Новый цирк на проспекте Вернадского
В Москве на проспекте Вернадского (вблизи станции метро я «Университет»), возводится новый цирк.
Проект фасада нового московского цирка на пр.Вернадского
Накануне 50-летия Советской власти он гостеприимно распахнет свои двери перед зрителями. О будущем цирке мы попросили рассказать тех, кто создавал его проект.
Главный архитектор Е. Вулых
— В 1961 году был объявлен закрытый конкурс на проект самого большого в нашей стране цирка. В конкурсе участвовало несколько мастерских института «Моспроект». Градостроительный совет принял за основу предложение авторского коллектива нашей мастерской № 10. Над проектом работало несколько человек: архитекторы Я. Белопольский, В. Хавин, С. Феоктистов, инженеры В. Васильев, А. Судаков и Ю. Дыховичный.
Нам удалось полностью изолировать помещение для зрителей от служебных и хозяйственных помещений. Они находятся в разных плоскостях. Платформа-стилобат делит здание на две части. Все, что выше уровня земли, отдано зрителям — здесь расположены зал, фойе и т. п. Под платформой разместится хозяйственная часть, где будет протекать вся закулисная жизнь.
Так будет выглядеть амфитеатр с манежем в цирке на пр.Вернадского
В подготовке рабочих чертежей участвовали многие специалисты мастерской. Конструкцию купола разрабатывали инженеры Г. Кривин и А. Левенштейн, подъемник манежей и другое механическое оборудование — Г. Хромов, систему кондиционирования воздуха — Е. Булаковская. Проектирование нового цирка велось в тесном контакте с виднейшими мастерами циркового искусства. Нашими неизменными консультантами были главный режиссер Московского цирка М. Местечкин, главный художник Л. Окунь и другие. В исполкоме Московского Совета было отмечено высокое качество проекта. Вас, наверное, интересует, как же будет выглядеть новое здание, как оно технически оснащается. Об этом смогут рассказать специалисты, разрабатывавшие отдельные вопросы — товарищи Хавин и Судаков.
Архитектор В. Хавин
— Новый цирк представляет круглое здание, увенчанное складчатым алюминиевым куполом. По внешнему виду оно напоминает огромный шатер. Но, несмотря на свои колоссальные размеры, цирк будет казаться необыкновенно легким. Покоится здание на гранитной площадке, приподнятой метра на четыре над землей. При самом большом стечении зрителей на площадке будет достаточно просторно. Здесь же для удобства посетителей разместятся павильоны дополнительных касс. Вечерами на здании будут светиться неоновые рекламы. Вокруг цирка разбивается парк с небольшим водоемом.
Разгуливая по гранитным плитам, зрители вряд ли смогут предположить, что «под их ногами» идет напряженная, кипучая жизнь. Как вам уже известно, внизу располагаются различные служебные помещения. Они уходят в глубь земли на 22,5 метра — это равно высоте восьмиэтажного дома. Само же здание поднимается, если считать до вершины купола, на 31 метр — высота одиннадцати этажей. Внизу разместятся просторные артистические комнаты. Здесь же — тренировочный манеж, где смогут репетировать и «разминаться> перед выступлением жонглеры и акробаты, гимнасты и клоуны. Внизу будут расположены также зверинец и конюшня. Поднимемся наверх. Зрительный зал на три тысячи человек решен в традиционном «цирковом» стиле и представляет собой единый амфитеатр. Вокруг зала, в три яруса, расположены кольцеобразные помещения. Нижнее отдано артистам и униформе, оно скрыто от глаз зрителей. По этому кольцу в любое время можно попасть на манеж, провести животных, пронести реквизит и т. д.
В распоряжение зрителей предоставлены два верхних яруса. В среднем размещается кассовый вестибюль, раздевалки, курительные комнаты. В верхнем ярусе — фойе, помещения для выставок, буфеты и т. д. Наружные стены фойе стеклянные. Если с улицы смотреть на здание, оно кажется вам легким, воздушным, хорошо видна монументальная роспись на стенах верхнего и нижнего фойе. Вы как бы проникаете в здание раньше, чем вошли в него. Те же, кто находится внутри помещения, отделены от парка лишь широким стеклом, они чувствуют себя как бы на одной из его зеленых аллей. Поднявшись выше, можно любоваться видами на новые кварталы жилых домов, на красавец университет, Дворец пионеров. Алюминиевый, матово поблескивающий купол будет контрастировать с иллюзорной плоскостью стекла — это придаст новому зданию особое своеобразие. Для отделки внутренних помещений мы применим традиционные материалы: естественный камень, гранит, мрамор, дерево. Наряду с ними будут широко использованы обычное и цветное стекло, различные пластики, алюминий. Мы стремились к тому, чтобы здание было долговечным, практичным, красивым. Удалось ли нам это — будут судить его посетители: москвичи, гости столицы и, конечно, артисты.
Главный конструктор А. Судаков
— На мою долю приходится познакомить читателей с инженерным решением здания.
Вначале о самом интересном — о системе сменных манежей. Мы стремились максимально обогатить и расширить постановочные возможности. Если сейчас, к примеру, для постановки водной пантомимы цирк необходимо закрывать на несколько дней, то в новом здании на такую подготовку потребуется всего четыре-пять минут. В сценическом подвале разместятся несколько манежей. По сигналу с пульта один из них накатывается по специальным рельсам на центральный подъемник, мощные моторы которого способны поднимать груз до 400 тонн. В нужный момент в зрительный зал как бы всплывает снизу бассейн для водных феерий, сверкающий каток с танцующими на нем фигуристами, клетки с хищниками, Внизу же располагаются и устройства для замораживания катка, для быстрого заполнения бассейна и т. д.
В зале устанавливается система киноэкранов. На них зрители смогут увидеть самые фантастические сцены. Действие будет переноситься с арены на экраны, затем под купол и снова возвращаться на ковер манежа. Можно сказать, что в лице современной техники древнее искусство цирка получит могучего союзника. Любопытно устройство купола. Его основу составят 24 металлических складки с консолью. Вес каждой — 30 тонн. Внешняя поверхность купола покрывается алюминиевыми панелями. Подвесной потолок тоже из алюминия, но он обработан так, чтобы создать наилучшую акустику. Между внешней и внутренней оболочками купола могут свободно передвигаться артисты, оказываясь в любых точках над манежем. Такое устройство позволяет легко устанавливать наверху различные механизмы, акустическую и осветительную аппаратуру и т. д.
Предусмотрена и система мощных прожекторов. Кроме обычных световых «пушек» предусматриваются ксеноновые, имеющие более яркий световой поток. Управление всем сценическим светом будет вестись с центрального пульта. Спустимся в зал. Перед каждым зрителем, в спинке переднего кресла, вмонтирован динамик — всем будет слышно одинаково хорошо. В зале не будет духоты: об этом «позаботится» система кондиционирования воздуха. Во время антракта та же установка начнет подавать свежий воздух в фойе. По своей технической оснащенности новый Московский цирк будет лучшим в мире.
Журнал Советский цирк. Декабрь 1965 г.
оставить комментарий