизни социальной практикой человека. Поэтому при исследовании различных форм и способов жонглирования мы постоянно будем убеждаться в наличии причинности возникновения и развития их в жизни разных народов мира.

С другой стороны, известно огромное число игр, содержащих в себе элементы жонглирования, но так и не перешедших в сферу профессионального искусства. Например, детская игра «Зоска», или «Ляна». Суть игры заключается в том, что играющие берут волан, сделанный из небольшого клочка овечьей шерсти и свинца, и бьют по нему внутренней стороной стопы, подбрасывая вверх. Кто больше ударит ногой «зоску», не роняя ее на землю, тот и объявляется победителем. Помнится, в пору моего детства среди участников этой игры были настоящие виртуозы, умеющие жонглировать «зоской» самыми различными приемами. Разве на основе этой игры нельзя создать оригинальный цирковой номер?

Хочется верить, что эта и многие другие народные игры, содержащие элементы жонглирования, получат художественное воплощение на манеже цирка. Народные игры — это поистине бесценная кладовая, откуда профессиональное искусство должно постоянно черпать художественные идеи.

В. КОШКИН

оставить комментарий

 

НОВОЕ НА ФОРУМЕ


 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования