Клоун - самый лучший комик
В СМЕШНОМ — СЕРЬЕЗНОЕ
Эта формула тривиальная. Но она правильная. Смех в искусстве не терпит легкомысленного отношения. Он становится «положительным лицом» и в комедии, и в антре, когда, пусть неожиданно, любыми способами, на которые всегда так изобретательны балагуры и веселые задиры, затронет что-то уродливое или пошлое.
Недаром же в России возникло понятие о «серьезном комизме». О смешном, которое несет серьезную мысль, на что-то намекает, о чем-то заставляет задуматься.
Смехом сквозь слезы потрясал умы язвительно-грустный Гоголь.
Капризна и полна неразгаданных тайн веселая озорница — комическая муза. Ошибаются те, кто считает, что все совершенно ясно в искусстве клоуна. Я думаю, что и Чарли Чаплин не сможет объяснить все сокровенные таинства искусства смешного. Он шел от эксцентрики, почти от клоунады. Но потом он, гениальный комик двадцатого века, стал печальным человеком, смотреть на которого и смешно, и грустно.
Его герой страдал. Мучился несправедливостью. Переживал трагедию. А точнее — трагикомедию.
У Чаплина очень грустные глаза.
В Карандаше я больше всего люблю Румянцева — человека умного. Кажется, что он знает о жизни больше, чем мы подозреваем.
Кто-то заметил, что комики, казалось бы, самые веселые люди, вызывающие раскаты смеха, в жизни — молчаливы и чаще всего грустны.
Таким я знал Михаила Зощенко — печального юмориста нашего времени.
Настоящий комизм легок и серьезен. Легок по наивной форме, по тому «курьезу», который служит основой для несоответствия, для явления вывернутого наизнанку, ибо только тогда и будет смешон человек или смешна ситуация, в которую он попадает. Серьезен комизм по тому, насколько глубоко «курьез» или же трюк вскрывают то или иное явление.
Смеясь, мы как бы становимся выше того, над чем смеемся. Мы поняли, что это смешно.
ПОЧЕМУ УМЕРЛИ ТРАДИЦИИ!
Я всегда думал о том, что клоун — это самый умный и самый большой комик. По своей профессии он ближе всего стоит к истокам комического. К самым древним и вместе с тем вечно живым. В клоунаде сохранились все черты площадной комедии, ее наивность и причудливость, ее смех и ее печаль. Ее народность. Маска. Костюм. Общение с публикой. Мимика. И грубость пощечин и палочных ударов, все это стало (тоже очень давно) называться буффонадой.
Это слово напугало многих. Особенно тех, кто причастен к судьбам искусства. У нас общими усилиями буффонадную клоунаду сдали в музей. Или же отнесли на кладбище, как остаточное явление иностранного влияния. Ее презренно изгнали из советского цирка.
И это прискорбно. Не только для тех, кто еще сохраняет в арсенале своего искусства приемы буффонады, но прежде всего для зрителей.
Мне понравилась статья М. Триваса «Обаяние человечности». В ней не только боль и горечь по утраченным традициям веселых комиков-буфф, но и довольно аргументированная позиция человека, обеспокоенного состоянием клоунады. Тривас верно пишет, что, похоронив Белого и Рыжего, эту комическую пару русского цирка, мы стали усиленно культивировать примитивную иллюстративность в выступлениях клоунов. Требуем от них того, что они часто и не могут сделать, что вне возможностей жанра.
И традиции теперь целиком не выручат. Очевидно, Белый и Рыжий будут иными в наше время. Они, наверное, уже отслужили свой срок.
Лучшие наши клоуны создали свои собственные традиции. Карандаш учился у Чарли Чаплина. Но он не смог целиком повторить, да и не хотел, конечно, чаплинский образ. Карандаш нашел свой образ на арене. И стал непревзойденным Карандашом.
Олег Попов, по его собственному признанию, учился у Карандаша. Но тоже не повторял румянцевский образ, а нашел облик смекалистого парня, изворотливого и всегда «себе на уме». Образ Олега Попова, сохраняя в чем-то традиционность жанра, очень современен, и этим артист снискал славу на манежах Европы.
В клоунаде — огромные традиции. Они переходили от поколения к поколению. Мы отнеслись к традициям неуважительно. Просто изгнали почти все, что напоминало клоунскую маску. И стали искать новые пути в этом жанре. Сочли, что клоун больше всего только затейник и «массовик», для которого куплетисты-сатирики пишут тексты, и чем больше приближают они в своих текстах цирк к законам театра, тем лучше. Не заметили, как театр постепенно заменил на манеже цирк. И не стал театром. И перестал быть цирком. Поэтому появились упреки в мелкотемье и требования строить клоунаду на игре со зрителем, как это делают массовики-затейники.
Не слишком ли часто мы забываем о специфике этого традиционного вида циркового искусства? И принижаем его?
Мне кажется, что теперь необходимо разобраться в традициях и подумать о том, что в этих традициях отжилю и что можно еще сохранить, взять с собой в настоящее и будущее.
Тут сразу же встает вопрос: а как же быть с поисками нового содержания, новых форм? Ведь не всегда традиция выручает. Да и те традиционные маски, которые складывались веками, теперь вряд ли смогут ответить запросам современного зрителя. После Карандаша и Олега Попова трудно опять возвращаться к «традиционному» Белому и Рыжему. И зритель от них отвык, и мастерство буффонной клоунады у нас потеряно.
В ЧЕМ ЖЕ СОВРЕМЕННОСТЬ!
Традиционные формы должны служить современности.
Однако это только один путь. Существует и другой, наиболее трудный. Он состоит в создании совершенно новых клоунских образов, насквозь современных, в которых почти не сохраняются ни внешние, ни внутренние признаки «традиционной» клоунады. Я имею в виду такого типа современного клоуна как Олег Попов. Он на нашем манеже не один. Народилась целая стайка клоунов, разных по своим индивидуальностям, которые обогащают клоунаду образной современной манерой.
Среди них — талантливый Ю. Никулин. Никулин живет в своем характере, комически обаятельном, насмешливом, вызывающем скорее улыбку, чем гомерический хохот. Это тот редкий случай, когда клоунада основывается не на броских комических положениях, безошибочно вызывающих смех, а ищет истоки смешного в самом характере.
О «ПОЗИТИВНОЙ КЛОУНАДЕ»
Поиски современного клоунского образа не надо ограничивать. И не следует «затемнять» это дело актуально звучащими «теоретическими» формулами. Меня настораживает теория так называемой ««позитивной клоунады». Это очень похоже на рассуждения о «положительной» сатире, которые были модными во времена бесконфликтности. Тогда говорили и о «положительной» комедии.
Все это чистейшая выдумка, пахнущая конъюнктурным подходом к искусству. Не может быть ни «положительной» сатиры, ни «позитивной клоунады».
ЧАРЛИ ЧАПЛИН В ФИЛЬМЕ «ОГНИ БОЛЬШОГО ГОРОДА».
Сторонники «позитивной клоунады» считают, что такие выступления несут «духовные черты нашего современника», что в «подобных клоунадах, — как пишет Г. Лебедев, — не гротеск, не сарказм, не сатира, а жизнеутверждающий юмор должен являться основным началом».
Довольно странное в наше время утверждение. Начнем с того, что ни один номер клоунады не обходится без гротеска. И в сатире и в саркастических улыбках, которые весьма редки в нашем цирке, всегда живет ирония, в которой «проглядывает» определенное отношение; осуждая недостойное, артист хочет, чтобы смех помог людям стать лучше. Значит, и в сатире живет положительное начало.
Почему же толыко «жизнеутверждающий юмор» может отражать «духовные черты современника»? А разве насмешливый взгляд клоуна, его подтрунивание над слабостями, над людскими пороками не жизнеутверждающий юмор? В юморе, в иронии, в насмешке тоже живет веселый и критический дух современника, подмечающего комические стороны в повадках, замашках, привычках людей.
Зачем же отводить только «позитивной клоунаде» способность утверждать что-то доброе и хорошее? И нелепо разграничивать область комического по такой схеме: сатиру, сарказм числить по разряду «критических жанров», а «жизнерадостный юмор» — объявлять «позитивной клоунадой», которая должна обогатить палитру клоуна. Лебедев в качестве примера такой клоунады вспоминает номер Олега Попова, когда тот «снимает» обратную сторону Луны. Стало быть, в этой сценке Олег Попов пользуется палитрой «позитивной клоунады», а когда высмеивает тунеядцев или жуликов, он разве прощается с «жизнерадостным юмором»?
Боюсь, что мы не сможем возродить буффонадную клоунаду во всем ее блеске и разнообразии, если будем теоретизировать вокруг простейших вопросов. И не дадим самим артистам, еще сохранившимся мастерам этого жанра, и тем, кто начинает пробовать свои силы в клоунаде, проявлять инициативу и выдумку. Грош цена теорий, которая держится на песке старых и отживающих представлений и не прислушивается к тому новому, что возникает в искусстве цирка.
МИМ СОПЕРНИЧАЕТ СО СЛОВОМ
Удивительное дело, но именно в наш век бурно возродилось искусство мимов — древнейших артистов, которые в пластике движений и жестов искали и нашли силу, равную великому волшебнику — слову.
Самые тончайшие чувства: любовь, гнев, разочарование, жалость и печаль — все это «обозначается» и становится эмоциональным без единого слова, все это «говорит» в жестах, в движениях тела.
Долгое время о мимах создавались легенды. Мимы-артисты были редкостью.
И вот пришло в наше время поразительное увлечение этим искусством. Человечество как бы вспомнило о своей юности. И снова мимы начали соперничать со словом. Возникли театры мимического искусства.
Марсель Марсо, клоун и печальный неудачник, человек, создающий поэму о своем герое, способствовал рождению огромного количества театров и трупп, артистов бессловесной пантомимы.
На Всемирном фестивале молодежи и студентов в Москве проходил конкурс мимов. И я был поражен обилием имен, разнообразием этого строгого искусства, способного вызывать восторг и слезы, смех и затаенную боль.
В древности пантомима разыгрывалась на площадях и на ярмарках, а китайское искусство до сих пор сохраняет пантомиму.
И если мы теперь говорим о резервах, еще не использованных нашей клоунадой, то самым мощным резервом надо считать пантомиму.
Слово не всегда звучит в цирке, цирк — не Малый театр, куда приходят наслаждаться музыкой слова. Я например, всегда начинаю тосковать, когда клоуны, даже прославленные, переходят на речь (им теоретики циркового искусства дали обидное определение «разговорники»). И не потому что клоуны не умеют пользоваться словом, просто, мне думается, что на манеже куда просторнее движению, мимическому «разговору», пантомиме, чем слову.
Искусство мимов — поэтическое. Оно точное и емкое. И доступное для восприятия.
ПАНТОМИМА — ИСКУССТВО КЛОУНА
Если мы возьмем пантомиму на вооружение, то сможем обогатить современную клоунаду. В искусстве Ю. Никулина заметны преимущества пантомимы. Он блестяще владеет жестом и мимикой. Недаром одна из лучших кинокомедий «Пес Борбос или Невероятный кросс» — комическая пантомима. И в ней Никулин создает образ, пользуясь только пластикой движений и выразительностью комической мимики.
На манеже больше всего мне нравятся мимические сценки, которые разыгрывает Ю. Никулин со своими партнерами М. Шуйдиным и Т. Никулиной. И одна из них — трогательная и нежная (Никулин преподносит букет цветов девушке) — неожиданно оборачивается в полную сатирического содержания историю, имеющую определенный, так сказать, социальный адрес: букет продает частник, который буквально «обирает» бедного влюбленного, обкрадывает его благородное чувство. Сценка исполнена по всем законам мимического искусства. Она совершенно законченна по своему замыслу и исполнению.
И если заглянуть немного в прошлое, то можно вспомнить, что наиболее удачные номера у Карандаша были связаны не со сценами, в которых он разговаривал. Артист превосходно владеет мимикой лица, пластикой движений, и здесь он и одерживает победы, завораживает зрителя магической силой бессловесного искусства.
Искусство современных мимов ждет своего творческого «вторжения» в нашу клоунаду. И тут нельзя насаждать директивные преграды и границы, в использовании пантомимы мы должны дать свободу творческим поискам.
Все виды клоунады необходимы в нашем цирке, кроме скучных и тех, что строятся на комизме примитивном: «покажи палец — будут смеяться, высуни язык — найдутся охотники похохотать».
Глупость никогда не была мерилом комического. Клоунада смеялась над глупостью и была выше ее. Клоунада — умное искусство. Она комически потешалась над тупостью и фальшью.
И такую клоунаду надо восстановить в правах.
В. ФРОЛОВ
Журнал "Советский цирк" Октябрь 1962г.