Колеснице нужны колеса - В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ
В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Колеснице нужны колеса

В статье Э. Шапировского «Колеснице нужны колеса», опубликованной в № 3 журнала «Советская эстрада и цирк», справедливо говорится о том, что недостаток мемуарных и монографических изданий, отсутствие разработанной теории и истории эстрадного искусства отражается на практике эстрады, «порождает длинную цепь больших и малых проблем».

В са­мом деле, специфика эстрадного искусства, закономерности разви­тия его жанров почти не изучены. А это, как показывает Шапиров-ский на примере конферанса, ведет к «растворению» жанров, утрате особенностей, которые свойствен­ны их природе. В результате появ­ляется дилетантизм, незнание за­конов жанра приводит к внешнему копированию, порождает безли­кость, ремесленничество.

Между тем за сорок с лишним лет советской эстрадой накоплено огромное богатство, многое из ко­торого, к сожалению, уже начинает забываться, уходит в предание. Чтобы в какой-то мере воспол­нить этот пробел, в Институте ис­тории искусств Министерства культуры СССР готовится книга по истории советской эстрады. Пер­вый том объемом в двадцать пять печатных листов охватит период с 1917 по 1945 год. Он должен быть завершен в 1967 году.

Даже самый беглый перечень тем, над которыми идет сейчас работа (многие главы уже написаны), убеждает, какой огромный путь прошла наша эстрада, как много ценного накоплено за это время. В очерках вспоминаются «Живые газеты» — концерты-митинги, мас­совые празднества, театры револю­ционной сатиры, рассказывается об участии В. Маяковского и Д. Бедного в создании эстрадного репертуара, о первых творческих шагах талантливых композито­ров — И. Дунаевского, М. Блантера, К. Листова, Д. Покрасса, кото­рые создавали не только песни, но и музыку для театров «малых форм».

Первый Всесоюзный конкуре артистов эстрады выдвинул лау­реатов. Их творчество во многом определило лицо современной со­ветской эстрады. Об этом пойдет речь во второй книге. В нее войдут творческие портреты ведущих ма­стеров сегодняшней эстрады, будет рассказано о развитии отдельных жанров, об их специфике.

В связи с этим я хочу еще раз вернуться к статье Э. Шапиров­ского. Прав автор, когда призывает дорожить каждой крупицей фак­тов, наблюдений и живых свиде­тельств. Работу составителей вто­рой книги весьма затрудняет от­сутствие монографий, мемуаров, серьезных обобщающих статей об эстрадном искусстве. Приходится довольствоваться отрывочными и нередко противоречивыми отзыва­ми периодической печати, архивами, разбросанными по разным ме­стам, приблизительными воспоми­наниями очевидцев. Прав Э. Щапи-ровский и тогда, когда говорит об интересе и своеобразии, который представляет эстрадный репертуар: без него трудно восстановить твор­ческий портрет ушедшего от нас артиста, а также определить зако­ны развития того или иного жанра.

Работу, которую мы на себя взяли, разумеется, трудно выпол­нить маленькой группе Института истории искусств. Как разумно считает Э. Шапировский, ее может с большим успехом вести научно-художественный центр или какая-либо иная организация (дело не в названии), которая привлечет к этому нужному делу широкую об­щественность. Только тогда удастся восстановить утраченное богатство, написать полную историю совет­ской эстрады, серьезно разработать ее теорию.
 

Е. УВАРОВА, кандидат искусствоведения, руководитель группы эстрады и цирка Института истории искусств

Журнал Советский цирк. Август 1966 г.

оставить комментарий

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования