Колеснице нужны колеса
В статье Э. Шапировского «Колеснице нужны колеса», опубликованной в № 3 журнала «Советская эстрада и цирк», справедливо говорится о том, что недостаток мемуарных и монографических изданий, отсутствие разработанной теории и истории эстрадного искусства отражается на практике эстрады, «порождает длинную цепь больших и малых проблем».
В самом деле, специфика эстрадного искусства, закономерности развития его жанров почти не изучены. А это, как показывает Шапиров-ский на примере конферанса, ведет к «растворению» жанров, утрате особенностей, которые свойственны их природе. В результате появляется дилетантизм, незнание законов жанра приводит к внешнему копированию, порождает безликость, ремесленничество.
Между тем за сорок с лишним лет советской эстрадой накоплено огромное богатство, многое из которого, к сожалению, уже начинает забываться, уходит в предание. Чтобы в какой-то мере восполнить этот пробел, в Институте истории искусств Министерства культуры СССР готовится книга по истории советской эстрады. Первый том объемом в двадцать пять печатных листов охватит период с 1917 по 1945 год. Он должен быть завершен в 1967 году.
Даже самый беглый перечень тем, над которыми идет сейчас работа (многие главы уже написаны), убеждает, какой огромный путь прошла наша эстрада, как много ценного накоплено за это время. В очерках вспоминаются «Живые газеты» — концерты-митинги, массовые празднества, театры революционной сатиры, рассказывается об участии В. Маяковского и Д. Бедного в создании эстрадного репертуара, о первых творческих шагах талантливых композиторов — И. Дунаевского, М. Блантера, К. Листова, Д. Покрасса, которые создавали не только песни, но и музыку для театров «малых форм».
Первый Всесоюзный конкуре артистов эстрады выдвинул лауреатов. Их творчество во многом определило лицо современной советской эстрады. Об этом пойдет речь во второй книге. В нее войдут творческие портреты ведущих мастеров сегодняшней эстрады, будет рассказано о развитии отдельных жанров, об их специфике.
В связи с этим я хочу еще раз вернуться к статье Э. Шапировского. Прав автор, когда призывает дорожить каждой крупицей фактов, наблюдений и живых свидетельств. Работу составителей второй книги весьма затрудняет отсутствие монографий, мемуаров, серьезных обобщающих статей об эстрадном искусстве. Приходится довольствоваться отрывочными и нередко противоречивыми отзывами периодической печати, архивами, разбросанными по разным местам, приблизительными воспоминаниями очевидцев. Прав Э. Щапи-ровский и тогда, когда говорит об интересе и своеобразии, который представляет эстрадный репертуар: без него трудно восстановить творческий портрет ушедшего от нас артиста, а также определить законы развития того или иного жанра.
Работу, которую мы на себя взяли, разумеется, трудно выполнить маленькой группе Института истории искусств. Как разумно считает Э. Шапировский, ее может с большим успехом вести научно-художественный центр или какая-либо иная организация (дело не в названии), которая привлечет к этому нужному делу широкую общественность. Только тогда удастся восстановить утраченное богатство, написать полную историю советской эстрады, серьезно разработать ее теорию.
Е. УВАРОВА, кандидат искусствоведения, руководитель группы эстрады и цирка Института истории искусств
Журнал Советский цирк. Август 1966 г.
оставить комментарий