Ни на кого не похожие
Сейчас сохранился, кажется, всего один номер вентрологов, или, как их еще называют, чревовещателей: М. и Е. Донские — мать и дочь.
Жаль, что таких номеров больше нет. Жанр дает много возможностей для шуток, эксцентрики, для юмора и сатиры. Я помню старых мастеров этой профессии — Г. Бавицкого, Г. Карнольда и должен засвидетельствовать: технически и артистически номер Донских совершеннее.
Но вот репертуар! Он почти такой же, как и у их предшественников. То есть, конечно, появляются новации: гном приехал в нашу страну как турист, и нос у него «широкоэкранный». Но, кажется, все тот же сохранившийся от отца и деда — Г. Донского — Андрюшка, играющий в детском саду в карты, правда, не на деньги, а на манную кашу, и распевающий игривые куплеты про женщин. Конечно, можно и так выступать. Номер оригинальный, веселый, а если его видят в первый раз, то и неожиданный. Но, право, сам жанр таит в себе гораздо больше возможностей. Ответы того же Андрюшки могут быть не только забавными, но и Нести сатирический заряд. Или уж, во всяком случае, они должны как-то варьироваться.
Вот для сравнения творчество М. Цифринович, показывающей кукол. Ее неустанными поисками все новых номеров и новых выразительных средств нельзя не восхищаться. Вот и сейчас на наших глазах, завязав розовый платочек кокетливым узлом, она превращает его почти в одушевленное существо и разыгрывает очень тонкую сценку, в которой перчатка выступает в роли соблазнителя, а восторженный платочек оказывается жертвой. Эта пантомимическая сценка говорит о подлости, наивности и легкомыслии больше, чем иные риторические монологи. И другой номер — «Собачья колыбельная», в котором такса качает щенка. Он несет комико-лирический смысл, но так же сценически выразителен и убедителен.
Спора нет, И. Дивов и Н. Степанова — великолепные мастера своего дела. Куклы, которых они показывают, выразительны, текст хорош и преподносится он убедительно. Но не кажется ли самим артистам, что появилась какая-то излишняя законченность, исчезла импровизационность, умение быть взволнованным и в чем-то по-другому играть на каждом концерте. Такое впечатление, что мы присутствуем на очередном сеансе в кино. Почему это происходит? Боюсь дать точный ответ, но думаю: одна из причин состоит в том, что одни и те же вещи исполняются десятки, сотни, тысячи раз.
Еще один оригинальный номер показывает В. Арьков. Под музыку М. Д. Мусоргского он читает «Блоху», потом читает стихи С. Я. Маршака «Багаж», иллюстрируя текст выразительной пантомимой. Мы видели и короля, и блоху, и портного, и даму, сдающую багаж, и носильщика, и милиционера. Словом, всех, кто в этих произведениях появляется. И для каждого найдена четкая и острая характерность и в жестах и во всем поведении. Кажется, мы присутствуем при рождении нового жанра, сулящего артисту большие возможности, а зрителю — большое удовольствие.
Журнал Советский цирк. Октябрь 1966 г.
оставить комментарий