Новый цирк в Днепропетровске - В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ
В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Новый цирк в Днепропетровске

Набережная имени Ленина в Днепропетровске — место заметное. Нарядная гостиница, магазины, рестораны, возможность полюбоваться красавицей рекой, послушать шум ее волн, бьющихся о гранит, привлекают сюда многих. Но особенно людно, оживленно стало здесь с тех пор, как вспыхнули, заиграли над Днепром огни нового цирка.

...Сумерки будто отводят на второй план, убирают в глубину остальные строения — и перед вами на просторной площадке вырастает совершенно удивительное здание из стекла и бетона, по форме напоминающее сказочный шатер. Издалека кажется, что он парит над землей. И только вблизи понимаешь — это обман зрения. Просто к бетонному пятачку, на котором стоит цирк, ко входу, ведут ступени. Давайте поднимемся по ним.

Все по порядку. Прежде всего обращает на себя внимание фойе. Его оформление. Художники сумели придать ему неповторимый вид. С первых шагов зрителя ждут сюрпризы. Главный из них — витражи. А ребятишек не оттянуть от аквариумов. Их тут шесть. С живыми рыбками — диковинными, пестрыми. Есть здесь и два птичника, в которых уже щебечут пернатые, а вскоре сюда переселят певчих из разных стран. Приятно смотрятся оригинальные люстры. Свет их падает на гирлянды зелени, стекающей со стен. Дополняет картину «Человек и природа» уютный летний сад с бассейном. Словом, уже в фойе у зрителей создается особое, приподнятое настроение, ощущение праздника. И это, разумеется, касается не только детей, но и взрослых.

Мелодичный перезвон колокольчика приглашает всех в зал, похожий на огромную чашу. На дне — манеж. Две тысячи мест заполняются быстро.

В этом современном цирковом комплексе купол выполнен в форме шатра. Подвесной потолок смонтирован из алюминия. Действует мощная система кондиционеров. Воздух обновляется несколько раз в течение часа.

Максимум удобств для артистов. Здание имеет не один, а два манежа. Основной и репетиционный. Причем репетиционный — это самостоятельный цирковой комплекс. Отличные гримуборные для выступающих.

Не забыли, не обошли и четвероногих артистов. Им тоже созданы великолепные условия. Просторные светлые помещения для содержания львов, собак, обезьян и других зверей. Отличная конюшня. Прекрасная кухня, где есть все необходимое для приготовления животным пищи. Наконец душ...

И все же привлекает сюда людей не уникальное здание — они приходят на встречу с искусством цирка, всегда молодым и смелым. Именно оно покоряет их, вселяет веру в огромные возможности человека...

Большой успех имела первая программа нового цирка «Карнавал идет по свету». Пришлась по душе зрителям и вторая — «Наши гости». Успех не случаен. Его определяет высокий художественно-творческий уровень спектакля. Но каждый последовательно развивает основную тему постановки — красоту и мужество современного человека, утверждение великого праздника жизни. Не последнее место тут занимают музыкальное оформление, балет, костюмы, напряженный ритм представления. Но, конечно, главное — мастерство артистов. Каждое выступление горячо принимается зрителями, впечатляет...

Заслуженный артист РСФСР Анатолий Марчевский ведет первое отделение спектакля «Наши гости». Его выступление умело срежиссировано и поставлено. Сам коверный демонстрирует незаурядные актерские возможности. Да, он владеет всеми классическими приемами своего жанра. Но вот что характерно именно для этого мастера: любой самый гротесковый трюк неотделим у него от характера лирического героя, образ которого талантливый артист создает прямо на наших глазах. Перед нами — добрый и немного грустный человек, озорной и находчивый, веселый и энергичный, со всеми слабостями и радостями, присущими каждому из нас. Именно поэтому он сразу завоевывает сердца.

Запомнился многим и занятный номер с собаками Виктории Сквирской. Рослые сильные животные, в основном служебных пород, появляются без привычных бантиков и платочков, да и вообще манеж свободен от реквизита. Дрессировщица выходит с красивыми животными и показывает, как много они могут сделать. И четвероногие артисты стараются вовсю. Прыгают через скакалку, крутят кульбиты, проносятся через обручи. Создается впечатление, что весь этот собачий ансамбль действует самостоятельно, без помощи дрессировщицы. Каждый знает свое дело и четко его выполняет. Во всяком случае, глядя на милейшего черного пуделя Митю, на то, как он отчаянно и увлеченно работает, поражаешься, что такое возможно.

Удачно сделана, скажем, такая сценка. Шесть собак сами поднимаются на «оф», сами выстраиваются по росту, как дисциплинированные школьники. И самая крупная ведет этот отряд сначала по всему манежу, а затем увлекает за кулисы. Слов нет, собаки молодцы. Но отдадим должное их наставнице. Ведь это заслуга Виктории Сквирской, что животные умны, красивы, полно раскрывают свои способности. За каждым трюком — огромный труд дрессировщицы. Скажем, сальто-мортале исполняется на манеже в течение секунд, а репетируют его целый год. Зрители об этом даже и не догадываются. Они видят яркое, интересное выступление.

Отмечу и огненных джигитов из Узбекистана под руководством народного артиста СССР Хакима Зарипова. Без лихих наездников, пожалуй, не обходится вообще ни одно цирковое представление. Это всегда увлекательное зрелище. Номер Зарипова не исключение. Усиливают впечатление красочные национальные костюмы, трюки, скорость. Перед вами как бы оживают страницы восточных легенд. Конники Зарипова придают программе неповторимую романтическую окраску...

Внимания заслуживает каждый номер спектакля, но все-таки «гвоздем программы» остается аттракцион «Львы Африки» Николая Сквирского. И потому о нем — подробнее.

...Львы появляются на манеже неожиданно. Сначала одни, без дрессировщика. Ведут себя легко, свободно, будто они на воле, в опаленных солнцем саваннах, резвятся, играют. Но эта «разминка» тотчас кончается, как только в клетку входит укротитель. Только что праздно разгуливающие хищники сразу превращаются в заправских «артистов», ловких и шустрых. А ведь львы, в отличие от тигров сонливы и тяжелы на подъем. На воле спят 18—22 часа в сутки. Открывают глаза, чтобы напиться или насытиться пищей, добытой львицей. Так что «раскачать» льва дело не простое.

В работе Сквирского новизна многих трюков идет как раз от активного движения животных. Так, лев Арамис в ходе спектакля сам подползает под Сквирского, и дрессировщик гарцует верхом на нем по манежу. Как только укротитель спрыгивает со льва, другой лев тотчас подключается к этой оценке и затевает с Арамисом игру в «чехарду». Одно действие вытекает из другого. Причем все это выполняют животные, масса которых часто превышает 300 кг. Так, один из львов — Портос — весит более 400 кг. И пусть не обманывает иных зрителей кажущаяся покорность и флегматичность этих зверей. Они способны в секунду выстрелить бешеный заряд энергии, далеко не безопасный. И укротитель проявляет недюжие волевые качества, управляя своим грозным «коллективом». Причем не со стороны. А в максимальной близости от хищников, входя с ними в непосредственный контакт. Это и «объятия» и «голова льва на плече». Или «ладушки». Почему здесь не срабатывает инстинкт дикого зверя? Ведь согласно ему лев выпускает когти в лапе, занесенной для удара. Сквирскому удалось «обмануть» природу. В аттракционе много трюков сложных. Это и «чехарда» и поперечный баланс двух львов на буме или такая сценка: на спины двум львам кладется «мостик», на который садится третий лев и застывает как изваяние на «оф». Всего не перечислишь. Это нужно видеть. Одно заметим. Каждый выход — премьера. Нельзя предугадать, что произойдет в следующую секунду. Ведь во время работы с одним львом за спиной — еще несколько. Поэтому нужно быть всегда в форме, чтобы звери не почувствовали «слабинку», не усомнились в силе и власти укротителя. А это достигается упорными тренировками.

Разумеется, конфликты случаются. Но совсем редко. Отношения у Сквирского со львами самые дружеские. Полный контакт укротителя с животными, взаимное уважение.

Время берет свое. Животные стареют. На смену приходит новое поколение гривастых артистов. Им Сквирский уделяет особое внимание. Ведь это будущее аттракциона. Он смело подключает молодежь, вводит их «партнерами» к уже опытным львам.

В современном аттракционе с хищниками одного только укротителя мало. Чтобы создать настоящее произведение искусства, требуется союз творческих сил. Так родился замысел представления для детей, главным персонажем которого должен стать лев Бонифаций. Сегодня к работе уже подключились сценарист А. Братов, композитор А. Кальварский, режиссер М. Москвин, художница Л. Федорова. Творческие силы, как в настоящем театре. Только все роли в нем исполняют не люди, а львы. Правда, сам дрессировщик считает их полноправными коллегами. Сквирский так и говорит: «Мы собираемся с Портосом совершить рекордный прыжок». Это он имеет в виду прыжок верхом на льве с тумбы на тумбу без лонжи. Словом, у Сквирского много новинок, задумок. И мы их скоро увидим. А пока...

Под гром аплодисментов, перекрывающих звонкую медь оркестра, укротитель принимает из рук маленькой девочки букет ярких гвоздик и вручает их льву: «Это тебе, заслужил!» Награжденный важно направляется к тумбе, унося в зубах подарок. Все. Представление окончено. Гаснет круг манежа. Публика расходится. Но у каждого зрителя надолго останется в памяти вечер, проведенный в новом Днепропетровском цирке. И он непременно захочет вернуться сюда еще раз. Снова.

С. АРУТИНОВ

оставить комментарий

 

НОВОЕ НА ФОРУМЕ


 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования