О премьере нового спектакля «Знак на скале»
Весной 1966 года в Симферополе состоялась премьера циркового представления «Знак на скале», поставленного режиссером Е. Рябчуковым. Это событие примечательно еще и тем, что оно ознаменовало собой рождение нового, в основном молодежного, Азербайджанского коллектива, который дебютировал на арене в ответственном сюжетном спектакле, подготовленном к 50-летию Великого Октября.
Пантомима «Знак на скале», органически включенная в общий контекст спектакля, рассказывает о вооруженном восстании крестьян дореволюционного Азербайджана, а весь спектакль посвящен славным азербайджанским нефтяникам наших дней, их трудовым подвигам и радостной, счастливой жизни.
Вольтижеры на шарах под руководством Б. ГАЗАРЯНА
Буровой мастер Аслан и его верная подруга жизни Гюльджахан — главные герои представления. Оба прошли большой революционный и трудовой жизненный путь. Они боролись не только за свое личное счастье, но и за то, чтобы человек труда стал хозяином на земле. И сегодня, в день их) золотой свадьбы, у супругов двойная радость — Аслану присвоено звание почётного нефтяника.
Много родных и друзей собралось на праздник, чтобы сердечно поздравить Аслана и Гюли. Приехали на торжество и артисты цирка во главе с другом Аслана по революционной борьбе Джафаром. С огромной радостью демонстрируют они свое искусство в честь славных нефтяников. А Джафар, приехавший к старому другу после долгих лет разлуки, выступает в образе Ходжи Насреддина, не раскрывая себя перед юбилярами до конца представления.
Счастливым виновникам торжества преподносят на празднике бесконечное множество букетов роз... Так естественно возникает переход к пантомиме о вооруженном восстании крестьян, символическим знаком которого был цветок розы, высеченный Асланом на скале. Перед зрителями проходят памятные эпизоды далекого прошлого. Здесь и лирические сцены, рисующие чистую трепетную любовь юных Аслана и Гюли, их радостные надежды на счастье. И картина жестокой расправы помещика Сафарбека и его приспешников с крестьянами, похищение невесты Аслана — красавицы Гюли. И, наконец, завершающая часть пантомимы — старый азербайджанский базар... Несмолкаемый разноголосый гул пестрой красочной толпы, призывные звуки национальных инструментов — зурны и нагары, под аккомпанемент которых проходят характерные для восточных базаров народные зрелища: петушиный бой, борьба и блестящее выступление канатоходца (кендирбаза) в исполнении артиста Д. Залова.
На фоне восточного базара и происходит заключительная сцена, рисующая жаркую схватку восставших крестьян со стражей ненавистного феодала. Вооруженные прислужники Сафарбека разгромлены. Народ радостно приветствует победителей.
На этом заканчивается пантомима о крестьянском восстании, и действие снова переносится из прошлого в наши дни. Торжество нефтяников продолжается: снова выступают артисты цирка, веселые репризы исполняют Насреддин и распорядители праздника Шулы и Гулы.
Сцена у родника
И вдруг где-то далеко-далеко возникает певучая лирическая мелодия. Это песня о любви, которую молодой Аслан посвятил когда-то своей невесте Гюли. Сейчас эту мелодию исполняет Насреддин. Он играет на той самой свирели, которую Аслан подарил много лет назад своему юному другу Джафару. Радостно встречаются старые боевые товарищи, И сегодня Джафар, бережно сохранивший свирель Аслана, преподносит ее Гюльджахан, как самый ценный подарок, как символ торжествующей любви.
Друзья вспоминают, что в годы гражданской войны в Азербайджане Аслан командовал конным отрядом лихих бойцов. И вот теперь он как бы передает эстафету в надежные руки молодежи, своим детям и внукам. На манеж вылетают азербайджанские джигиты. Этот новый великолепный номер, подготовленный Ю. Мерденовым, блестяще завершает представление. Отрадно отметить, что весь творческий коллектив во главе с режиссером-постановщиком Е. Рябчуковым много и успешно потрудился над созданием этого значительного по своему идейному содержанию, красочного спектакля, отмеченного своеобразием национального колорита.
Большую роль в пантомиме играет отличная музыка, написанная талантливым азербайджанским композитором народным артистом республики Р. Гаджиевым. 8 ней даны яркие музыкальные характеристики героев представления. Своей эмоциональной насыщенностью и пленительной мелодичностью музыка волнует зрителей и помогает артистам в создании запоминающихся образов. Разнообразная по гармоническим краскам — то нежная и задушевная, то тревожная и грозная — она создает соответствующее настроение как в лирических, так и в героических картинах.
На праздник нефтяников приехал Ходжа Насреддин (артист М. ПОЗДНЯКОВ)
Успеху спектакля во многом способствуют красочные национальные костюмы и лаконичное декоративное оформление, с большим вкусом выполненные художниками Э. Алмас-заде и А. Фальковским.
Много в представлении и хороших цирковых номеров. Это прежде всего — акробаты-вольтижеры на шарах под руководством Б. Газаряна, эквилибристы на вольно-стоящих лестницах, возглавляемые Н. Голядзе, музыкальные эксцентрики А. Аскеров и Д. Шварцман. Следует отметить также оригинальную музыку композитора Г. Рзаева, написанную им к новым номерам Азербайджанского коллектива, и полные обаяния национальные танцы, поставленные балетмейстером Л. Леоновым.
Доброе слово хочется сказать и об оркестре Симферопольского цирка под управлением дирижера Б. Татишвили. Он показал себя на премьере зрелым ансамблем, прекрасно справившимся со сложной партитурой пантомимы. Хорошо исполняют роли главных героев — молодых Аслана и Гюли — артисты А. Расулов и Ш. Бахшалиева. Все лирические сцены они проводят естественно, убедительно, без всякого нажима и налета слащавости. Благородным и бесстрашным предстает перед зрителями Аслан в героических эпизодах. Убедителен в роли Джафара (юного друга Аслана) артист X. Расулов.
Следует отметить бесспорную актерскую удачу А. Аскерова, создавшего острый гротесковый образ адвоката Эмина. Успешно проводят свои роли прислужников Сафарбека артисты Ю. Мерденов и Умуд-Али. Менее убедителен А. Самедов в роли Сафарбека. Ему еще явно не хватает актерского мастерства для глубокого раскрытия образа жестокого и коварного феодала.
С большим юмором ведет роль Насреддина артист М. Поздняков. У него есть содержательная выходная интермедия и хорошая клоунада «Химия». Думается все же, что авторы сценария остались в долгу перед артистом — ему недостает остроумных реприз для полноценного раскрытия образа веселого народного мудреца. Хорошо помогают М. Позднякову вести программу артисты К. Абдулаев и Г. Меликов, исполняющие роли распорядителей праздника — Щулы и Гулы. Они показывают ряд оригинальных музыкальных реприз, построенных на неожиданном звучании разнообразных предметов народного обихода. Особый интерес в их репертуаре представляет остроумная трюковая реприза — шутка с бурдюком вина, вызывающая несмолкаемый смех зрительного зала.
Схватка Аслана и стражника
В затруднительном положении оказались артисты П. Братко и К. Голядзе, игравшие на премьере роли старых Аслана и Гюльджахан. Для характеристики этих образов у авторов сценария не нашлось ярких красок и нужного сюжетного решения. Они .фактически бездействуют и поэтому не становятся центральными персонажами праздника. Этот очевидный недостаток сценария остался непреодоленным и в режиссерской трактовке. Присутствие Аслана и Гюльджахан среди зрителей на протяжении всего представления вносит однообразие во многие мизансцены праздника.
Имеются в спектакле и другие недостатки, над устранением которых следует серьезно подумать режиссеру-постановщику и авторам сценария. Явно Недоработана сцена в доме Сафарбека. В ней мало использованы средства цирковой выразительности, элементы буффонады и гротеска. Не доведены еще до полноценного звучания массовые сцены на базаре, в которых более ярко и убедительно должна быть показана активная помощь народа повстанцам. Чрезмерно многословны комментарии диктора к пантомиме — они легко могут быть сокращены.
Отмечая все эти недостатки, я ни в коей мере не хочу приуменьшить большую творческую и педагогическую работу, которую проделал режиссер Е. Рябчуков, поставив сложный цирковой спектакль в окончательно еще несформировавшемся и неокрепшем коллективе. Перед ним стояла трудная задача, и он с честью ее решил. Смелый режиссерский поиск, огромный творческий труд и энтузиазм всего коллектива достойны всяческой похвалы.
Итак, премьера состоялась, представление пользуется у зрителей заслуженным успехом. Верится, что участники представления не будут почивать на первых лаврак, а с еще большей энергией продолжат работу по усовершенствованию интересного спектакля. От души хочется поздравить молодой Азербайджанский коллектив с днем его рождения и пожелать ему счастливого пути!
А. РОЖДЕСТВЕНСКИЙ
Журнал Советский цирк. Август 1966 г.
оставить комментарий