О первом в России - В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ
В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

О первом в России

Литератор М. Медведев написал, а Лениздат выпустил массовым тиражом небольшую книжечку объемом менее двух печатных листов — «Ленинградский цирк».

Автор задался целью познакомить чита­телей — гостей города на Неве (книжка вышла в серии «Туристу — о Ленинграде») — с историей создания старейшего русского цирка. И надо с удовлетворением отме­тить, что он не только успешно справился с этой задачей, но попутно выполнил и другую — популярно рассказал, разумеет­ся, в предельно сжатой форме, как возник­ло и развивалось в России древнейшее ис­кусство цирка, каких замечательных успехов достигло оно в наше, советское время.

Любознательный читатель почерпнет из этого очерка много интересных сведений, расширяющих его представление о выдаю­щихся деятелях русского цирка. Книга рассказывает об А. Л. и В. Л. Дуровых, В. Ж. Труцци, И. С. Радунском, А. С. Александрове-Серже, А. И. Сосине и других, а также и о том огромном интересе, который всегда проявляли к цирковому искусству передовые люди нашей отечествен­ной культуры. В творчестве И. С. Тургенева, Н. А. Некрасова, Д. В. Григоровича, А. И. Куприна, А. М. Горького, А. А. Блока, В. В, Маяковского, Ю. К. Олеши тема цирка так или иначе нашла свое отражение. Многие корифеи русской сцены были непосредственными участниками творческой жизни Ленинградского цирка.

Тепло вспоминает автор о плодотворной работе таких деятелей советского цирка, как Е. М. Кузнецов и Г. С. Венецианов. Значительное место в книжке уделено видным артистам — В. и Ю. Дуровым, И. Бугримовой, Карандашу, О. Попову, В. Филатову, Б. Вяткину, Б. Манжелли, М. Назаровой и многим-многим другим, чьи творческие судьбы в той или иной мере связаны с Ленинградским цирком.

Взволнованно рассказывает М. Медве­дев, как осенью 1944 года, когда фронт отодвинулся от стен Ленинграда, энтузиасты-добровольцы стали готовить цирк к открытию. И вот 29 ноября зрительный зал заполнили люди в зимних пальто, ват­никах, полушубках и валенках. И с манежа вдохновенно прозвучало:

— Мы снова здесь!

Этими словами начал свой монолог народный артист СССР Ю. М. Юрьев, участвовавший в прологе. Вслед за тем появил­ся Карандаш, сын потомственного ленинградского рабочего с «Электросилы». Сопровождаемый своим неизменным четве­роногим партнером Пушком, он взял ножницы и перерезал ленту, протянутую у вхо­да на манеж.

Зрители, соскучившиеся по веселому, яркому зрелищу, награждали горячими аплодисментами исполнителей каждого номера, с любопытством следили за ра­ботой женщин, одетых в красную с золо­тыми позументами униформу. Женщины-униформисты неплохо справлялись со свои­ми нелегкими обязанностями. В рецензии на это представление «Ленинградская правда» отмечала: «Даже и тут, на арене, женщины заменили мужчин!»

С интересом читаются страницы, посвя­щенные послевоенной биографии Ленин­градского цирка, его напряженной жизни. Особую привлекательность придает книжке то обстоятельство, что автор, как бы взяв за руку читателя, вводит его в свя­тая святых цирка, куда обычно посторон­ним нет доступа. Читатель получает воз­можность побывать на репетиции, проник­нуть за кулисы, в конюшни, в артистиче­ские гардеробные — одним словом, позна­комиться  с  «кухней» циркового искусства.

Интересная работа М. Медведева не свободна от некоторых неточностей. Так, например, думается, что назвать И. С. Ра­дунского лишь одним из участников про­славленного номера Бим-Бом (стр. 18—20), значит, очень неполно охарактеризовать роль старейшего клоуна в этом номере, где он был не просто участником, а осно­вателем, — участников же, как известно, в разное время было несколько.

Совершенно неправомерным представ­ляется также утверждение, будто Ленин­градский цирк «...наряду с находящимся в Москве Государственным училищем цирко­вого и эстрадного искусства готовит кадры для манежа». Тут никак не может быть по­ставлен знак равенства («наряду») между цирком и училищем — не только по мас­штабам, но и по характеру этой работы. Однако частности остаются частностями, и они никак не могут заслонить то глав­ное и положительное, что определяет рецензируемую книжку. Она по достоинству займет свое место на книжной полке про­изведений о цирке, где пока еще не очень тесно.

Мне кажется, что издание книжки о своем цирке, предпринятое Лениздатом, должно послужить примером для многих других издательств страны. Вспомнить и рассказать о цирке родного города осо­бенно важно сейчас, в преддверии испол­няющегося в 1969 году пятидесятилетия со­ветского цирка.
 

ЯН ОСТРОВСКИЙ

Журнал Советский цирк. Сентябрь 1966 г.

оставить комментарий

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования