Музей цирка
Как-то даже плохо сочетаются эти два слова: музей и цирк. Казалось бы, что общего у жизнерадостного искусства цирка и собрания старых архивов, выцветших фотографий, поблекших от времени плакатов и литографий?
Цирковая афиша времен Великой Отечественной войны (передана музею Е. М. КУЗНЕЦОВЫМ).ВИТАЛИЙ ЛАЗАРЕНКО.Рисунок художника Д. МООРА (30-е годы). Почетная медаль 100-летия цирка НАПОЛЕОНА РАНСИ (Франция). Творческие встречи в музее цирка. На переднем плане В. ФИЛАТОВ и О. ПОПОВ
Начало музею положила небольшая частная коллекция. Весной 1928 года в Институте истории искусств организуется выставка «Искусство движения», на которой впервые выставляет для публичного обозрения ряд материалов по истории цирка В. Я. Андреев — преподаватель фехтования Ленинградского театрального института имени А. Н. Островского и Хореографического училища. Человек широко образованный, он отличался страстной увлеченностью цирком.
С помощью автора этих строк (я был в те годы заместителем директора цирка по художественной части) и театрального рецензента Е. М. Кузнецова (он тогда только начинал писать о цирке в вечерней «Красной газете») удалось отвоевать небольшую комнату. На дверях повесили рукописную вывеску «Музей цирка» и, как теперь говорят, на общественных началах открыли это необычное учреждение.
Нужно сказать, что с первых же дней старые артисты цирка стали проявлять интерес к этому новому детищу. Правда, программа в те годы состояла в основном из иностранцев, но и они дарили музею фотографии, плакаты и автографы. В старом, заброшенном складе цирка мы нашли покрытый плесенью мраморный бюст наездницы Вильгельмины Чинизелли, я принес купленную на барахолке бронзовую вешалку, изображающую стоящего на руках акробата, В. Я. Андреев подарил старинную цирковую бутылку (она разбилась в годы блокады), кто-то привез из Воронежа бюст Анатолия Дурова, и вскоре материалов стало прибывать столько, что нужно было подумать об оформлении этого пока что неофициального собрания. В один из приездов управляющего государственными цирками А. М. Данкмана в Ленинград мы показали ему ряд экспонатов и убедили в необходимости создания государственного музея. И приказ об этом был издан 8 августа 1928 года.
Мы отдавали себе отчет в том, что музей этот создан не как галерея портретов цирковых деятелей или склад различных документов, а как организация, дающая возможность работникам искусства изучать, а зрителям знакомиться с целыми эпохами истории цирка, отдельными явлениями в развитии того или иного жанра. Уже в первый год своего существования музей организовал выставку «Хищники в цирке». Она была приурочена к приезду в Ленинград известного укротителя львов Альфреда Шнейдера.
В 1929 году музей открыл выставку «Искусство жонглера». На ней был представлен двести восемьдесят один экспонат и выпущен двухтысячным тиражом иллюстрированный печатный каталог с двумя вступительными статьями и аннотацией к каждому экспонату. В 1930 году были организованы две выставки: «Конный цирк» и «Клоунада». Каталог первой из них представлял собой книгу в двести страниц с многочисленными иллюстрациями и историко-критическими комментариями Е. М. Кузнецова. Ко второй экспозиции была издана небольшая аннотация, в которой подчеркивалось, что задача выставки — проверка возможностей клоунады как жанра и определение ее места в системе советского цирка.
Не вдаваясь сейчас в оценку выставок и связанных с ними изданий, необходимо отметить активную роль музея в пропаганде проблем, стоявших перед советским цирком. Музей в те годы являлся как бы научным и методическим центром, где обобщался опыт и по-научному ставились вопросы этого массового народного искусства. Именно тут начали свою деятельность театровед А. Авдеев и писатель А. Бартэн, первые шаги в изучении истории цирка здесь сделал Е. М. Кузнецов, чей фундаментальный труд «Цирк», появившийся в 1931 году, во многом опирался на материалы музея.
Девятисотдневная блокада Ленинграда в период Великой Отечественной войны надолго приостановила деятельность музея, фонды которого значительно пострадали тогда. В послевоенное время, когда здание Ленинградского цирка подверглось капитальной реконструкции, музею было отведено специальное помещение. Теперь он располагает удобным хранилищем и залом для экспозиции. Но все же места маловато. Однако если учесть, что после перестройки цирка в нем имеются огромное фойе и просторные кулуары, очень удобные для размещения выставок, то при желании полезную площадь музея можно увеличить на сотни квадратных метров. Сейчас в его фондах свыше семидесяти тысяч экспонатов: большая коллекция книг о цирке на многих языках мира, картины, скульптуры, фотографии, афиши, плакаты, различные подарки, медали, значки, автографы.
Артисты цирка любят свой музей, охотно посещают его и привозят ему в дар новые экспонаты из всех стран мира. Юрий Никулин привез из Австралии много книг, журналов и фотографий о цирке. Систематически пополняет музей всякими «находками» Олег Попов. В музее висят редкостные гравюры и литографии: «Канатоходец Д. Феррони», «Знаменитый клоун-акробат Луи Виоль», «Внутренний и внешний вид Петербургского императорского театра-цирка», 1849, «Акварель Василия Кенеля. Фасад цирка Гаэтано Чинизелли», 1877, «Наездница Лола Монтец» (гравюра).
Анонс о выступлении Анатолия Дурова в балагане В. Малафеева на Марсовом поле в 1895 году.
Картина В. Яковлева «За кулисами старого цирка».
Программа цирка Раппо. Казань, 1845.
«Московские ведомости», 1834. Объявление о выступлении в Марьиной роще труппы Каспара с «Адской лошадью».
Портрет В. Лазаренко работы художника А. Семенова.
Портрет И. Бугримовой работы художника И. Скоробогатова.
В центре выставочного зала — афишная тумба со старыми цирковыми плакатами, на которых пестрят имена И. Лерри, Д. Альперова, Вильямса Труцци, бр. Костанди, А. Цхомелидзе и, конечно, Владимира и Анатолия Дуровых. У входа в музей стоит большая скульптура. Это высший переходящий приз Министерства культуры и искусства Польской Народной Республики, завоеванный артистами советского цирка на I Международном фестивале циркового искусства в 1956 году и прочно ими удерживаемый.
К сожалению, из имеющихся семидесяти тысяч экспонатов выставлено всего около ста.
Нужно отдать должное заведующему музеем А. 3. Левину, который вот уже двадцать лет с подлинным энтузиазмом почти один сохраняет ценнейшие фонды музея. Но как бы ни было трудно, а нужно систематически выставлять для широкого обозрения имеющиеся тут фонды. Организация выставок, их обсуждение, выпуск каталогов, брошюр, буклетов по отдельным видам и жанрам цирка — все это в возможностях музея. Надо только шире привлекать молодых искусствоведов, критиков и литераторов, просто любителей и знатоков цирка, которых у нас становится все больше и больше. Необходимо шире открыть двери музея, сделать его доступным для каждого, и тогда это уникальное учреждение будет еще больше помогать развитию нашего советского цирка.
Евг. ГЕРШУНИ, заслуженный артист РСФСР
Журнал Советский цирк. Май 1967 г.
оставить комментарий