На манеже Ирина Мозель и Валерий Борисов - В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ
В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

На манеже Ирина Мозель и Валерий Борисов

 

Размышляя о цирковых жанрах, невольно приходишь к выводу: какие-то номера в определенный период приобретают особую популярность. Без них в это время не обходится ни одна программа. Такой притягательной силой в начале века пользовался «ГРОТЕСК НА ЛОШАДИ»

 

[attachment=103268:020.jpg]

 

УДАВШЕЕСЯ «НЕУДАЧНОЕ СВИДАНИЕ». На манеже ИРИНА МОЗЕЛЬ и ВАЛЕРИЙ БОРИСОВ

Фото Б. ПОЛЯНСКОГО

 

Зрителю, от случая к случаю посещающему цирк, может показаться, что цирковые жанры сохраняются в неизменности. Он помнит: еще в детстве видел акробатов, исполнявших стойки и Сальто, эквилибристов, ловко взбиравшихся по першу, дрессировщиков, выводивших на манеж милых собачек или грозных львов. Видит их и сейчас. И складывается впечатление — стоит пойти в цирк и встретишься с укротителями и клоунами своего детства. Но где они, Рыжие нашего детства? Клоуны и укротители теперь уже совсем-совсем другие... Да и каждый жанр вроде бы незаметно, но обязательно претерпевает изменения.

Размышляя о цирковых жанрах, невольно приходишь к выводу: какие-то номера в определенный период приобретают особую популярность. Без них в это время не обходится ни одна программа. Такой притягательной силой в начале века пользовался «Гротеск на лошади» — наездницы стояли на бегущей лошади на больших пробковых панно и принимали красивые балетные позы. Трюки их были довольно статичны, но отличались красотой, и это впечатляло. Вспомните, как этот номер привлекал и вдохновлял живописцев!

Но годы шли и уже другие жанры лидировали на манеже. Появились велофигуристы, потом гимнасты на вращающихся аппаратах, так называемых, вертушках.

 

 Чтобы отличаться друг от друга, артисты (лучшие из них) изобретают новые трюки, модифицируют аппаратуру, достигают великолепных результатов. Но постепенно интерес и к этим номерам несколько ослабевает, и теперь уже ни одна программа не обходится без джигитов. А сколько появилось на манеже «Игр с хула-хупами»?

А такой красивый и романтичный номер, как «Гротеск на лошади», встречается все реже и реже. И вот Ирина Мозель и Валерий Борисов показывают веселую эксцентрическую сценку на лошадях «Неудачное свидание». Здесь и гротеск на лошади, и дрессировка лошадей. Борисов выступает в амплуа парфорс-наездника. И это естественно. Нашу избалованную публику одними лишь красивыми позами на лошади теперь не поразишь.

Номер, созданный фантазией Ирины Мозель, отличается новизной решения. Высокий профессионализм исполнителей позволяет им самые забавные, комические ситуации раскрывать сложными трюками. То есть артисты не делают акцент на сложность — вот мы исполнили нечто трудное, а следующая комбинация будет еще труднее. Для них главное, чтобы их сложные трюки несли смысловую нагрузку. И артистам это удается.

Мы верим, что обаятельная, своенравная героиня Ирины, прекрасно танцующая чарльстон на манеже и не менее смело отплясывающая его на крупе гнедого коня, рассержена на своего щеголеватого поклонника. А Валерий, этакий элегантный денди, пытаясь заслужить благосклонность подруги, от излишнего усердия попадает в самые невероятные ситуации.

Своенравный и порывистый характер героини раскрывается в отчаянно смелом танце на лошади и не менее лихих ее прыжках, когда кажется, будто девушка зависает в воздухе. Очень точно вписывается в сюжет трюк, когда Борисов на галопирующей лошади вылетает на манеж, перемахивая через барьер, и затем преодолевает препятствия, возникающие на его пути.

Немалое место в номере отведено и дрессуре. Обучением лошадей Ирина Мозель занимается сама, хотя принято, чтобы животных дрессировал профессиональный берейтор. Отлично зная своих питомцев, И. Мозель добилась того, что лошади, выходя на манеж, сами проделывают все, повинуясь лишь голосу наездницы. А обычно в центре стоит берейтор и управляет движением лошади.

И. Мозель — потомственная артистка. Ее отец — клоун Василий Мозель, а дед — известный буффонадный клоун Григорий Мозель. Ирина окончила цирковое училище, стала гротеск-наездницей, номер «Русский перепляс» ей поставили режиссер В. Мозель и балетмейстер И. Курилов. Несколько позже Ирина подготовила танцевальную миниатюру на лошади «Современные ритмы», затем «Карменситу» (балетмейстер — К. Ласкари). Это все — сольные номера.

И, наконец, вместе с В. Борисовым создан парный гротеск. Номер задуман как веселая пародия — уснувший на коне ковбой (И. Мозель) пробуждался от дерзкого появления индейца (В. Борисов). Помимо элементов гротеска артисты здесь демонстрировали джигитовку и трюки па-де-де. В финале зрители были явно удивлены превращением удалого ковбоя в девушку.

Все ранее названные номера ставил Василий Мозель — опытный клоун и жокей. Видимо поэтому в каждом из них присутствуют элементы эксцентрики и юмора. Эту же традицию — решать цирковые номера в комическом ключе — продолжила и Ирина Мозель.

«Неудачное свидание», с описания которого началась статья, Ирина задумала и поставила вскоре после окончания ГИТИСа. Первая же режиссерская работа артистки вся пронизана весельем и юмором. Именно юмор вместе с интересными трюками сделали номер запоминающимся. Остается добавить: И. Мозель и В. Борисов — дипломанты Всесоюзного конкурса артистов цирка.

 

Г. СТЕПАНОВА

оставить комментарий

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования