Музыка в цирке
На одном из недавних заседаний коллегии Министерства культуры СССР обсуждался вопрос о музыке в цирках. Отмечалось, что за последние годы уровень музыки в цирках значительно повысился, репертуар пополнился большим количеством полноценных по своему идейно-художественному содержанию произведений советских композиторов, народной и классической музыки.
Большая работа проведена Союзгосцирком по заказам новой оригинальной музыки к номерам, аттракционам, пантомимам и детским представлениям. Создаваемая в творческом содружестве композиторов, дирижеров, режиссеров и артистов, музыка перестала быть только звучащим фоном. Во многих случаях она является организующим началом, определяющим темп и ритм работы артистов, помогает раскрытию художественных образов, определяет эмоциональное звучание циркового представления.
В целях создания необходимых условий для дальнейшего улучшения качества музыки в цирках, коллегия приняла развернутое постановление. В нем, в частности, говорится: считать одной из главных задач Союзгосцирка в области музыкальной работы пропаганду лучших образцов инструментальной музыки советских композиторов, классической и народной музыки. Принять действенные меры по усилению репертуарного контроля в цирках и группах «Цирк на сцене», не допускать проникновения в музыкальный репертуар низкопробных произведений джазовой зарубежной музыки. Расширить круг профессиональных композиторов, активно работающих по созданию музыки для цирка. Организовать и провести в течение 1970 года совместно с союзами композиторов Москвы, Ленинграда и союзных республик творческие отчеты цирковых оркестров. Обратить внимание всех дирижеров цирковых оркестров и заведующих музыкальными частями групп «Цирк на сцене» на необходимость серьезного улучшения исполнительского стиля цирковых оркестров и малых ансамблей и формирования музыкального репертуара в соответствии с содержанием советского циркового искусства.
Музыка — необходимый компонент циркового зрелища и функции ее огромны. Она создает эмоциональный настрой, она еще до появления артиста на манеже утверждает нужную атмосферу, от нее в значительной степени зависит раскрытие образа, который стремится создать исполнитель. Сливаясь воедино с музыкальным развитием, четче, доступнее для восприятия становится драматургия номера, его ритмическая и пластическая основа.
Конечно, о чем разговор будет ниже, цирковая музыка занимает особое место в общем музыкальном мире: к ней предъявляются специфические требования, она рождается и звучит в своеобразных условиях. Но музыкальные впечатления, которые уносит с собой зритель, осознанно или бессознательно учитываются им при общей оценке представления.
Цирк для любого из нас — искусство синтетическое, включающее в себя музыку, как равноправный компонент. Значит, и рождаться цирковая музыка должна где-то на самых ранних этапах возникновения новой программы или нового номера. Безразлично, пишутся ли для них специальные произведения или компонуются уже известные вещи — музыкальному замыслу необходимо оформиться и созреть в органическом единстве с исполнительским творчеством, с работой режиссера и художника. Тогда только и можно говорить о подлинном художественном синтезе искусств. Тогда только и артист, что тоже неимоверно важно, сроднится со «своей» музыкой и в полной мере ощутит, как одухотворяет она каждое его движение.
Именно так идет процесс создания лучших произведений цирковой музыки, именно так приходят настоящие удачи, А их за последнее время было немало. В первую очередь хочется назвать работы композитора В. Белинского для «Семафора-гиганта» (номер артисток Авдеевых), для аттракциона «Человек-невидимка», номеров заслуженной артистки РСФСР В. Сурковой и некоторых номеров «Цирка на льду». Музыку для «Карнавала на Кубе» писали композиторы А. Пахмутова, А. Островский, К. Новиков, В. Белинский, Т. Ходорковский, Б. Карамышев. А. Долуханян написал яркую музыку для аттракциона С Исаакяна. К успеху аттракциона В. Запашного, номеров В. Серебрякова и Т. Осташенко в большой мере при-частны композиторы А. Владимирцов, К. Новиков, О. Любивец.
В. Соловьев-Седой, С. Кац, О. Фельцман, А. Лепин, Ю. Левитин и другие ведущие наши авторы в разное время с большим увлечением работали над созданием музыки для детских цирковых спектаклей.
Мы можем с полным правом сказать, что в советской цирковой музыке сформированы прочные традиции, накоплен богатый «золотой фонд». При всем многообразии авторских почерков и стилистических особенностей, входящие в него произведения имеют между собой много общего: все они построены на крепкой мелодической основе и все отличаются особым, праздничным блеском, ярким динамизмом, парадностью, которые и обусловливают их кровное родство с цирковым зрелищем. Как первый и наиболее выразительный пример приходит сразу на память музыка И. Дунаевского к кинофильму «Цирк». Впервые прозвучав с экрана, она немедленно заняла свое законное место под цирковым куполом и до сих пор, хотя уже прошли десятилетия, служит великолепным образцом того, как надо писать цирковую музыку...
Однако вы можете, особенно на периферии, попасть и на такое представление, что вам на миг почудится: ничего этого и в помине нет — ни традиций, ни цирковой музыкальной классики, ни понимания принципов циркового искусства. Вы услышите набор модных мелодий, набивших вам оскомину, потому что они без конца «прокручиваются» по радио и телевидению, на танцплощадках и в ресторанах. И пустенькие эти шлягеры прозвучат для вас как необязательный, второпла-новый фон зрелища, в лучшем случае не вступающий в противоречие с характером номера и индивидуальной манерой исполнителя.
Очень веское слово в решении музыкальной природы циркового спектакля принадлежит артисту. Но порой слово это оказывается недостаточно ответственным и разумным. Артист настоятельно просит «изобразить» ему какой-нибудь модный танец, и дирижеру остается только взмахнуть палочкой. Таким образом, жизненное пространство для малохудожественной фоновой музыки создает в первую очередь невзыскательность самих исполнителей, их собственный неразвитый вкус,
В нашем представлении артист цирка — это не просто человек, обучившийся мастерски проделывать виртуозные трюки. В каждом, кто выходит на манеж, мы хотим видеть художника, творца, незаурядную в смысле духовного развития личность. И это наше представление, эта высокая требовательность питается не абстрактными идеалами, но живым примером лучших мастеров советского цирка.
Процесс формирования эстетического вкуса, умение привлекать на помощь своему искусству выразительные средства других искусств — это длительный и сложный процесс. И лучше всего, конечно, когда он совпадает по времени с периодом становления артиста, его профессионального обучения. Но если даже в воспитании были допущены пробелы, если, возьмем наш конкретный пример, какой-нибудь пошленький, безликий мотивчик милее человеку, чем полноценное музыкальное произведение, — нельзя считать, что все потеряно. Беду можно поправить, если изо дня в день, мягко и тактично внушать обладателю несовершенного вкуса, что он неправ, что он делает неудачный выбор и действует тем самым себе во вред, что банальность музыки невольно накладывает отпечаток на его собственную работу... И тут огромная роль принадлежит дирижеру.
Но, к сожалению, при анализе творчества цирковых артистов до музыки очередь нередко вообще не доходит или говорится о ней вскользь, мимоходом, как о необязательной приправе к основному предмету. Перелистайте хотя бы подшивки местных газет. Все они добросовестнейшим образом рецензируют каждую цирковую премьеру, разбирают по косточкам все представление. И хоть бы строчка нашлась упомянуть о музыке — о выборе произведений, об исполнении... Можно подумать, что даже очень авторитетные критические обзоры пишутся порой глухими авторами — так последовательно игнорируют они музыкальную сторону обозреваемых программ.
Когда мастера цирка выступают по телевидению, организаторам этих передач ничего не стоит «подложить» совершенно другую музыку. Исключение не делается даже в тех случаях, когда номер имеет свою, специально написанную музыку и всякая замена способна только нарушить художественное единство. И что самое обидное — предпочтение и здесь отдается «модным» течениям в легкой музыке, в ущерб содержательности и подлинному многообразию.
Высказанные соображения приводят к мысли, что цирковая музыка нуждается в особом общественном внимании, что о ней почаще нужно говорить, писать, спорить. Это, к слову сказать, будет одновременно прекрасным средством привлечь к работе в цирке талантливую композиторскую молодежь. Не все ведь начинающие авторы отдают себе отчет в том, какие богатые творческие возможности обещает для них союз с цирком, какой тут простор для фантазии композитора, для раскрытия его индивидуальности!
Напрашивается и другое, чисто практическое предложение: строже контролировать произведения, которые звучат под куполом цирка. С помощью несложных административных мер можно запретить недостаточно компетентным в музыке исполнителям заниматься — вдали от Москвы и от бдительного ока музыкальной редакции Союзгосцирка — отсебятиной в выборе репертуара.
Но это — лишь одна схема конфликта: артист, навязывающий оркестру свой невзыскательный вкус. Зачастую случается обратное — оркестр вынуждает исполнителя работать под случайное, неинтересное попурри из запетых мелодий. И во многих случаях эта насильственная подмена происходит в силу необходимости: оркестр не может справиться с задачами, которые поставил перед ним автор музыки.
