|
Масс и Червинский
Масс и Червинский — эстрадные драматурги, соавторы.
Масс Владимир Захарович (06/18.02.1896, Москва- 30.11.1979, Москва) — драматург, поэт, автор обозрений, памфлетов, пародий, басен, либретто, оперетт; критик.
Червинский Михаил Абрамович (13.06. 1911, Одесса- 12.08.1965, Москва)- драматург, журналист, автор фельетонов, рассказов, монологов, сценок для эстрады, оперетт.
М. учился на филологическом фак-те Моск. ун-та (1915-1917), занимался музыкой, живописью, к последней сохранил пристрастие на всю жизнь. В 1918-1920 работал з Театральном отделе Наркомпроса, дебютировал пьесой «Народ Парижской коммуны» (1919), выступал с критическими статьями. Поступил в Студию Театра сатиры (1920), где ставились одноактные пьесы В. Маяковского. Под влиянием Маяковского написал (с Л. Субботиным) пьесы «О том, кто крестьянам помог — агроном или бог», «Скотинушку водить- не разиня рот ходить» и др., выдержавшие три издания («Деревенский театр», 1920, 1923, 1925). В 1921-1923 автор и зав. лит. частью Мастерской Н. Форег-гера (Мастфор). Написал для театра ряд злободневных пародийных пьес («Предложение», «Фетра», «Царская теща» и др.), несколько «парадов» — небольших стихотворных пьес с постоянными персонажами — социальными масками: «Как они собирались», «Гарантии Гента», буффонаду-парад «Хорошее отношение к лошадям», отразившую пестрый быт нэпа. Для кабаре «Нерыдай» писал стихотворные буффонады «Никаких испанцев», «Апашскую пародию», песенки «Джон Грей», «Калькутта» и др. (1922-1923). На протяжении 20-х гг. сотрудничал с «Синей блузой»: политические памфлеты («О попе, у которого была собака», 1926), бытовые сценки и скетчи («Самоубийца», 1927 и др.). В статье о принципах работы «синеблузого автора» (Синяя блуза. 1926. № 45) утверждал «монтаж аттракционов» как художественный прием, «позволяющий постоянно взрывать инерцию мысли зрителя, ее автоматизм». Сатира М. касалась самых острых социальных проблем. Даже театральные пародии и «мелочи быта» подавались им в контексте общественной и политической ситуации. «Служитель четкого стиха, его ковач и рифмовщик» (Марков П. Фореггер и Масс // Эрмитаж. 1922. № 5) М. хорошо чувствовал ритмическую энергию стиха. Широко используя различные поэтические тропы, заострял, окарикатуривал персонаж, создавал пародийную ситуацию. Сотрудничал не только с «левыми» направлениями. Для спектакля МХТ «Женитьба Фигаро» (1926) написал песенки, интермедии; для Камерного — обозрение «Кукироль» (с П. Антокольским и Н. Эрдманом, 1925). Принял участие в создании Моск. театра сатиры, как один из авторов
обозрения «Москва с точки зрения», одноактной пьесы «Имянинница», 1924 и др. Писал для Театра обозрений Дома печати: пародия «На колокольне» (с В. Типотрм), водевиль «Ревность Барбу-лье» (1928-1929). С конца 20-х гг. работал с Эрдманом: обозрения «Одиссея» (1928), «Салон святой Магдалины» 1931 и др. для Моск. и Ле-нингр. мюзик-холлов, «Музыкальный магазин» для Теаджаза Л. Утесова (1932), острые сатирические басни. В сценке «Заседание о смехе» (1932) М. и Эрдман ядовито высмеивали официальную позицию по отношению к сатире и смеху. Опубликованное в альманахе «Год XVI» «Заседание» было изъято из большей части тиража. Подозрение в неблагонадежности вызывали и басни. Последовал арест авторов, три года ссылки (М. — в Тобольск, Тюмень), в дальнейшем без права жить в Москве. С 1938 М. руководил колхозным театром в Горьком, с 1940- Обл. театром драмы, в 1942-1943 фронтовым театром Моск. военного округа. С 1944 в Москве. Комедия-обозрение «Где-то в Москве» (1944) для Моск. театра миниатюр стала первой совместной работой с Ч. Ч., до войны ленинградец, инженер по образованию, оказался в столице после тяжелого ранения на фронте. Еще в Ленинграде получил известность как автор фельетонов, рассказов, монологов в образе, которые исполнялись А. Райкиным, Вл. Хенки-ным, А. Атманаки. Для Райкина Ч. писал и позднее: монологи «Биение моего сердца» и др. За 20 лет М. и Ч. написали для Ленингр. театра миниатюр программы: «Своими словами», 1945, «Приходите, побеседуем», 1946, «Любовь и три апельсина», 1959; множество интермедий для Л. Мирова и М. Новицкого, сценки для М. Мироновой и А. Менакера, сценарий представления «Добро пожаловать», 1955, для Моск. театра эстрады, оперетты «Трембита»,,«Белая акация», стихотворные фельетоны для «Крокодила», «Лит. газ.» и др. В их тандеме удачно соединились высокий профессионализм, чувство формы, стиля, присущие М., с умением Ч. найти острое решение, неожиданный сюжетный ход, раскрывающий характер персонажа. Вынужденная дань «положительному» юмору в конце 40-х гг. не помешала М. и Ч. создать ряд ярких сатирических характеров — монодрама «Человек остался один» (в исполнении Райкина), 1946 и др. Комическое в ряде их вещей приобретало драматическую окраску. После ранней кончины Ч. М. выпустил книгу стихов — философских притч «Нагая истина» (1977). В статьях продолжал отстаивать значение драматургии для эстрады, малой формы как особой области литературы. До конца жизни сохранял независимость суждений, собственный, непредвзятый взгляд на историю и современность.
Соч.: Масс В., ЧервинскийМ. Добрый вечер. М., 1959; Масс В., ЧервинскийМ. Комедии. М., 1968; Масс В. Хорошее отношение к лошадям // Москва с точки зрения. М., 1991; Масс В., Эрдман Н. Одиссея; басни «Непреложный закон» и др.; Заседание о смехе. Там же.
Лит.: Марков П. Фореггер и Масс // О театре. М., 1976. Т. 3. С. 60-61; Театральные оныты мастерской Н. М. Форег-гера. Там же. С. 28-30; Уварова Е. Эстрадный театр; миниатюры, обозрения, мюзик-холлы. М., 1983; Миронова М., Менакер А, …В своем репертуаре. М., 1984.
Е. Д. Уварова
|
|