Маргарита Назарова в перерыве между репетициями
На фасаде Горьковского цирка погасли огни. Ушли последние зрители. Гулко звучат шаги в коридоре. Прикрепив к пожарному крану шланг, рабочий тянет его к арене, обнесенной клеткой.
МАРГАРИТА НАЗАРОВА в перерыве между репетициями
На манеже униформисты устанавливают реквизит, приносят большие миски с мясом. Через несколько минут начнет репетировать Маргарита Назарова. Многие тысячи зрителей и у нас и за рубежом знали четвероногих партнеров дрессировщицы — Пурша, Раду, Урала. Этих грозных артистов уже нет в живых. После их смерти возник вопрос, восстановить прежний аттракцион, введя дублеров, или создать новый. Назарова выбрала последнее, решила выступать со смешанной группой животных — тиграми, львами, медведями и лошадьми. Все они, кроме тигриц Кальвы и Нонны, еще не знают ярких огней манежа.
...Из-за кулис доносится рычание, и вслед за тем на манеж выбегают тигры и львы. Дрессировщица и ее партнер в подготовке аттракциона Константин Константиновский входят в клетку. Первым получает задание лев Радж. На тумбу опирается доска, на одном конце которой лежит кусок мяса. Такая же порция — на противоположном конце доски, который укротительница держит на плече. Львенок охотно прыгает на тумбу и, проглотив мясо, неуклюже двигается по доске за вторым куском. Идет, идет, и, наконец... Есть!
— Молодец, Раджик! — ободряет его Назарова.
Неожиданно звучит возглас Константиновского:
— Миша, спину!
Ассистент резко поворачивается в сторону Багиры и грозит ей кулаком. Тигрица, рявкнув, отворачивается. Служитель тут же подходит к ней и «задабривает» куском мяса. Дрессировщики основательно изучили своих подопечных, их повадки, склонности, характеры. Сестра Пурша — Юла похожа на брата — уравновешенна, но рядом с ней, на тумбе, урча и поминутно вздрагивая, лежит Багира — злая, агрессивная.
— Но очень талантливая, — говорит о ней Константиновский, — а таланту можно многое простить.
Сейчас ее очередь репетировать. Назарова командует:
— Багира, барабан!
И тигрица передними лапами начинает катать по арене огромный барабан. Но вдруг она остановилась, В то же мгновение Назарова рассекает бичом воздух над головой зверя: у дрессировщиков есть правило — никакой уступки животному, иначе все, что было достигнуто на предыдущих репетициях, будет мгновенно утеряно. Назарова заставляет Багиру снова выполнить трюк, и тигрица нехотя подчиняется. Много повозиться пришлось с Раджем, который сначала ни за что не пускал людей в клетку, пока не увидел, как Константиновский вошел к Султану. Теперь Радж — самый близкий друг дрессировщиков. Да и актерские способности обнаружились у него.
Дрессировщики позаботились о том, чтобы звери подружились. Воспитывать молодняк дрессировщикам помогают опытные «артисты» — Кальва и Нонна, и прежде всего личным примером. Вот Нонна демонстрирует элегантный прыжок с тумбы на тумбу, пролетая над головой Назаровой. Когда звучит команда «Сф!», Кальва первая, а за ней и остальные звери встают на задние лапы и поворачиваются в сторону зрителей — это финал будущего аттракциона. Прошло полтора часа репетиции. Со всеми зверями по нескольку раз пройдены трюки, каждый из которых достается ценой колоссальных усилий. Так, например, чтобы научить тигра прыгать через огненное кольцо, понадобилось ни много ни мало двести пятьдесят репетиций.
Вот так ежедневно на манеже Горьковского цирка воля человека вступает в единоборство с инстинктом хищника. И каждая репетиция приносит дрессировщикам какие-то новые, пусть порой и скромные победы. Все ближе к завершению огромная работа над аттракционом, создание которого артисты посвятили всенародному празднику — 50-летию Великого Октября. Не менее года напряженного труда понадобилось для двадцати двух минут яркого зрелища на арене.
ОЛЕГ БОБИН
Журнал Советский цирк. Январь 1968 г.
оставить комментарий