Любовь и печаль Бернара Бюффе
Бернар Бюффе — известный французский художник-гуманист. Он привязан к жизни, к ее событиям и переживаниям. Он чувствует ее драматизм и лирику, передавая свои восприятия образам живописи и рисунков.
Картины и рисунки Бюффе напоминают песни французских шансонье. Они немногословны по сюжету, не выспренни по теме, наполнены настроением и раздумьем, вводящими на серьезные, глубокие мысли. Бюффе — замечательный рисовальщик. Его рисунки запечатлевают не просто работу руки, но и движение сердца.
Они никогда не безучастны к изображаемому, не случайны. За каждым из них возникает мир интересной и сложной личности — талантливой и благородной. Линия в рисунке Бюффе мгновенна и выразительна, как жест. В ней мы ощущаем напряжение и обнаженность чувства.
Бюффе напоминает человека, который, ничего не скрывая, оставляет за собой в разговоре последнее слово, чтобы, не изменяя сказанному, сменить по необходимости доброжелательство на иронию, ограждая ею себя от неприемлемых обстоятельств и воплощал в ней свободу суждения.
Такая ирония может быть и молчаливой, внутренней. Она порой незаметна. Бтоффе показывает ее крупным планом, не огрубляя и не шаржируя. Он стремится запечатлеть противоречивые чувства умного и талантливого человека — в чем-то одинокого и обойденного удачей, не принимающего жизнь целиком, отдающего себе отчет в наблюдаемом.
Многие герои Бюффе — цирковые бродячие актеры. Через тяготы существования они проносят свои лучшие идеалы. За гримом, за масками и костюмами зритель различает в работах Бюффе человеческую индивидуальность и неповторимость.
В каждом произведении как бы присутствует взгляд художника на жизнь, оценка ее. Трагической нотой пронизан рисунок Бюффе, на котором за ажурной клеткой виднеется носорог. Цирк пуст. И тем грустнее воспринимается облик могучего экзотического зверя, его нелепое одиночество и неволя.
Через творчество Бюффе проходит тема личного неустройства человека в мире радужных иллюзий и блаженных мечтаний. Даже тогда, когда его герои изображены вместе, — они внутренне одиноки и обижены. Перед каждым из них всегда стоит зопрос, который можно выразить названием одной из работ Поля Гогена — «Кто чы? Куда мы идем?».
Но было бы неправильно сводить лишь к этому работы художника. Его образы много сложнее и содержательнее. За каждой чертой характеров угадывается части-па сохраненной моральности, достоинства, таланта. Эти человеческие качества Бюффе не отдает на поругание. В них ему открывается та надежда и та вера в добро и справедливость, которые питают его творчество.
Мир Бернара Бюффе драматичен, но не ущербен. В доступной ему мере он облагает яркостью красок, музыкальностью линий, редкими, но драгоценными проявлениями неомраченных, радостных чувств.
Бюффе приглашает зрителя к размышлению. Он не убаюкивает его, не льстит склонности к покою, к беззаботной созерцательности. Художник принадлежит к нынешним донкихотам западной культуры, драматично и искренне пытающимся осознать происходящее, оградить честь, ум, свободу человека от агрессии животных инстинктов. Бюффе — художник «печального образа».
Но его творчество отдана поиску солнца, гармоничной и подлинно счастливой человеческой личности.
Рисунки из циркового альбома БЕРНАРА БЮФФЕ
И. КУПЦОВ
Журнал Советский цирк. Февраль 1967 г.
оставить комментарий