Клоун
На перроне у буфетной стойки Сергеев выпил две кружки пива и, припадая на левую изувеченную ногу, вышел на вокзальную площадь.
Он с волнением опирался вспотевшей ладонью на круглый набалдашник палки, вспоминая то осеннее утро, когда уходил отсюда на фронт. Холодный дождь неуютно и однотонно, как в бубен, стучал в мокрую парусину шапито. Товарищи запрягали лошадей и поспешно грузили на разрисованные подводы узлы и ящики с реквизитом: немцы подходили уже к самой заставе. Три года там, вдалеке, в грохоте войны, мечтал Сергеев о манеже, о праздничных карнавальных огнях цирка. И вот, наконец... Знакомых у него здесь никого не было. Но он почему-то всегда вспоминал об этом маленьком городке, как об оставленном друге, с глубокой теплотой.
Друг посуровел. С затаенной болью Сергеев разглядывал сожженные и разрушенные дома, особенно поразило его взорванное пустоглазое здание гостиницы, где он когда-то жил. Все эти годы Сергеев видел только черные, зловещие дымы пожаров, голые остовы обугленных стен, под ногами — битое стекло да пепел. Но это было там, на фронте, а здесь он как-то не представлял... Было раннее утро. Над головой Сергеева, в широком раструбе громкоговорителя, укрепленного на телеграфном столбе, что-то щелкнуло, и знакомый голос диктора передал утреннюю сводку с фронта: советские войска освободили Одессу. И от этого радостного сообщения и от выпитого пива у Сергеева сильно закружилась голова. Он стоял на углу один, в своей выгоревшей и застиранной фронтовой гимнастерке, и улыбался.
Но сердце его застучало еще сильней, когда он увидел в конце площади белого коня. Из тысячи лошадей он узнал бы эту — по выправке, по благородству, по лакированному крупу, на котором розово отражалась заря, по той непередаваемой картинной грации, с какой этот стройный белоснежный конь выходил из ворот товарного двора. Склонив в лебедином изгибе шею и подняв трубою хвост, конь-артист звонко, как в кастаньеты, выстукивал своими круглыми копытами по глянцевым булыжникам мостовой. На лошади без седла сидела верхом неправдоподобно тонкая девушка с открытой головой, придерживая перед собой фанерный ящик, оклеенный желтыми и синими ярлычками. Девушка свернула направо, по бульвару. Боясь потерять ее из виду, Сергеев торопливо поковылял следом. Все в это утро казалось Сергееву прекрасным: и тихое, нежное небо, и бедовые воробьи, озабоченно прыгавшие по дороге, и расклеенные на заборах афиши, и белый конь, но больше всего радовал его светлый купол цирка, взлетевший над деревьями, легкий и стремительный, похожий на мечту.
Чем ближе подходил Сергеев к цирку, тем сильнее у него стучало сердце. Конь уже скрылся за поворотом аллеи, но четкий перебор его копыт явственно раздавался в хрустальной тишине утра. Ворота парка были закрыты, и Сергеев зашагал вдоль чугунной решетки вниз к реке, чтобы обойти цирк с обратной стороны. У маленькой калиточки он остановился и вытер платком мокрую шею. На калитке висело объявление: «Цирку требуются конюх, пожарный, плотник, сторож и артисты вспомогательного состава». По солдатской привычке одернув гимнастерку, Сергеев натянул поглубже выгоревшую пилотку и всей ладонью толкнул калиточку. Белый конь стоял посреди двора и непрерывно мотал головою, будто приветствовал приход Сергеева. Девушка сидела на ящике, устало положив руки на колени. Ее волосы светились на солнце. Несмотря на ранний час, с манежа уже долетали резкие сухие выстрелы бича, хриплый мужской голос что-то кричал, глухо мычали быки. У сарая на стремянке художник в ватной телогрейке рисовал огромный цветной плакат. В пыли двора возились смешные кудлатые щенки.
— Вам кого? — устало, без любопытства спросила девушка.
Из раскрытых дверей конюшни на Сергеева пахнуло навозом, сеном и лошадиным потом.
— Мне кого-нибудь из старших.
— Григорий Андреич на манеже.
Сергеев нетерпеливо шагнул в прохладный полумрак конюшни. Лошади беспокойно загромыхали в своих стойлах, беленькая собачка, подстриженная под льва, весело пробежала на манеж. Толстый седой человек в расстегнутой полосатой рубашке, с шамбарьером в руках, гонял по арене шестерку огромных неповоротливых быков. Увидев постороннего, он сердито хлестнул по спине черного лобастого быка.
— Вы к кому, гражданин?
Старый Чяйко не узнал его. Сергеев снял пилотку.
— А я до вашей милости... Вам, кажись, пожарники требуются? — пошутил он. Быки остановились.
— Господи, да это же Серж! — и толстяк восторженно щелкнул бичом. — Оля, Саша, Зиночка! — зычно закричал он на весь цирк, пугая быков, — Серж приехал! Наш Серж! — и, с неожиданной для него легкостью перемахнув через барьер, не выпуская из рук хлыста, по-медвежьи облапил гостя: «Сережа, живой, невредимый?!»
Белая собачка, радостно визжа, прыгала вокруг них и становилась передними лапами на ногу то одному, то другому. И уж со всех сторон к Сергееву бежали товарищи — без рубашек, в трусах, потные, мускулистые — акробаты, жонглеры, наездники, обнимали его, крепко трясли руки, смеялись, хлопали по спине.
— Живой, живой, смотрите на него!
— Говорили, что убит...
— Живой.
— Дядя Сережа, дядя Сережа, — тонким фарфоровым голоском кричала, взобравшись на барьер, крошечная лилипутка, — дядя Сережа, а мы с Викторией подготовили новый номер! — по-детски хвалилась она, обнимая его за шею.
От волнения Сергеев ничего не мог говорить и только улыбался, слезы радости бежали по его загорелому лицу.
— У-у, нечистая сила, — закричал на быков Чайко, — полжизни отняли!..
— Бич снова выстрелил в воздухе.
— Всю ночь с ними работаю, бьюсь как рыба об лед. В субботу открытие цирка, а мы с вокзала еще имущество
перевозим. Ты как? — уже по-деловому справился он. — У нас с клоунами полный провал...
— Хромаю вот, — виновато ответил Сергеев.
— А ну-ка, — поглядел Чайко. — Ничего страшного, хромой клоун еще смешней. Давай. Я сейчас закончу. Оля, приготовь нам позавтракать! — распорядился он и полез через барьер на манеж.
Спустя полчаса Сергеев сидел с Чайко за столом в его тесной уборной. Бабушка Оля, известная в прошлом столетии наездница, жарила на плитке яичницу с луком. В двери с любопытством заглядывал полуголый мальчик с обожженными солнцем крепкими прямыми плечиками.
— Проснулся, Володя? — добродушно спросил Чайко. — Иди, поздоровайся с дядей! А где Шура?
— Дыня, иди сюда! — крикнул звонко мальчик, — дядя Гриша зовет!
— Видали, Дыня! И придумают же...
В дверях появился второй мальчик, с круглой стриженой головой. Они оба подошли к Сергееву и чинно поздоровались.
— Дети погибших фронтовиков, — сказал Чайко, отцовски полуобняв их за плечи. — Уже работают программу. В Ставрополе подобрал. Славные ребята, только по арифметике плохо идут, опять из школы жаловались. А ну, хлопцы, позавтракали, давайте на манеж! Будем на «Одуванчике» работать...
Чайко рассказал Сергееву, как отступая под Кисловодском, они чуть не попали к немцам в окружение.
— Все погибло — и животные и реквизит... В прошлом году организовал новый аттракцион с быками. Но лучше выучить сто львов, чем одного быка. Я на манеже пятый десяток добиваю, перевидал, слава богу... — и он налил Сергееву стопку водки. — Значит, готовим антре?
Сергеев ответил не сразу.
— Попробуем, — сказал он неуверенно. — Отвык за три года...
— Дадим, что позабористей. Тряхну и я с тобой по-стариковски, — улыбнулся Чайко, опрокидывая в раскрытый рот стопку.
— Давно я клоуном не работал. Покажем или «Пчелку», или «В парикмахерской». Верный номер!
Репетиция у них шла гладко: Сергеев не мог даже и предположить, что так здорово у него будет получаться. Расстегнув ворот гимнастерки и надув Щеки, он ковылял по манежу, загребая левой ступней мягкие опилки. За ними с мест наблюдали молодые артисты. Чайко репетировал с юношеским увлечением, в полный голос, весело поглядывая на молодежь, словно желая сказать им: вот как работали мы, старики, полюбуйтесь-ка! Он садился на стул, толстый, смешной и, изображая на лице наивную жадность, нетерпеливо требовал: «Пчелка, пчелка, дай мине меду!» А Сергеев в ответ обливал его изо рта струей воды. Выходило очень смешно.
— Чудесно! — восхищался Чайко. — Будет полный успех.
Но Сергеев молча крутил в пальцах папиросу, подавленный странным состоянием: чувство, отдаленно похожее на стыд, мучило его.
— Не могу я, Григорий Андреич, «Пчелку» играть... — высказался он неожиданно. Чайко всплеснул толстыми ладонями:
— Боже ж мой, без ножа режешь!
— Нет, не могу... В мире прошли такие события, а мы опять за старье...
— Да разве ж я не рад новому? Но где ж его раскопать?
— Попробовать надо, — задумчиво заявил Сергеев. — Самим.
— Самим? — Чайко недоверчиво покосился на него. — Ну что ж, помогай боже...
Сергеев пошел к реке. «Нелегкое это дело я затеял», — думал он. Вся его прежняя работа в цирке казалась ему сейчас пустой и никчемной. Просто валял дурака. «Не то нужно, не то... Но что же?» Он присел на камень и, оперевшись подбородком на палку, стал думать. Солнце уже начинало припекать, река дышала прохладой. Восемь лет проработал Сергеев на манеже, знал, чем заинтересовать публику, как рассмешить ее, но, пожалуй, впервые за всю жизнь он так серьезно задумался над своей профессией. «Мазался мукой, бил по башке дубинкой... И десять лет назад было так же. И двадцать. И сто. И, наверное, тысячу лет назад клоуны лупили друг друга по голове дубинками и мазались мукой, и люди смеялись. Но где же смысл?»
Ему почему-то очень хотелось придумать антре со смыслом, и он стал усиленно думать, сочиняя в голове различные сюжеты. Это было очень трудно — выдумывать смешное. Он знал десятки проверенных трюков, вызывавших смех, но эти трюки, обычно, строились на бессмысленности. Сергеев достал нож и очинил карандаш. Он долго сидел на камне, писал, зачеркивал, снова писал и, наконец, плюнув, разочарованно захромал к цирку.
— Ну, как, сочинитель, наклевывается? — встретил его с лукавой усмешкой Чайко.
— Ни черта не выходит...
— То-то, мой милый. Ты что ж, думаешь это так просто? На этом орешке и не такие люди зубы ломали... Давай-ка лучше по дедовской дорожке пойдем...
— Это легче всего... Но неужели нельзя выпрыгнуть из этого круга?
— Давай, давай, прыгай! — одобрительно засмеялся Чайко.
Сергеев поднялся в последний ярус и уселся там на скамейке. На манеже репетировали конные акробаты. Две лошади бежали по кругу, вплотную друг за дружкой, на передней стоял наездник и держал на своих плечах того мальчика, которого звали Дыней. Привязанный к лонже, мальчик на скаку выполнял в воздухе заднее сальто на плечи наездника, стоящего на второй лошади. Трюк не удавался, и мальчик, срываясь, повисал на лонже. Наездники злились, но упорный мальчуган, разрумяненный от неудач, снова и снова взбирался на плечи своего партнера. Кони терпеливо и равномерно бежали по кругу, ни на секунду не сбавляя размеренного ритма. «И откуда у него такое упорство?» — думал Сергеев, закуривая папиросу.
— Ап!
Гибкое тело мальчика кувыркнулось в воздухе, и ноги его точно встали на плечи второго наездника. Радостно расправив руки, покачиваясь на полусогнутых коленях, мальчик победоносно поглядывал на Сергеева, будто подсказывая ему, как нужно добиваться поставленной цели. «Только так и нужно работать, — подумал Сергеев, — добиваться своего во что бы то ни стало!» И он вспомнил, как ему было поручено разминировать охраняемый фашистами мост. «Задача трудная, — предупредил командир батальона, — но ее необходимо решить во что бы то ни стало. Именно во что бы то ни стало!» — еще раз повторил он. — «На рассвете через мост должны пройти наши танки». И Сергеев пошел вдвоем с товарищем в ночь. Они выполнили задание, но ему покалечило ногу. Товарищ приволок его на спине...
Обедать Сергеев не пошел. Взобравшись во дворе на стог сена, он лег на спину и стал смотреть в небо. В знойной тишине тихо плыли пухлые облака. Сергеев думал о новом антре, упорно, страстно, с болезненным желанием придумать смешное. Он мысленно переносил себя на место зрителя. Вот на манеж выходят с дубинками два клоуна. Они здороваются. Вот они затевают спор. О чем? Чтобы хотелось от них услышать? И Сергеев прислушивается, будто и в самом деле видит перед собой этих клоунов. Они затевают игру. Один представляет фашиста, второй — партизана. Как должен действовать партизан, увидев перед собой фашиста? Бить его. Лупить дубинкой по башке, по чему попало. Ну а фашист? Фашист пытается удрать. Он орет во всю глотку. Он смешон... Действие разворачивается стремительно, как бой. Сергеев зримо представляет этого фашиста. Пусть это будет сам Гитлер, это даже смешней.
Уже наступил вечер, лимонная река лежала, озаренная заходящим солнцем, маленький буксир с трудом тащил против течения тяжелую баржу с песком, а Сергеев ничего этого не видел, работая с упоением и забыв обо всем на свете. И никто из проходивших мимо никогда не подумал бы, что этот худой солдат со странно горящими глазами — цирковой клоун. Зрители нетерпеливо стучали ногами, уборные для артистов находились под амфитеатром, и с потолка на Сергеева сыпались пыль и опилки. В последний раз он посмотрел в зеркало, распялил на лице широкие ярко-накрашенные губы и, поправив огромный картонный нос, взял в руки дубинку.
Резко задребезжал звонок.
— Серж, на выход! — громко выкрикнул инспектор манежа.
Оркестр уже исполнял увертюру. Чайко в рыжем парике, в широких полосатых штанах, вспотевший, пузатый волновался больше всех.
— Слушай, Серж, а мы не провалимся?
Его испуганный, полный тревоги взгляд совсем не соответствовал клоунскому гриму и костюму.
— Пошли, пошли, Григорий Андреич! — твердо сказал Сергеев.
Он торопливо прошагал по пустому полукружью коридора и выбрался на верхние сиденья, за спины зрителей последнего ряда. Музыка оборвалась, и инспектор манежа, одетый в черный фрак, объявил:
— Клоуны Серж и Гри!
Смешно припадая на левую ногу, с верхотурья, добродушно оглядывая зрителей, спускался веселый рыжий, с толстой дубинкой в руках. Навстречу ему, заложив руки в карманы, шагал другой рыжий, толстый, жизнерадостный, беспечный.
— Ба, кого я вижу?! Серж! Друг! Ты мне как раз и нужен!
— Я тебе нужен? Зачем я тебе нужен?
— А понимаешь, я хочу сделать тебе доклад на международную тему...
—Доклад? Мне? На международную тему?
— Да-да, рассказать, какие исторические события недавно произошли на международной арене.
— Ну-ну, давай послушаем! — и Сергеев пытливо оглядел публику. В зале было много фронтовиков. Прямо перед ним сидел молодой солдат с приготовленной на лице улыбкой.
— Представь себе, что это не цирковая арена, а международная арена, — громко выкрикнул Чайко. — И ты — не ты, а красный партизан! А я — уже не я, а Гитлер! — и опустив на лоб чуб, он быстро приклеил себе под нос черные усы.
— Значит, я партизан?!
Серж сплюнул на ладони и, схватив двумя руками дубинку, наотмашь грохнул Гитлера по башке. Толстый упал.
— Постой, постой...
— Чего там стоять, раз я партизан, я должен действовать!
Дубинка с треском опустилась на голову толстого.
— Постой, это же неправильно!
— Раз Гитлер — все правильно! — и дубинка яростно начала молотить Гитлера. Толстый поднимал руки и истошно вопил: — Постой, остановись! Караул!
— Заварил кашу, сам теперь и расхлебывай! — орал Серж, входя в раж.
Удары сыпались непрерывно. Цирк стонал от хохота. Сергеев будто видел перед собой настоящего Гитлера, лупил его дубинкой, выполняя свое привычное солдатское дело. И именно в этих действиях он ощущал свою слитность со всеми зрителями в серых солдатских шинелях. Смех вызывался не чепухой, а чем-то более глубоким, осмысленным, правдой жизни. И это было именно то самое, что так мучительно и бессознательно искал Сергеев все последние дни... Чайко изображал побитого Гитлера с простодушным вдохновением. Он так картинно хлопнулся напоследок головой о барьер, что вызвал новый взрыв хохота.
— Доклад о международном положении закончен! — объявил в заключение Серж и, схватив избитого Гитлера за ногу, поволок его с манежа
на конюшню.
Коверный клоун, изображая регулировщика движения, высоким фальцетом выкрикнул:
— Дорога на конюшню истории открыта!
Веселый плеск ладоней и восторженный топот ног о деревянный настил пола сливались в общий гул одобрения. Оркестр несколько раз повторял музыкальную фразу выхода, и Чайко, весь мокрый и довольный от невиданного успеха, силой вытолкнул на манеж своего смущенного друга. И даже сквозь грим было видно, как лицо Сергеева светилось чистым, неподдельным счастьем...
Журнал Советский цирк. Январь 1963 г.
оставить комментарий