Кантеле - женский вокальный ансамбль
Мне хочется рассказать на страницах журнала о деятельности Государственного ансамбля «Кантеле», о творческих буднях коллектива, о поисках новых форм концертной работы — обо всем, благодаря чему существует большой и многообразный художественный организм.
Ансамбль «Кантеле» в будущем году будет отмечать свое тридцатилетие, но я начну рассказ с 1959 года, ибо за многие годы деятельности коллектив «Кантеле» не пытался или не сумел (недостатка в экспериментах не ощущалось) выйти за рамки бытующих штампов, а создание новых программ означало лишь обновление репертуара. Долгие годы «Кантеле» был одним из многих художественных коллективов, чья творческая биография не отличалась оригинальностью, а исполнительский почерк делал его похожим на своих собратьев по жанру. Каким путем повести ансамбль, чтобы творчество его засверкало новыми, свежими красками? Какую найти интересную, оригинальную форму концерта? С чего начать?
Эти вопросы стояли передо мной и главным дирижером Л. Косинским, когда нам в 1959 году предложили возглавить коллектив карельского ансамбля «Кантеле». Очевидно, начать надо было с осмысления и изучения накопленного ансамблем опыта более чем за двадцать лет деятельности. Эта работа дала ценный и поучительный материал. Нам стало ясно, что главное — это повышение уровня исполнения в отдельных группах коллектива, и в первую очередь основных — хора и оркестра национальных инструментов-кантеле. Прежде всего мы полностью отказались от соединения хора с оркестром. На то были свои причины — инструмент кантеле сконструирован таким образом, что звуки не гасятся полностью и гармонии звучат фальшиво, накладываясь одна на другую. Это не могло не отразиться на интонировании и строе хора (для сольных оркестровых пьес создавались партитуры, учитывающие и исключающие недостаток инструмента),
Уже в программах сезона 1961/62 года мы открывали концерт выступлением хоровой капеллы, а во втором отделении ряд пьес играл кантеле-оркестр. К слову сказать, в настоящее время у этих двух коллективов накопился большой и разнообразный репертуар, дающий возможность выступать с самостоятельными программами. В 1951 году в ансамбле была создана карельская народная вокальная группа (женский секстет), которой бессменно руководит заслуженная артистка КАССР Софья Оськина. Девушки-народницы, как мы их называем, завоевали большую популярность у слушателей и были удостоены диплома на 1 Всероссийском конкурсе артистов эстрады. Их специальность — карельские народные песни и хороводы. Ко времени, о котором я рассказываю, группа С. Оськиной не только сохранила свое обаяние, но нашла новые черты выразительности исполнения.
Успех вокальной группы натолкнул нас на мысль дополнить художественную палитру ансамбля еще одной краской — финскими игровыми песнями. Была даже предпринята попытка создать финский мужской ансамбль. Мы отобрали несколько артистов финской национальности из хоровой капеллы и оркестра с ярко выраженными актерскими данными, предложили им «разыграть» несколько несложных в вокальном отношении партитур. Эта группа успешно дебютировала в конце 1960 года, а сейчас финский мужской ансамбль — один из самых колоритных номеров в концерте «Кантеле». Имея уже четыре стабильных по составу и автономных в творческом отношении коллектива, мы не прекращали поисков новых жанров, пытались (правда, не всегда удачно) создавать новые номера, способный украсить, обогатить концертные программы ансамбля. К тому времени у нас окончательно сложилось представление о будущем концерте ансамбля как концерте эстрадном, строящемся по принципу наибольшего разнообразия, имеющем в своей программе различные виды национального искусства малых форм.
Несколько лет тому назад мы решили (под явным влиянием известного коллектива «Дружба») создать мужской квартет. Затея не удалась, квартет вскоре распался, но мысль уже работала в этом направлении, и в 1961 году ленинградский композитор Юрий Зарицкий, наш большой друг и знаток карельского фольклора, написал свою лирическую сюиту «Незабудки» для мужского квартета с солистами и небольшого инструментального состава (баян, кларнет, три кантеле — прима, альт, бас). Песни Ю. Зарицкого, сочиненные в интонационной сфере, близкой к финской песне, и изложенные в эстрадной манере, с неизменным успехом исполнялись нами в течение ряда лет и окончательно сцементировали новый, еще один творческий организм — эстрадный вокально-инструментальный ансамбль.
Рождением еще одного коллектива в ансамбле мы обязаны случайности. По ряду обстоятельств женский состав хоровой капеллы претерпел значительные изменения. Новое пополнение — в основном молодые неопытные певицы — требовало к себе неослабного внимания, так как слаженность пения нарушилась. Надо было как бы заново заставить зазвучать женскую группу хора, и я решил на время изъять ее из смешанного состава. Началась работа над несколькими учебными партитурами. Вскоре ровность звучания капеллы восстановилась, а в программах концертов «Кантеле» появилось новое название — женский вокальный ансамбль (лирические песни). К сезону 1963/64 года программа концертов «Кантеле» уже прочно строилась на самостоятельных выступлениях шести художественных коллективов, работающих в разных исполнительских жанрах: хоровая капелла, народная вокальная группа, финский мужской ансамбль, оркестр кантеле-инструментов, женский вокальный ансамбль и эстрадная вокально-инструментальная группа. В таком качестве наш коллектив уже перестал быть ансамблем песни и танца. Он стал художественной организацией нового типа, близкой по жанровой направленности к коллективам эстрадным, но с определенной национальной окраской не только по форме, но и содержанию (в рекламных афишах мы именуемся Государственным ансамблем «Кантеле». Более точного определения мы до сих пор не можем найти).
Пусть не покажется странным, что я обошёл молчанием деятельность одного из основных коллективов ансамбля — танцевальной группы. Дело в том, что развитие этого коллектива не созвучно общей творческой тенденции ансамбля и хореографическая часть программы, ее исполнительские принципы нас пока не удовлетворяют. Трудности создания современного национального танца общеизвестны. Но для «Кантеле» эта задача значительно усложнена отсутствием мастера-хореографа, не только знающего национальный фольклор, но одаренного способностью по-новому его осмысливать. Творчество основоположника карельской профессиональной хореографии Василия Ивановича Кононова уже много лет украшает наши программы, хотя мы понимаем, что без поисков нового невозможно дальнейшее развитие. Попытки ряда приглашенных специалистов лишь частично помогли нам решить эту проблему, но все же перспективы роста танцевального коллектива ансамбля (как, впрочем, и всей карельской хореографии) продолжают нас волновать.
В содружестве с художником А. Акимовым мы предприняли первые попытки решения сценического национального костюма. От старинной одежды мы отказались. Наши артисты одеты сейчас в современные элегантные костюмы модного покроя с учетом национальных особенностей. Покрой варьируется в деталях, в цвете использована гамма сдержанных тонов. Исключение составляют коллективы с этнографическим уклоном, но и в их костюмы А. Акимову много удалось внести нового, современного. Сценическая площадка оформлена лаконично — по заднему плану опущен «язык», расписанный по карельским мотивам. Каждое отделение концерта идет на фоне своего «языка».
Многие месяцы сезона кантелисты проводят в гастролях. Искусство карельских артистов знакомо на Украине, в республиках Поволжья, на Урале и Кавказе, в Прибалтике, Грузии, Армении, Азербайджане. Но наиболее частые и желанные гости мы в своем карельском краю — на лесных делянках, совхозных фермах, в заводских цехах и воинских подразделениях. Коллектив ансамбля имеет за последние годы большую и весьма положительную прессу. Отзывы специалистов — наших коллег, деятелей смежных искусств, — реакция многих и многих слушателей радуют и убеждают в правильности наших творческих устремлений. Впереди еще много труда, много находок и разочарований, но если первый наш опыт покажется полезным и заслуживающим внимания — это будет для нас самой большой наградой.
С. КАРП, художественный руководитель Государственного ансамбля Карельской АССР «Кантеле»
Журнал Советский цирк. Февраль 1965
оставить комментарий