На рядовом цирковом представлении. Заметки рецензента
Приехав в город, где есть цирк, я всегда жду интересных новых встреч с артистами. Какими творческими находками порадуют они? А может, режиссура блеснет оригинальным прологом, остроумной интермедией? С такими надеждами я шел и в Минский цирк.
Несмотря на воскресный день, в амфитеатре много свободных мест. Это как-то сразу настораживает... Представление начинается. Его открывает ведущая Михеева. Пританцовывая с микрофоном в руке, ока напевает песенку. Микрофон не помогает — из-за слабого голоса и неважной дикции актрисы слов зритель не слышит. Ведущую на манеже сменяют клоуны. Они суетятся, кричат, пытаются показать крайнюю озабоченность. Размахивая букетом, один из клоунов, наконец, объясняет инспектору, что они готовятся к торжественной встрече артиста Сокола, приезжающего сегодня в Минск. На все лады склоняя фамилию «Сокол», они не щадят восторженных эпитетов, чтобы расхвалить предстоящее выступление артиста и его «чудеса». Долго и нудно, без всякого чувства меры мечутся клоуны и инспектор по манежу. Рекламная шумиха не сработала — зрители томятся, недоуменно пожимая плечами. Они удивились бы еще больше, если бы узнали, что эта сцена взята режиссером Л. Лукьяновым из другого представления, в котором участвовала группа комиков во главе с Карандашом. Несколько модернизированная, разбавленная сомнительными остротами на тему «культа личности»... Сокола, эта антихудожественная интермедия механически пристегнута к новой программе.
К сожалению, и другие клоунские и «разговорные» номера, виденные мною в Минске, производят удручающее впечатление. Удивительно слаба и беспомощна клоунада, исполняемая артистами Киро. Ни сюжет, ни плоские шуточки, которыми уснащено их антре, не выдерживают никакой критики. Шаблонны и бессодержательны шутки клоунов Фридмана и Рябова — «Гриши и Миши», как их именует инспектор. Но, кажется, всех «превзошли» куплетисты Петровские. Потеряв чувство меры, они позволяют себе исполнять куплеты такого низкопробного качества, что становится неловко за этих артистов. В первом отделении было несколько добротных номеров. В нем участвовали Половневы, исполнившие ряд трюков на першах, воздушные гимнасты Папазовы, музыкальные эксцентрики Макеевы, дрессировщица собачек Лапиадо. Этих артистов я видел не раз, встречи с ними всегда бывают приятны. Жаль только, что на протяжении многих лет они не обновляют свои номера.
...И вот наконец второе отделение. Зрители, подогретые шумной рекламой, ждут его. Задача перед артистом стоит нелегкая. В наше время, когда даже школьники в технических кружках создают телеуправляемых роботов, очень трудно удивить «чудесами». Однако многое из того, что включено в программу второго цикла у Анатолия Сокола, действительно интересно. Но было бы еще интересней, если бы некоторые трюки корректно обыграть, дать короткие и доходчивые пояснения происходящего. Несомненно, это содействовало бы пробуждению технической мысли не только у взрослых, но и у юных зрителей. Такие «конферансы», отнюдь не назидательные и скучные, в какой-то степени приоткрывали бы завесу над многими непонятными явлениями. Конечно, это надо делать, не снимая элемента театральности и «таинственности» с циркового иллюзиона.
А как заиграли бы многие трюки, если подать их с выдумкой! Например (я не предлагаю никаких рецептов!), вместо того чтобы сбрасывать чемодан со стола без всякой видимой причины, можно разыграть короткую сценку, где стол «возмущается» недостойными, бюрократическими замашками своего владельца (клоуна) и отбрасывает артиста от себя. Да мало ли можно придумать забавных, смешных или даже сатирических номеров, органически входящих в ткань представления! Текст сценария (автор Я. Зискинд) засорен сомнительными шуточками, а порой и отсебятинами клоунов Рябова и Фридмана. Трудно допустить, чтобы автор сценария включил в текст, например, такую «остроту»: «Многое мне действует не на нервы, а на... брюки» (?!) и т. п.
Демострация «чудес» ведется Соколом с искусственно наигранным пафосом и излишней жестикуляцией. Хочется пожелать артисту больше простоты, естественности. Под стать номеру и художественное оформление — помпезное, громоздкое. Часто никак не обыгранный реквизит загромождает манеж, и без того заставленный сложной аппаратурой, которая, кстати сказать, перевозится из одного города в другой в пяти вагонах! На афише значится имя постановщика — известного театрального режиссера, заслуженного артиста РСФСР Валентина Плучека. Это ко многому обязывает. Но с чисто режиссерской стороны программа за годы потеряла стройность, «разболталась». Некоторые трюки, привнесенные позже, выглядят в ней «инородным телом». Так, когда в Одессе выпускался этот цикл (при участии режиссера Г. Кадникова), робота еще не существовало. Лишь недавно он был наконец изготовлен. Но номер с ним не вошел еще органически в представление. Видимо, спектакль нуждается в дополнительной режиссерской доработке.
Просмотр этого рядового представления наводит на серьезные размышления. Самоуспокоенность в творчестве и застой не могут не вызывать беспокойства. Думается, что задача художественного руководства Союзгосцирка и его режиссуры — пробудить у артистов стремление к дальнейшей шлифовке, обогащению старых номеров, к подготовке новых оригинальных трюков. Необходимо всемерно повысить ответственность режиссуры и дирекции периферийных цирков за художественное качество номеров. Надо, чтобы и инспекторский отдел Союзгосцирка систематически проводил проверку всего того, что исполняется на манежах цирков Советского Союза. Нельзя оставлять без надзора большое и важное дело формирования программ и их исполнения.
Мих. ДОЛГОПОЛОВ
Журнал Советский цирк. Июнь 1963 г.
оставить комментарий