Многогранность. Ю.А. Станишевский
Вышла в свет новая книга известного московского театроведа и критика, доктора искусствоведения, профессора Ю.A. Дмитриева «Грани современного».
У автора монографии, много лет возглавляющего Сектор театра народов СССР Всесоюзного научно-исследовательского института искусствознания Министерства культуры Союза ССР, крепкие и продолжительные связи c украинским театром и театральной наукой. Мастера украинской сцены и ее талантливая молодежь хорошо знакомы c увлекательными и страстными выступлениями Юрия Арсеньевича — горячего пропагандиста достижений многонациональной театральной культуры, c его принципиальными и точными открытыми рецензиями на премьеры, сделанными для актерских коллективов сразу же после спектакля в только что опустевшем зрительном зале.
Многолетняя творческая дружба и взаимное сотрудничество объединяют ученых сектора театра народов СССР Института искусствоведения и научных сотрудников отдела театроведения Института искусствоведения, фольклора и этнографии им. M.Ф. Рыльского Академии наук Украинской ССР. Содержательные доклады и выступления московских ученых перед работниками украинского института, a также перед преподавателями и студентами театральных факультетов вузов Киева и Харькова всегда помогают сосредоточить внимание на главных и актуальных задачах многонационального советского театроведения. Проявляя постоянный интерес к некоторым проблемам развития украинской сценической культуры, Ю.A. Дмитриев выступает на страницах республиканских журналов «Украинский театр», «Народное творчество и этнография» (на укр. языке. — О.К.) и его статьи всегда привлекают внимание театральной и научной общественности.
Основная черта театроведческой и критической деятельности Ю.A. Дмитриева — многогранность. Историк русского дореволюционного и советского театра, он активно и увлеченно работает в области различных жанров театральной критики, сочетая в своих проблемных статьях, обзорах и рецензиях публицистичность и аналитический подход к различным заметным явлениям сегодняшнего сценического искусства, всегда обращаясь к самой широкой зрительской аудитории. Круг интересов критика очень широк - здесь и драматический театр, и музыкальные спектакли, и даже эстрада и цирк.
Глазами влюбленного в могучую силу, вдохновенную поэзию и глубокую правду театра всматривается Ю.A. Дмитриев в многообразные художественные процессы современного сценического искусства. Ибо, как говорил великий A.C. Пушкин, где нет любви к искусству, там нет и критики. Именно трепетной любовью к поисками достижениям советской многонациональной сценической культуры согрета и новая книга опытного критика.
«Если наш театр обязан вести борьбу за умы и сердца людей..., то он особенно страстно должен добиваться высокой художественности произведений, - пишет Ю.A. Дмитриев.
Критики призваны всемерно способствовать подъему художественного уровня произведений искусства, в том числе и театральных. Инструментом критики в этом случае может быть только правда, точная и глубокая оценка произведения, даже если она огорчает создателей пьесы и спектакля».
K этому стремится и сам автор книги «Грани Современного». Рассматривая основные процессы движения многонационального советского театра, его наиболее значительные искания, он, вполне закономерно, обращает внимание читателей на лучшие спектакли театральных коллективов Москвы, которые отражают общие закономерности и тенденции развития сценической культуры нашей страны.
B то же время из поля зрения автора не выпадают и лучшие работы ведущих театров Ленинграда, Киева, в частности, некоторые спектакли Киевского государственного академического украинского драматического театра имени И.Я. Франко.
Интересно анализируется в книге новая постановка драмы выдающегося украинского писателя Александра Корнейчука «фронт», созданная в Московском государственном академическом театре имени Евгения Вахтангова к 30-летию Великой Победы главным режиссером талантливого коллектива E. Симоновым и своеобразным художником И. Сум6аташвили. Этот масштабный героико-патриотический спектакль отразил общие тенденции воплощения на современной сцене темы Великой Отечественной войны, связанные c искренним стремлением актеров и режиссеров увековечить ратный труд, мужество, подвиг советского воина, понять истоки его несокрушимой силы и стойкости. И, очевидно, не случайно в новой вахтанговской постановке «Фронта» режиссер выдвинул на первый план именно солдатскую тему, сосредоточивая внимание на рядовых участниках войны, мужественно вынесших на своих плечах все страшные тяготы фронта. В московском спектакле действие начинается не в штабе фронта, а на переднем крае, в заснеженном окопе, где стойко держат оборону солдаты разных национальностей – русский Башлыков, украинец Остапенко, грузин Гомелаури, казах Шаяметов.
Внимательно и любовно воссоздана в книге солнечная, согретая добродушным народным юмором постановка пьесы H. Думбадзе и Г. Лордкипанидзе «Я, бабушка, Илико и Илларион». К талантливому произведению современной грузинской драматургии неоднократно обращались украинские Коллективы, а на сценах Черновицкого музыкально-драматического театра имени O. Кобылянской, Одесского музыкально-драматического театра имени Октябрьской революции и Киевского ТЮЗа имени Ленинского комсомола эта жизнеутверждающая пьеса получила поэтичные и оригинальные образно-режиссерские решения.
Говоря о воплощении на современной русской сцене драматургии братских союзных республик, автор рассказывает читателям не только о достижениях режиссеров и актеров, но также и o нерешенных проблемах и актуальных задачах театрального искусства. В этой связи показательно критическое рассмотрение отдельных просчетов и недостатков двух столичных постановок пьесы известного грузинского драматурга O. Иоселиани «Пока арба не перевернулась».
Книга Дмитриева состоит из четырех самостоятельных глав, органично дополняющих друг друга, каждая из которых раскрывает отдельные существенные грани единого и весьма разнообразного современного театрального процесса. В первой главе «Великая миссия театра» автор взволнованно и убедительно пишет o важнейших задачах сценического искусства o могучем эмоциональном воздействии на зрителей вдохновенного актерского творчества.
Он пристально всматривается в стремительное движение сегодняшнего театра, в удивительное многообразие поисков активно действующей режиссуры, которая своеобразно синтезирует богатый опыт и достижения сценического искусства, различные стилевые течения и выразительные приемы, смело претворяет и обогащает театральные тенденции. Обращаясь к некоторым существенным проблемам современного актерского творчества, автор касается актуальных вопросов искусства сценического переживания и перевоплощения, подчеркивая, что система K.C. Станиславского дает сегодня максимальные возможности для правдивого раскрытия жизни человеческого духа, соединения условного и жизненного начал в игре артистов, отмечая, что открытая театральность спектаклей, порой наполненных парадоксальными, даже эксцентрическими приемами, не исключает требования от исполнителей глубокой правды чувств и естественности их выражения.
Говоря о влиянии на драматический театр эстетических принципов и выразительных средств современного музыкального театра, мюзикла, эстрады и цирка, автор рассуждает об условной природе театрального действия, o диалектическом единстве содержания и формы в синтетическом спектакле, об эпическом театре и рационалистической системе Вертольта Брехта, об их значении для сегодняшней сценической практики и актерского творчества.
Сложным процессам формирования современного репертуара, содружеству театров c драматургами, поискам новаторских режиссерских и актерских решений в спектаклях o нашей героической действительности посвящена вторая глава «Современная пьеса на сцене». B ней на основе конкретного анализа таких значительных спектаклей, как «Сталевары», «Мария», «Человек со стороны», «Таблетку под язык» и другие, показано, что создание яркого произведения о сегодняшнем дне выдвигает перед драматургами и постановщиками задачи убедительного раскрытия необыкновенности обыденного, извлечения высокой поэзии из напряженных трудовых будней, превращения повседневных фактов в волнующие картины сценического искусства.
На сегодняшней театральной афише произведения русской и современной классики занимают почетное место, a их очень разные, отмеченные режиссерским поиском постановки вызывают все больший интерес и горячий отклик зрителей. Вокруг современных интерпретаций классической драматургии все чаще возникают бурные споры и творческие дискуссии, в которых c особой остротой рассматриваются вопросы o правомерности непривычных, откровенно экспериментальных и парадоксальных режиссерских и актерских решений, o границах полемики c традиционными трактовками классики и о попытках отдельных постановщиков свободно трансформировать известную пьесу.
Большой интерес театральной общественности вызвала, в частности, широкая и продолжительная творческая дискуссия на страницах «Литературной газеты», начатая в марте 1976 года интересной статьей доктора искусствоведения Инны Вишневской «Классика: границы и безграничность», в которой подчеркивалось, что одной из благороднейших задач современного театра является искреннее стремление режиссеров и актеров показать сегодняшним зрителям все новые и новые пласты классических произведений, раскрыть перед ними новые духовные богатства классики, ибо она бессмертна и неисчерпаема.
Проблемы глубокого исследования, постижения и подлинно новаторского сценического раскрытия шедевров русской и зарубежной классической драматургии волнуют сегодня и практиков, и теоретиков театра, так как связаны они c важнейшими задачами дальнейшего повышения идейно-эстетического и нравственного воспитания широкого зрителя, особенно молодежи, которая всем сердцем тянется как к великим творениям A.C. Пушкина, H.B. Гоголя, A.H. Островского, A.П. Чехова, Максима Горького, так и к лучшим произведениям современных советских писателей.
Вопросы сценического воплощения классики весьма актуальны И ДЛЯ художественных исканий ведущих театров Украины. Работа известных коллективов республики над произведениями A.H. Островского, Л.H. Толстого, A.П. Чехова, Максима Горького, M.Л. Кропивницкого, И.K. Карпенко-Карого, И.Я. Франко, Леси Украинки выдвинула на повестку дня немало актуальных режиссерских и актерских проблем. Поэтому содержательная глава книги Дмитриева «Классическое – всегда современно» представляет несомненный интерес.
B чем же заключаются сегодня подлинное новаторство и современность лучших сценических интерпретаций русской и зарубежной классики, где и когда позиция постановщика вступает в конфликт c авторским замыслом, существуют ли границы разнообразных художественных исканий на материале классической драматургии — эти и многие другие волнующие вопросы затрагивает автор.
Перед читателем открывается масштабная и величественная картина повседневной, сложной, но вдохновенной и успешной работы театральных коллективов страны над воплощением богатств классической драматургии во всем ее жанровом, стилевом и образно-тематическом многообразии. B поле зрения автора, отмечающего крупные достижения в работе над классикой, попадают и лучшие классические спектакли Киевского театра имени И.Я. Франко — «Украденное счастье» И.Я. Франко, «Кассандра» Леси Украинки и «Антигона» Софокла. Свои рассуждения и выводы автор подкрепляет яркими фактами театральной жизни страны и реконструкциями спектаклей, весьма красноречивыми цифрами.
Конечно, каждое поколение видит известные классические произведения по-своему, осознавая их огромную действенную силу и великое художественное совершенство. Но перед каждым творческим поколением c особой остротой встает задача бережного, любовного и внимательного отношения к классике, истоки притягательной силы которого кроются в щедром богатстве идейно-эстетического содержания, в правдивости отображения явлений действительности, в емкости и яркости человеческих характеров.
O бережном внимании к мыслям, чувствам и образам драматургов-классиков взволнованно пишет и Ю.А. Дмитриев, показывая, как по-разному выглядит на сегодняшней сцене классическая литература, как ультрасовременный, откровенно претенциозный спектакль неожиданно оказывается старомодным, примитивным, a добротное традиционное, на первый взгляд, решение вдруг по-новому открывает идейно-философское содержание и духовную красоту шедевра.
Рассказ o трудных и крутых дорогах, ведущих талантливых режиссеров, актеров и художников-декораторов к вершинам новаторских прочтений классической драматургии, по‑своему предваряет интересные рассуждения автора об острых и актуальных проблемах взаимодействия актерского и режиссерского искусства, которым посвящена заключительная глава «Актер и режиссер в современном театре».
Об обязательном лидерстве режиссуры в сегодняшних исканиях сценического искусства говорят как o непреложном и единственно верном законе развития театральных коллективов. «ХХ век — век атома, спутников, кибернетики... и режиссуры», — утверждает выдающийся советский режиссер Г.A. Товстоногов. Мировой театр нашего столетия выдвинул многих крупнейших мастеров режиссуры, среди которых могучие таланты реформаторов сценического искусства. Проблемы режиссуры вот уже много лет находятся в центре внимания практиков и теоретиков советского театра, порой отодвигая на второй план не менее актуальные вопросы движения актерского искусства.
По утвердившемуся мнению, современный театр – театр режиссерский, ибо в нем c особой активностью и многогранностью проявляется творческая воля режиссера. И в то же время, как справедливо писал Вл. И. Немирович-Данченко «...театр – это актер... и театральное искусство есть прежде всего актерское искусство». Проблемы творческих взаимоотношений активно действующей режиссуры и актера, в искусстве которого сегодня значительно возрастает личностное начало, вызывают особый интерес театральной общественности.
O них взволнованно заговорили критики, режиссеры и актеры еще в начале 60-x годов на страницах всесоюзного журнала «Театр», где развернулась широкая творческая дискуссия «Актерское искусство сегодня». B начале 70-х годов оживленная дискуссия на тему «Актер и современность» началась на страницах республиканского журнала «Украинский театр», которая в самых различных формах – от обобщающих проблемных статей до кратких высказываний театроведов, режиссеров и актеров «за круглым столом» в редакции – не прекращается уже несколько лет.
Когда говорят об актере в современном режиссерском театре, нередко высказывают опасения насчет подавления его самостоятельности, творческой инициативы, снижения уровня профессионального мастерства, насилия сугубо постановочных средств и приемов.
B то же время сегодняшняя театральная практика красноречиво свидетельствует о том, что подлинный расцвет актерских индивидуальностей, ярких личностей и целых коллективов возможен только на прочной основе смело ищущей и новаторской режиссуры, что создание художественно значительных спектаклей возможно лишь в результате продолжительных творческих контактов актеров и режиссера, гармонично сочетающего в своей работе постановочные и воспитательные задачи.
Тем не менее попытки доказать обратное – что режиссерский театр вступает в прямое противоречие с театром актерским, все еще имеют место. Интересно, что талантливые художники, последовательно и активно проявляющие свою твердую творческую волю и свой ярко режиссерский театр, всегда c уважением относились к индивидуальности актера. Так, в частности, Вс. Мейерхольд отмечал: «Режиссерский театр – это есть актерский театр плюс искусство композиции целого».
A известный украинский режиссер Лесь Курбас подчеркивал:
«Режиссерский театр – это и есть актерский театр в пределах единой художественной композиции спектакля».
Сегодняшний театр – режиссерский, и это, несомненно, верно, утверждает автор книги, убедительно доказывая, что театр в то же время и актерский, ибо то и другое взаимно связано. Он горячо спорит c теми, кто пытается упорно доказать, что в современном театре актерское искусство в его истинном смысле отходит под влиянием активно ищущей режиссуры на второй, а то и на третий план. На большом, конкретном и весьма разнообразном материале Дмитриев раскрывает и убедительно доказывает, что в сегодняшнем театре режиссер и актер – это два центральных персонажа спектакля, что в современном сценическом искусстве режиссер не только умирает в актере, но и, прежде всего, раскрывается через актера, и чем ярче, умнее режиссер, тем интереснее выявляют себя талантливые артисты.
Рассматривая разные грани единого многокрасочного современного театрального процесса, Ю.A. Дмитриев убедительно показывает в своей книге щедрый расцвети выдающиеся достижения сегодняшнего театра, вносящего огромный вклад во всю мировую сценическую культуру.
оставить комментарий