"Кармен" - или о границах самозванства - В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ
В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

"Кармен" - или о границах самозванства

На столике кипа непрочитанных газет и журналов... Яркая обложка! Конечно, «Советская эстрада и цирк». Беру с собой, листаю в трамвае. Всматриваюсь — знакомые лица, мои ученики — Люда и Гриша Яценко. Им посвящена статья Т. Калинниковой «Кармен», или О границах циркового искусства.

Вспоминаю первых своих учеников. Серьезные, исполнительные, стройные Юрий и Валерий Пантелеенко, белокурая красавица Луиза Бояркина и великолепный, сильный ловитор Юрий Корнилов, очаровательная Тамара Мусина, артистичный Гунар Каткевич, красавица Гюзель Газизова и весь воплощение тонкой силы Юнир Газизов, которого ростовские гимнасты прозвали «крестовиком» за его блестящие силовые композиции, улыбающаяся, стройная и всегда стремительная Лариса Наровская, обаятельная Ирина и стальной Вячеслав Касьяновы и другие... другие... Среди них Людмила и Григорий Яценко. Придя из ростовской группы «Цирк на сцене», около пяти лет репетировали они у меня. Два года — в коллективе «Москва Олимпийская» и три года непосредственно над созданием номера «Кармен».

А что же читаем в статье? Яценко, оказывается, все создали сами. Читаю статью — и комок к горлу. Зачем ложь? Кому она нужна? Есть, есть у этого номера и автор, и режиссер — В. Левшин. Сценарий залитован. Есть балетмейстер-постановщик, бывший артист балета, спортивный хореограф Карасев. Есть акт о сдаче номера «Кармен» в Ворошиловградском цирке. Есть диплом режиссеру-постановщику и медаль дипломанта II Всесоюзного конкурса артистов цирка.

Над этой темой я начинал работать еще с артисткой Т. Мордвиновой и ее партнером, но работа не была завершена. И вот эту тему я стал разрабатывать с Яценко.

С огромным трудом работа была завершена. Автор статьи хорошо анализирует художественную сторону созданного произведения. Замечает трехчастную форму построения номера и подчеркивает, что все сложные задачи решены чисто цирковыми средствами, а если в номере и использована хореография, то скромно, и это уже не хореография, а, скорее, пластическая гимнастика, которая, конечно, является формой циркового действия, а не танца. Но эти приемы мною применены не впервые.

Если обратиться к ранее выпущенным мною номерам — воздушные гимнасты Ю. и В. Пантелеенко, уникальная свободная «рамка» в исполнении Л. Бояркиной и Ю. Корнилова (музыка для номера на темы Кальмана «Мистер Икс» написана дирижером Ростовского цирка Э. Лащенковым), «вертушка» Т. Мусиной и Г. Каткевича, где, как и в «Кармен-сюите», средствами воздушной гимнастики раскрывается тема любви Фригии и Спартака (музыка А. Хачатуряна), гимнастический номер «Журавушка» в исполнении Г. и Ю. Газизовых, музыку для которой написал молодой ростовский композитор Е. Михайлов, «Ненецкая сказка» в исполнении Л. Наровской и другим, то нетрудно заметить ту же многочастную форму, решение определенного сюжета сугубо цирковыми средствами. Такой подход к созданию циркового произведения требует от автора и постановщика умения дать исполнителям высококлассную школу, а иногда даже придумать не существовавшие до этого трюки.

Скажу больше, без высокого тренерского профессионализма решать в цирке такие художественные задачи, какие ставились в «Спартаке», «Кармен» и других названных выше номерах, просто невозможно. Здесь нужна определенная школа.

И такая школа переподготовки артистов создана в Ростове. Многие исполнители стремятся к нам. Стремятся многие. Существует даже «живая» очередь. В такой очереди «стояли» и Яценко. Права репетировать у нас они настойчиво добивались. С ними начали работать в Ростовском цирке, и артисты получили все. Идея конструкции аппарата принадлежит автору номера. Осуществил эту идею способный ростовский инженер Г. Котенко. Для «Кармен-сюиты» были специально придуманы трюки, с Яценко вдумчиво работал хореограф Карасев. И, наконец, они получили самое главное — участие, теплое и доброе отношение к себе.

