О первом в России
Литератор М. Медведев написал, а Лениздат выпустил массовым тиражом небольшую книжечку объемом менее двух печатных листов — «Ленинградский цирк».
Автор задался целью познакомить читателей — гостей города на Неве (книжка вышла в серии «Туристу — о Ленинграде») — с историей создания старейшего русского цирка. И надо с удовлетворением отметить, что он не только успешно справился с этой задачей, но попутно выполнил и другую — популярно рассказал, разумеется, в предельно сжатой форме, как возникло и развивалось в России древнейшее искусство цирка, каких замечательных успехов достигло оно в наше, советское время.
Любознательный читатель почерпнет из этого очерка много интересных сведений, расширяющих его представление о выдающихся деятелях русского цирка. Книга рассказывает об А. Л. и В. Л. Дуровых, В. Ж. Труцци, И. С. Радунском, А. С. Александрове-Серже, А. И. Сосине и других, а также и о том огромном интересе, который всегда проявляли к цирковому искусству передовые люди нашей отечественной культуры. В творчестве И. С. Тургенева, Н. А. Некрасова, Д. В. Григоровича, А. И. Куприна, А. М. Горького, А. А. Блока, В. В, Маяковского, Ю. К. Олеши тема цирка так или иначе нашла свое отражение. Многие корифеи русской сцены были непосредственными участниками творческой жизни Ленинградского цирка.
Тепло вспоминает автор о плодотворной работе таких деятелей советского цирка, как Е. М. Кузнецов и Г. С. Венецианов. Значительное место в книжке уделено видным артистам — В. и Ю. Дуровым, И. Бугримовой, Карандашу, О. Попову, В. Филатову, Б. Вяткину, Б. Манжелли, М. Назаровой и многим-многим другим, чьи творческие судьбы в той или иной мере связаны с Ленинградским цирком.
Взволнованно рассказывает М. Медведев, как осенью 1944 года, когда фронт отодвинулся от стен Ленинграда, энтузиасты-добровольцы стали готовить цирк к открытию. И вот 29 ноября зрительный зал заполнили люди в зимних пальто, ватниках, полушубках и валенках. И с манежа вдохновенно прозвучало:
— Мы снова здесь!
Этими словами начал свой монолог народный артист СССР Ю. М. Юрьев, участвовавший в прологе. Вслед за тем появился Карандаш, сын потомственного ленинградского рабочего с «Электросилы». Сопровождаемый своим неизменным четвероногим партнером Пушком, он взял ножницы и перерезал ленту, протянутую у входа на манеж.
Зрители, соскучившиеся по веселому, яркому зрелищу, награждали горячими аплодисментами исполнителей каждого номера, с любопытством следили за работой женщин, одетых в красную с золотыми позументами униформу. Женщины-униформисты неплохо справлялись со своими нелегкими обязанностями. В рецензии на это представление «Ленинградская правда» отмечала: «Даже и тут, на арене, женщины заменили мужчин!»
С интересом читаются страницы, посвященные послевоенной биографии Ленинградского цирка, его напряженной жизни. Особую привлекательность придает книжке то обстоятельство, что автор, как бы взяв за руку читателя, вводит его в святая святых цирка, куда обычно посторонним нет доступа. Читатель получает возможность побывать на репетиции, проникнуть за кулисы, в конюшни, в артистические гардеробные — одним словом, познакомиться с «кухней» циркового искусства.
Интересная работа М. Медведева не свободна от некоторых неточностей. Так, например, думается, что назвать И. С. Радунского лишь одним из участников прославленного номера Бим-Бом (стр. 18—20), значит, очень неполно охарактеризовать роль старейшего клоуна в этом номере, где он был не просто участником, а основателем, — участников же, как известно, в разное время было несколько.
Совершенно неправомерным представляется также утверждение, будто Ленинградский цирк «...наряду с находящимся в Москве Государственным училищем циркового и эстрадного искусства готовит кадры для манежа». Тут никак не может быть поставлен знак равенства («наряду») между цирком и училищем — не только по масштабам, но и по характеру этой работы. Однако частности остаются частностями, и они никак не могут заслонить то главное и положительное, что определяет рецензируемую книжку. Она по достоинству займет свое место на книжной полке произведений о цирке, где пока еще не очень тесно.
Мне кажется, что издание книжки о своем цирке, предпринятое Лениздатом, должно послужить примером для многих других издательств страны. Вспомнить и рассказать о цирке родного города особенно важно сейчас, в преддверии исполняющегося в 1969 году пятидесятилетия советского цирка.
ЯН ОСТРОВСКИЙ
Журнал Советский цирк. Сентябрь 1966 г.
оставить комментарий