Общий рост советской музыкальной культуры очень заметно сказался в цирке. К руководству цирковыми оркестрами пришли квалифицированные музыканты, люди с консерваторским образованием. Большую пользу принесли меры, которые Союзгосцирк принял для стабилизации оркестровых коллективов. Однако в цирке, жалуются дирижеры, музыкант попадает в невыгодные условия — сравнительно хотя бы с эстрадой. Тут имеются в виду нормы выступлений, принципы оплаты труда и т. д. Поэтому, следует вывод, молодые перспективные музыканты пренебрегают цирком, а сюда нередко приходят дилетанты, недоучки, еле-еле владеющие инструментом.
Это, видимо, справедливые, дельные суждения, и к ним надо отнестись со всем вниманием. Но разве все в творчестве можно измерить рублем? Разве не знаем мы множества примеров, когда люди искусства полностью отрешаются от материальных соображений, от высчитывания: вот сколько я вложил сил и сколько мне заплатили, — когда речь идет об интересной захватывающей работе?
С этой точки зрения, думается, и следует в первую очередь рассматривать положение музыкантов в цирке: что их не удовлетворяет? И чем мог бы цирк привлечь многообещающую молодежь?
В цирке, сказали мы, иногда звучит мелкотравчатая, не высокого полета музыка, потому что оркестру не осилить более значительных произведений. Но этот низкий уровень работы, раньше чем что-нибудь другое, способен враждебно настроить по отношению к оркестру настоящего, серьезного музыканта! Получается замкнутый круг, и разбить его можно только изнутри, из оркестра — решительно ломая, каких бы трудов это ни стоило, привычку идти путем наименьшего со противления, утверждая свой исполнительский стиль, свой творческий облик...
Какое бы важное значение ни придавалось цирковой музыке, оркестр, скрытый в глубине ложи, всегда окажется невольно обойденным вниманием публики. В оперном театре сложилась прекрасная традиция выражения благодарности музыкантам: перед последним действием в зале зажигается свет, слушатели аплодируют, дирижер раскланивается и поднимает оркестр... В цирке, к сожалению, нет подобных обычаев, и это только одно из многих проявлений невнимательности, с которой сталкивается цирковой музыкант.
Выступая из вечера в вечер в ответственной, но неприметной роли аккомпаниатора, оркестрант, естественно, хочет хоть изредка, хоть в виде большого праздника оказаться с глазу на глаз с публикой — продемонстрировать свое искусство, может быть, шире, полнее, чем это возможно в рамках цирковой программы, увидеть реакцию аудитории, послушать отзывы. И разве это не естественное желание для каждого, кто всей душой предан музыке, а не просто отбывает за пультом положенные часы?
Но почему-то даже такие высококвалифицированные коллективы, как оркестр Московского или Ленинградского цирков, никогда еще не получали приглашения выступить с сольной программой, в которой и дирижеры и оркестранты могли бы показать, как говорится, товар лицом. А ведь как оживил бы жизнь в коллективе такой концерт, каким прекрасным стимулирующим средством стала бы сама подготовка к нему! А уж о том, насколько бы поднялся авторитет цирковой музыки, не приходится и говорить...
В нашем музыкальном быту заметны сейчас явления, которые не могут не тревожить и не настораживать заинтересованного наблюдателя. Одно из них — увлечение «модерновым», как иногда выражаются, исполнительским стилем, стремление всю существующую на свете музыку подстричь под одну джазовую гребенку. Не то чтобы все произведения этого рода были плохи или неуместны в нашей жизни — будем справедливыми, это не так. Тревожит другое: вместо того чтобы скромно довольствоваться своими законными владениями, музыка эта претендует на самые обширные территории. И не просто претендует, а выживает с них исконных хозяев, насаждая в музыкальном мире шаблон и утомительное однообразие. А неискушенному слушателю исподволь внушается убеждение, что форсированное звучание, преувеличенно быстрые темпы, преобладание меди ударных—это все и есть отличительные качества современной музыки.
Поэтому вопрос о характере и путях развития цирковой музыки по своим масштабам выходит за пределы внутренних проблем. Как всякое музыкальное искусство, цирк должен занять и последовательно отстаивать свою позицию в воспитании высоких эстетических вкусов, в защите и пропаганде лучших традиций советской музыки.
оставить комментарий