Отмечу еще одну деталь. По договору с Всесоюзной дирекцией мне за работу должны были выплатить тысячу рублей. Шестьсот рублей за репетиторство и четыреста рублей аккордно за постановку. В процессе работы выяснилось, что на изготовление пульта управления гимнастическими аппаратами не предусмотрен безлюдный фонд. У артистов своих денег не было, и я отдал свои шестьсот рублей на эти нужды. Все это зафиксировано документально Ростовским цирком.

Хочу спросить: из каких источников взяты данные о том, что все сделал сам Яценко?

Где Всесоюзная дирекция, которая от начала и до конца создания номера вела большую работу? Где Ростовский цирк, много сделавший для выпуска? Где автор, режиссер и репетитор, проработавший с исполнителями три года практически на общественных началах? Где балетмейстер Карасев, который много сделал для создания номера? Это уже не первый случай, когда мою работу затушевывают или оставляют в тени. Кто от этого выигрывает? Не знаю. А проигрывает цирковое искусство.

Читаю статьи многих авторов журнала и удивляюсь. У них артист все создает сам. А ведь процесс создания номера труден и многогранен. В этом процессе участвует большой творческий коллектив Союзгосцирка и его главный творческий орган — Всесоюзная дирекция, в которой работают любящие, преданные своему делу, высокопрофессиональные специалисты. О них уж забывать не надо. И если нам что-то удалось, то разделить успех надо заслуженно.

Читатель может подумать, что режиссер Левшин решил пожаловаться и поплакаться, обидевшись. Но дело не в этом. Подобный подход к анализу работы над цирковым произведением и попытка приписать все достижения Г. Яценко чреваты тем, что наше искусство, не имеющее своей теории подготовки гимнастических и акробатических номеров, не получит ее и в ближайшем будущем.

До сих пор считалось, что проблему подготовки циркового артиста можно решить путем ученичества, то есть передачи из поколения в поколение знаний и имеющегося опыта. В несложных номерах это пока еще возможно. Но как быть со сложными в техническо-исполнительском и художественно-выразительном отношении? Когда артист трюком раскрывает серьезную тему? Здесь нужна современная теория, способная поднять исполнительское мастерство артистов на самый высокий уровень.

Телевидение тиражирует достижения спортсменов в области акробатики, спортивной и художественной гимнастики, и зритель, приходя в цирк, невольно сравнивает, что лучше. И тут выигрывает спорт. А ведь было время, когда спорт учился у цирка. Сегодня цирку необходимо учиться у спорта. И мало того, необходимо создать свою научно-теоретическую базу, которая и подтолкнет наше искусство к новым достижениям.

Статья убаюкивает. Видите, какой хороший Григорий Яценко — сам режиссер, сам тренер-репетитор, сам придумал новые трюки, сам создал школу, при которой возможно исполнение этих трюков. (А исполнение большинства трюков Яценко невозможно без владения этой современной школой.) Сам создал аппарат, сам разработал форму решения сюжета пластикой. А откуда все это у Яценко?

Мне кажется, что именно этот вопрос является главным. А позиция «все сделал сам» уводит нас от истины. В Ростове в настоящее время идет работа по созданию спортивно-цирковой школы, в которой сотни детей с пятилетнего возраста на базе синтеза спортивной и цирковой теории будут приобщаться к цирку. Мы хотим возродить старейший титул «опилочный». Проникновение в цирк современных спортсменов — хорошее дело, но это не решение проблемы для Союзгосцирка. Мы хотим, чтобы будущие артисты рождались на манеже. Как мы собираемся заниматься с детьми? Мы из этого не делаем тайну и с радостью поделимся своими мыслями, своими достижениями, своей теорией.

Номер «Кармен» хорош, но следующие наши номера будут еще лучше. Надо лишь не стоять на месте, а искать новые пути.

 

Владлен ЛЕВШИН

оставить комментарий

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования